Урок русского языка. Тема: "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательная: продолжить работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждений на основе прочитанного текста.

Развивающая: развитие у учащихся таких мыслительных операций как анализ, синтез, выделение главного, обобщение.

Воспитывающая: содействовать развитию умения уважать мнения других, общаться между собой; воспитывать потребность высказывать свою точку зрения по поводу поднятой проблемы; помочь осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Вам уже знаком алгоритм работы. Напомните его.

1. Внимательно читаем текст и определяем его тему, тип и стиль речи.

2. Формулируем проблему.

3. Комментируем проблему.

4. Формулируем позицию автора.

5. Выражаем своё отношение к проблеме.

6. Приводим аргументы.

7. Работаем над заключением.

I. Задание: прочитайте текст Ф.Соколовой. Определите тему текста, тип и стиль речи.

На дворе стоял 1940 год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к заведующей учебной частью:

- Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесёт.

Голос у завхоза тусклый, ровный. Ни волнения, ни сомнения в нём нет. Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. Только и всего.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит! Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

- Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. Постыдись.

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. Она выходит в коридор, выискивает глазами кого-то и зовёт:

- Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

Никаких продуманных намерений у меня не было. Всё вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

- Куда вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуйте ещё.

На щеках у меня были красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит, берёт из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

Я ждала мести, подвохов, ругательств за спиной… Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. Почему же воспитатели ничего не замечали? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий он человек. Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

- О чём этот текст? (О равнодушии)

- К какому стилю речи он относится? (Художественному)

- Тип(ы) речи данного текста? (Повествование с элементами описания и рассуждения)

II. Учитель: Особую трудность для анализа представляет художественный текст с использованием диалога. В нём может быть противопоставлено несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах. Выявить её можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали.

- Сформулируйте проблему текста.

Учитель: Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса. В этом вам поможет пункт А28.

Сформулировать проблему можно, отталкиваясь и от позиции автора, утверждения, основной мысли текста. Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

(Может ли равнодушие людей породить зло?)

- Итак, проблема сформулирована. Вступление к сочинению можно начать с рассуждения о заглавии, которое вы могли бы дать данному тексту. Тогда обязательно в заглавии должна прозвучать тема текста.

Можете написать диалог с воображаемым собеседником о проблеме (теме) данного текста. Иногда уместно начать рассуждение с ключевого слова (именительный темы), с ряда риторических вопросов или одного вопроса, созвучных или созвучного теме (проблеме).

Задание: напишите самостоятельно вступительную часть к сочинению, учитывая рекомендации.

- Прочтите ваши варианты вступления.

III. - Перечитайте центральные абзацы текста.

- Проследите за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления? Обратите внимание на диалоги, используемые в тексте, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

Задание: подчеркните ключевые слова и фразы. (То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит!)

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! …что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.)

Учитель: Возможен такой комментарий проблемы: “Автор описывает ситуацию из жизни детского дома: учительница заставила завхоза вернуть ворованный сахар, в то время как её коллеги, прекрасно понимавшие, что на их глазах происходит воровство, промолчали. Рассказчица искренне удивлена равнодушным молчанием завуча и воспитателей. Её поступка было достаточно для того, чтобы нечестный человек оставил работу: “Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло!” В размышлениях героини звучит мысль о том, что равнодушие удобно для “ленивых душ”. А ведь именно в душе человека заложено стремление к добру и справедливости. К сожалению, люди далеко не всегда прислушиваются к внутреннему голосу, который призывает бороться со злом”.

IV. - Перечитайте проблемный вопрос и найдите в тексте ответ на него. Это и есть авторская позиция. Чаще всего она сформулирована в последнем абзаце (…что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.)

- Напишите свои варианты этой части сочинения.

V. - Перечитайте ещё раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами.

(Например: Я полностью согласен с автором текста.

VI. - Докажите, что, победив в себе равнодушие, можно победить и людское зло. Найдите примеры, подтверждающие это в литературе и искусстве, истории, вспомните биографии выдающихся личностей. Приведите два аргумента.

VII. - Перечитайте всё, что у вас получилось.

- Сделайте вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.

Вывод может быть написан в виде развёрнутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях. Это может быть и цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но обязательно прокомментирована.

Задание: написать самостоятельно варианты заключительной части сочинения.

Учитель: при написании сочинения важно помнить, что все его части должны быть логически связаны.

Итог урока.

Д/з. Отредактировать сочинение.