Развитие элементарных математических представлений у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

Обучающие задачи.

  • Продолжать учить составлять арифметические задачи, выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
  • Закреплять знания о последовательности дней недели.
  • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Закреплять умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.

Развивающие задачи.

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Словарная работа: путешествия, мель, стражник, сокровище.

Индивидуальная работа: обращать внимание на автоматизацию звуков у Артёма Б., Эдика Б., Лизы К.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Демонстрационный материал: “телеграмма”, телефон, цветы, иллюстрация к задаче, ребус, иллюстрация двери замка, мягкие модули, аудиозапись.

Раздаточный материал: конверты с цифрами, лист бумаги в клетку, карандаш.

Ход занятия

Заходим в групповую комнату. Приветствуем приглашённых гостей.

Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны “Математика”:

“Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность.

Желаю удачи. Фея!”.

Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула, то стул?

Дети: Ниже стола.

Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка?

Дети: Уже дороги.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

Дети: Короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка?

Дети: Тоньше верёвки.

Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?

Дети: Младше сестры.

Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плавание?

Дети: Надо построить корабль!

(Дети строят корабль из мягких модулей)

Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями.

Воспитатель: Итак, отправляемся. Начинаем отсчёт.

(Хоровой счёт от 1 до 10)

Воспитатель: И вот мы уже в море.

Раздаётся телефонный звонок. Педагог “принимает” сообщение.

Воспитатель: Дети, я получила сообщение с другого корабля.

Послушайте внимательно:
“Наш корабль сел на мель
И матросы всю неделю
Карамель на мели ели”.

- Чтобы помочь матросам надо громко и чётко передать это сообщение другим кораблям.

(Дети повторяют сообщение 2 раза.)

Воспитатель: Нас услышали и спешат на помощь. А мы отправляемся дальше.

- Ой, на море опустился туман времени. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы:

- Сколько дней матросы сидели на мели? (7)

- Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней.)

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какой день недели между понедельником и средой?

- Какой день недели до вторника?

- Какой день недели после среды?

Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать какой он по счёту (четверг, пятница, воскресенье).

Воспитатель: Молодцы. Мы быстро продвигаемся вперёд. Мы уже на острове. Надо сбросить якорь.

Физминутка:

Море очень широко (Дети широко разводят руки в стороны).
Море очень глубоко (Приседают, коснувшись ладонями пола).
Рыбки там живут, друзья! (Выполняют упражнение “рыбка”).
А вот воду пить – нельзя (Разводят руки в стороны, приподняв плечи).

Воспитатель: На острове растут необыкновенные цветы. На некоторых цветах – задание – загадки Феи.

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки:

У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1).

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.
Сколько ворон? (2).

Сколько ушей у трёх мышей. (6).

Воспитатель: Молодцы. Следующее задание Феи: надо побывать на лесной полянке, где зайчата собрались поиграть в мяч.

- Сколько зайчат играют?

- Сколько ещё идут к ним?

Дети: Играют четыре зайчонка , к ним пришел еще один зайчонок.

Воспитатель: Составьте задачу про зайчат.

(Дети составляют задачу: на поляне 5 зайчат играют в мяч, к ним пришли ещё 2 зайчонка. Сколько зайчат на полянке?).

Воспитатель: Выделите условие задачи.

Дети: В футбол играли четыре зайчонка, к ним прискакал еще один зайчонок.

Воспитатель: Повторите вопрос к задачи?

Дети: Сколько всего зайчат играло в футбол?

Воспитатель: Выложите решение с помощью цифр и знаков.

(Работа детей за столами).

Воспитатель: Прочитайте выражение.

Воспитатель: Какой ответ задачи?

Дети: Пять зайчат играли в футбол.

Воспитатель: Мы справились ещё с одним заданием Феи и оказались перед старым замком.

Где же искать нам сокровище? Ведь замок такой большой.

Воспитатель: В этом нам поможет ребус, вы должны прочитать его.

(Дети разгадывают ребус). (По – два – л)

Воспитатель: Правильно! Но дверь в подвал охраняет невидимый стражник. Надо узнать, кто это и назвать его.

Мы его начертим.

Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:

2 - вверх

2 - вправо

1 - вверх

2 - вправо

1 - вверх

1 - вправо

4 - вниз

6 - вправо

2 - вверх

1 - вправо

8 - вниз

1 - влево

3 - вверх

1 -влево

3 - вниз

1 - влево

3 - вверх

4 - влево

3 - вниз

1 - влево

3 - вверх

1 - влево

3 - вниз

1 - влево

6 - вверх

2 - влево

Воспитатель: Кто же это охраняет замок?

Дети: Это собака.

Воспитатель: С каким сложным заданием вы справились, потому что были настойчивыми и внимательны.

Воспитатель: Осталось открыть дверь, но на двери висит замок. Надо разгадать код замка!

- Я задумала число, если к этому числу прибавить 1, то тогда получится 6. Какое число я задумала?

Дети: Вы задумали число 5.

Воспитатель: Молодцы! Мы справились со всеми заданиями и нашли сокровище. Фея благодарит вас за хорошую игру.

Воспитатель: А нам пора в детский сад. Проходите на корабль.

(Обратный счёт.)

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- А что вам понравилось в путешествии?

- Какое задание Феи для вас было самым сложным?

- Как вы думаете, кто лучше всех справлялся с заданиями Феи?

(Ответы детей)

- Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище.

Литература:

  1. “Логические игры и загадки” дошкольное образование. ЮНВЕС. Москва. 2000 г.
  2. “Математика от трёх до семи”. Санкт-Петербург. “Детство-Пресс”. 2007 г.