Программное содержание.
Обучающие задачи.
- Продолжать учить составлять арифметические задачи, выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
- Закреплять знания о последовательности дней недели.
- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
- Закреплять умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивающие задачи.
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Словарная работа: путешествия, мель, стражник, сокровище.
Индивидуальная работа: обращать внимание на автоматизацию звуков у Артёма Б., Эдика Б., Лизы К.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Демонстрационный материал: “телеграмма”, телефон, цветы, иллюстрация к задаче, ребус, иллюстрация двери замка, мягкие модули, аудиозапись.
Раздаточный материал: конверты с цифрами, лист бумаги в клетку, карандаш.
Ход занятия
Заходим в групповую комнату. Приветствуем приглашённых гостей.
Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны “Математика”:
“Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность.
Желаю удачи. Фея!”.
Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула, то стул?
Дети: Ниже стола.
Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка?
Дети: Уже дороги.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
Дети: Короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка?
Дети: Тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?
Дети: Младше сестры.
Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плавание?
Дети: Надо построить корабль!
(Дети строят корабль из мягких модулей)
Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями.
Воспитатель: Итак, отправляемся. Начинаем отсчёт.
(Хоровой счёт от 1 до 10)
Воспитатель: И вот мы уже в море.
Раздаётся телефонный звонок. Педагог “принимает” сообщение.
Воспитатель: Дети, я получила сообщение с другого корабля.
Послушайте внимательно:
“Наш корабль сел на мель
И матросы всю неделю
Карамель на мели ели”.
- Чтобы помочь матросам надо громко и чётко передать это сообщение другим кораблям.
(Дети повторяют сообщение 2 раза.)
Воспитатель: Нас услышали и спешат на помощь. А мы отправляемся дальше.
- Ой, на море опустился туман времени. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы:
- Сколько дней матросы сидели на мели? (7)
- Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней.)
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели между понедельником и средой?
- Какой день недели до вторника?
- Какой день недели после среды?
Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать какой он по счёту (четверг, пятница, воскресенье).
Воспитатель: Молодцы. Мы быстро продвигаемся вперёд. Мы уже на острове. Надо сбросить якорь.
Физминутка:
Море очень широко (Дети широко разводят руки в стороны).
Море очень глубоко (Приседают, коснувшись ладонями пола).
Рыбки там живут, друзья! (Выполняют упражнение “рыбка”).
А вот воду пить – нельзя (Разводят руки в стороны, приподняв плечи).
Воспитатель: На острове растут необыкновенные цветы. На некоторых цветах – задание – загадки Феи.
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки:
У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1).
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.
Сколько ворон? (2).
Сколько ушей у трёх мышей. (6).
Воспитатель: Молодцы. Следующее задание Феи: надо побывать на лесной полянке, где зайчата собрались поиграть в мяч.
- Сколько зайчат играют?
- Сколько ещё идут к ним?
Дети: Играют четыре зайчонка , к ним пришел еще один зайчонок.
Воспитатель: Составьте задачу про зайчат.
(Дети составляют задачу: на поляне 5 зайчат играют в мяч, к ним пришли ещё 2 зайчонка. Сколько зайчат на полянке?).
Воспитатель: Выделите условие задачи.
Дети: В футбол играли четыре зайчонка, к ним прискакал еще один зайчонок.
Воспитатель: Повторите вопрос к задачи?
Дети: Сколько всего зайчат играло в футбол?
Воспитатель: Выложите решение с помощью цифр и знаков.
(Работа детей за столами).
Воспитатель: Прочитайте выражение.
Воспитатель: Какой ответ задачи?
Дети: Пять зайчат играли в футбол.
Воспитатель: Мы справились ещё с одним заданием Феи и оказались перед старым замком.
Где же искать нам сокровище? Ведь замок такой большой.
Воспитатель: В этом нам поможет ребус, вы должны прочитать его.
(Дети разгадывают ребус). (По – два – л)
Воспитатель: Правильно! Но дверь в подвал охраняет невидимый стражник. Надо узнать, кто это и назвать его.
Мы его начертим.
Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:
2 - вверх
2 - вправо
1 - вверх
2 - вправо
1 - вверх
1 - вправо
4 - вниз
6 - вправо
2 - вверх
1 - вправо
8 - вниз
1 - влево
3 - вверх
1 -влево
3 - вниз
1 - влево
3 - вверх
4 - влево
3 - вниз
1 - влево
3 - вверх
1 - влево
3 - вниз
1 - влево
6 - вверх
2 - влево
Воспитатель: Кто же это охраняет замок?
Дети: Это собака.
Воспитатель: С каким сложным заданием вы справились, потому что были настойчивыми и внимательны.
Воспитатель: Осталось открыть дверь, но на двери висит замок. Надо разгадать код замка!
- Я задумала число, если к этому числу прибавить 1, то тогда получится 6. Какое число я задумала?
Дети: Вы задумали число 5.
Воспитатель: Молодцы! Мы справились со всеми заданиями и нашли сокровище. Фея благодарит вас за хорошую игру.
Воспитатель: А нам пора в детский сад. Проходите на корабль.
(Обратный счёт.)
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- А что вам понравилось в путешествии?
- Какое задание Феи для вас было самым сложным?
- Как вы думаете, кто лучше всех справлялся с заданиями Феи?
(Ответы детей)
- Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище.
Литература:
- “Логические игры и загадки” дошкольное образование. ЮНВЕС. Москва. 2000 г.
- “Математика от трёх до семи”. Санкт-Петербург. “Детство-Пресс”. 2007 г.