Урок математики в 6-м классе. Тема: "Умножение дробей"

20.07.2012

Цели урока: получить алгоритмы умножения дробей, умножения дроби на натуральное число и тренировать способность к их практическому использованию.

Обучающие:

  • сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число, правило умножения обыкновенных дробей;
  • вырабатывать у учащихся навыки применения правил при выполнении действий.

Развивающие:

  • развитие аналитического мышления учащихся;
  • формирование умения выделять главное и обобщать.

Воспитывающие:

  • воспитание интереса к математике, активности, творчества.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

  • повторить основное свойство дроби, понятия сократимая и несократимая дробь, процент, сокращение дробей;
  • проверить умение детей выполнять сокращение дробей;
  • сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число; правило умножения обыкновенных дробей;
  • отрабатывать навыки умножения дроби на натуральное число, дроби на дробь;
  • проверить уровень усвоения материала.

Структура урока.

1. Постановка целей урока и мотивация изучения темы.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучения нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

По завершении урока учащийся должен:

Знать: правило умножения дроби на натуральное число; дроби на дробь.

Уметь: умножать дробь на натуральное число, дробь на дробь.

Методы организации учебной деятельности: проблемный, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ.

Оборудование: учебник математики 6-й класс, автор Н. Л. Виленкин; задания для обучения и развития учащихся “Математика 6 класс” авт. Беленкова Е Ю, Лебединцева Е А , изд-во Интеллект-Центр, Москва. 2007;  мультимедийный проектор, экран.

 Ход урока

1. Мотивация. Сообщение темы урока, целей, плана урока

Учитель. Добрый день ребята. Эпиграфом к нашему урока будут эти строки: “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт сын ошибок трудных и гений парадоксов друг…”. Сегодня, изучая новую тему, мы не сделаем таких великих открытий, как наш земляк -Михаил Ломоносов, но значимые для себя открытия вы совершите обязательно. Для этого надо быть настойчивым и внимательным.

II. Актуализация опорных знаний.

Повторение теоретического материала:

- повторить основное свойство дроби;

- что значит сократить дробь;

- какая дробь называется неправильной;

- как выделить целую часть из неправильной дроби.

Учитель. Начнем с повторения. На доске написаны числа: 12, 13, 14. Напишите на своих планшетах и покажите составленные из данных чисел правильные несократимые дроби.

- Какая дробь называется правильной?

Напишите на своих планшетах и покажите составленные из данных чисел правильные сократимые дроби.

Напишите на своих планшетах и покажите составленные из данных чисел неправильные сократимые дроби.

Что называют сокращением дробей?

Можно ли из чисел 9, 12,15 сконструировать несократимые дроби. Запишите неправильные сократимые дроби, выделите целую часть.

Сегодня у нас необычный день, 14.11.11 - Международный день отказа от курения, я хочу познакомить вас с моим помощником

Доктором Айболитом (заходит мальчик в костюме Айболита). А пригласила я его, потому что у него для вас есть интересные сведения. Внимательно слушайте и на листочках выписывайте встречающиеся в тексте проценты. (На фоне презентации о вреде курения. (Приложение 1) Айболит делает небольшое сообщение. Рассказывает учащийся, подготовленный дома. Дети работают.)

Айболит: “Ежегодно в третий четверг ноября в большинстве стран мира отмечается Международный день отказа от курения. Он был установлен Американским онкологическим обществом в 1977 году.

Статистика сообщает, что 12% женщин в России  и 58 % мужчин заядлые курильщики. Несмотря на усилия здравоохранительных организаций, не так уж много людей бросает курить, не помогает даже риск смерти. По данным Всемирной организации здравоохранения: в мире 90% смертей от рака легких, 75% — от хронического бронхита и 25% — от ишемической болезни сердца ,обусловлены курением. У курильщика пульс чаще и поэтому его сердце в сутки делает около 15000 лишних сокращений. Человек, выкуривающий в день по 10 сигарет, умышлено сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет. Курящие ежегодно выкуривают в атмосферу большое количество вредных веществ: синильную кислоту, аммиак, никотин, деготь, угарный газ. О существовании центров помощи в отказе от курения не знают 70% населения. Кроме того, существует понятие “ Пассивное курение” – нахождение в одном помещении с курильщиком. В результате пассивного курения канцерогенные вещества, содержащиеся в сигаретном дыме, гораздо опаснее для детей. Так пассивное курение ежегодно служит причиной возникновения астмы, бронхитов у детей.

В целом мире от куренья
Люди погибают,
Может то, что это вредно,
Многие не знают?
Заменяют чистый воздух
Дымом сигаретным,
Наслаждаются безумцы,
Плодом сим запретным!
Выбросьте и затопчите
Вашу папиросу,
Чтобы нам не возвращаться
К этому вопросу!”.

Учитель. Большое спасибо, Айболит, наши учащиеся ведут здоровый образ жизни, но эту информацию они обязательно примут к сведению и расскажут другим.

Ребята, переведите проценты из текста в обыкновенные дроби и выполните сокращение. Обменялись листочками с соседом и выполнили проверку. (Взаимопроверка). Сколько верно выполненных заданий такова и оценка. Поднимите руки у кого “5”, “4”, а “ 2” есть?

Учитель. Откройте тетради, запишите число.

Какие действия с дробями вы умеете выполнять и знаете правило, как это сделать?

Дети. Действия с дробями. Мы умеем сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными знаменателями и эти же действия со смешанными числами.

Учитель. Как вы думаете, что еще необходимо изучить, чтобы в полной мере оперировать с дробями?

Дети. Умножение и деление дробей.

Учитель. Сегодня на уроке будем работать над темой: “Умножение дробей”. (Записывают тему в тетрадь). Сформулируем правило умножения дробей, научимся его применять.

Замените сумму произведением. (На доске):

5 + 5 + 5 =  5 • 3
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2  =  2 • 7
а  + а  + а  + а  + а  +  а  =  а•6

Замените произведение суммой

3 • 5  =  3 + 3 + 3 + 3 + 3
8 • 2 = 8 + 8
b • 3 = b + b + b

3. Изучение нового материала (10 мин.) Кто будет моим помощником при объяснении новой темы классу? (Выбирает 2 учащихся. Их надо принарядить (маски заготовлены заранее), чтобы они вошли в образ Котика и Песика для чтения презентации по ролям. Используется Презентация “ Умножение дробей” Каратановой Марины Николаевны, МОУ СОШ № 25, г.Фокино. Слайды 1-5. Приложение 2) Объяснение ведется на основе презентации в тетради делаются записи.

Запись в тетради 2/3 +2/3+ 2/3 =6/3 =2

Как с помощью умножения можно получить такой ответ? Что интересного заметили? 3==6/3=2 (Числитель дроби равен произведению числителя дроби и числа 3, а знаменатель остался без изменения.)

Попробуем сформулировать правило умножения дроби на натуральное число.

Дети выдвигают версии правила умножения дроби на натуральное число. (Приложение 2)

– Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменений.

Рассматривают данное действие на числовой прямой. Слайд № 5.

4. Закрепление новых знаний (3 мин.)

Возьмите листочки с солнышком (Приложение “Солнышко”), решите несколько примеров на закрепление. Рядом пишите ответ, ученики комментируя с места, учитель на доске.

Айболит проводит гимнастику для глаз.

Упражнения для глаз

Будем делать мы сейчас.
Смотрим вверх и смотрим вниз.
Смотрим вдаль и смотрим вблизь.
И десяток раз моргнем,
И зажмуримся потом.
Если глазки устают –
Упражнения спасут!

5. Работа с учебником (5 мин.)

Цель: научиться умножать дробь на дробь.

- Самостоятельно рассмотрите по учебнику задачу 2 на стр. 69. Разобрать решение задачи 2 на странице 69 учебника, используя рисунок 19 на странице 69.(Использование геометрической модели).

Задача 2. Длина прямоугольника 4/5 дм, а ширина 2/3 дм (рис. 19). Чему равна площадь прямоугольника?

Решение. Из рисунка видно, что данный прямоугольник можно получить так: разделить одну сторону квадрата со стороной 1 дм на 5 одинаковых частей и взять 4 такие части, а другую сторону разделить на 3 одинаковые части и взять 2 такие части. При таком делении квадрат будет состоять из 15 равных частей, а прямоугольник будет состоять из 8 таких частей. Значит, площадь прямоугольника равна 8/15 дм2.
Но мы знаем, что площадь прямоугольника равна произведению длины и ширины. Следовательно, число можно получить умножением 4/5 на 2/3.
Итак, .

Попробуйте сформулировать правило умножения дроби на дробь.

Чтобы умножить дробь на дробь, надо:

1) найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей;

2) первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.

6. Закрепление правил умножения дроби на натуральное число и дроби на дробь. (Решение заданий с кодированным ответом. Дидактический материал, у каждого учащегося. Установление межпредметных связей. Использование учебного материала по ботанике. Работа в парах).

Учитель. Заскучал Айболит, а ведь он пришел к нам с интересным заданием, выполнив его, выясним кто понял, как применять правила. Расшифруйте название необыкновенного фрукта, решив 8 примеров, можно работать в паре. Выполните вычисления и запишите в таблицу буквы соответственно найденным ответам.

У …. , Р …. , К …. , Е ….,

Т 0,5 …, Ф …., Д …, Ж … .

0,125 0,2 2,4 3 0,3
               

Айболит. Об этом фрукте мы узнаем с вами из Википедии (обеспечив выход в Интернет на уроке или сохранив предварительно полученную информацию, Айболит комментирует слайды). Приложение “Джекфрут”.

7. Рефлексия (1 мин.) Рисуют смайлик на планшете и показывают. Улыбку, если “Я хорошо понял, как умножать дроби” и грустную рожицу уголки рта вниз, если “Я не всё понял, у меня были ошибки”.

8. Домашнее задание (1 мин.) п.13 (1, 2), № 472 (а-з),  № 474, 475.

9. Итог урока (2 мин.)

Учитель. Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке? Как умножить дробь на натуральное число? Как умножить дробь на дробь?

Приложение “Джекфрут”

Приложение “Солнышко”

Цели урока: получить алгоритмы умножения дробей, умножения дроби на натуральное число и тренировать способность к их практическому использованию.

Обучающие:

  • сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число, правило умножения обыкновенных дробей;
  • вырабатывать у учащихся навыки применения правил при выполнении действий.

Развивающие:

  • развитие аналитического мышления учащихся;
  • формирование умения выделять главное и обобщать.

Воспитывающие:

  • воспитание интереса к математике, активности, творчества.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

  • повторить основное свойство дроби, понятия сократимая и несократимая дробь, процент, сокращение дробей;
  • проверить умение детей выполнять сокращение дробей;
  • сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число; правило умножения обыкновенных дробей;
  • отрабатывать навыки умножения дроби на натуральное число, дроби на дробь;
  • проверить уровень усвоения материала.

Структура урока.

1. Постановка целей урока и мотивация изучения темы.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучения нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

По завершении урока учащийся должен:

Знать: правило умножения дроби на натуральное число; дроби на дробь.

Уметь: умножать дробь на натуральное число, дробь на дробь.

Методы организации учебной деятельности: проблемный, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ.

Оборудование: учебник математики 6-й класс, автор Н. Л. Виленкин; задания для обучения и развития учащихся “Математика 6 класс” авт. Беленкова Е Ю, Лебединцева Е А , изд-во Интеллект-Центр, Москва. 2007;  мультимедийный проектор, экран.

 Ход урока

1. Мотивация. Сообщение темы урока, целей, плана урока

Учитель. Добрый день ребята. Эпиграфом к нашему урока будут эти строки: “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт сын ошибок трудных и гений парадоксов друг…”. Сегодня, изучая новую тему, мы не сделаем таких великих открытий, как наш земляк -Михаил Ломоносов, но значимые для себя открытия вы совершите обязательно. Для этого надо быть настойчивым и внимательным.

II. Актуализация опорных знаний.

Повторение теоретического материала:

- повторить основное свойство дроби;

- что значит сократить дробь;

- какая дробь называется неправильной;

- как выделить целую часть из неправильной дроби.

Учитель. Начнем с повторения. На доске написаны числа: 12, 13, 14. Напишите на своих планшетах и покажите составленные из данных чисел правильные несократимые дроби.

- Какая дробь называется правильной?

Напишите на своих планшетах и покажите составленные из данных чисел правильные сократимые дроби.

Напишите на своих планшетах и покажите составленные из данных чисел неправильные сократимые дроби.

Что называют сокращением дробей?

Можно ли из чисел 9, 12,15 сконструировать несократимые дроби. Запишите неправильные сократимые дроби, выделите целую часть.

Сегодня у нас необычный день, 14.11.11 - Международный день отказа от курения, я хочу познакомить вас с моим помощником

Доктором Айболитом (заходит мальчик в костюме Айболита). А пригласила я его, потому что у него для вас есть интересные сведения. Внимательно слушайте и на листочках выписывайте встречающиеся в тексте проценты. (На фоне презентации о вреде курения. (Приложение 1) Айболит делает небольшое сообщение. Рассказывает учащийся, подготовленный дома. Дети работают.)

Айболит: “Ежегодно в третий четверг ноября в большинстве стран мира отмечается Международный день отказа от курения. Он был установлен Американским онкологическим обществом в 1977 году.

Статистика сообщает, что 12% женщин в России  и 58 % мужчин заядлые курильщики. Несмотря на усилия здравоохранительных организаций, не так уж много людей бросает курить, не помогает даже риск смерти. По данным Всемирной организации здравоохранения: в мире 90% смертей от рака легких, 75% — от хронического бронхита и 25% — от ишемической болезни сердца ,обусловлены курением. У курильщика пульс чаще и поэтому его сердце в сутки делает около 15000 лишних сокращений. Человек, выкуривающий в день по 10 сигарет, умышлено сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет. Курящие ежегодно выкуривают в атмосферу большое количество вредных веществ: синильную кислоту, аммиак, никотин, деготь, угарный газ. О существовании центров помощи в отказе от курения не знают 70% населения. Кроме того, существует понятие “ Пассивное курение” – нахождение в одном помещении с курильщиком. В результате пассивного курения канцерогенные вещества, содержащиеся в сигаретном дыме, гораздо опаснее для детей. Так пассивное курение ежегодно служит причиной возникновения астмы, бронхитов у детей.

В целом мире от куренья
Люди погибают,
Может то, что это вредно,
Многие не знают?
Заменяют чистый воздух
Дымом сигаретным,
Наслаждаются безумцы,
Плодом сим запретным!
Выбросьте и затопчите
Вашу папиросу,
Чтобы нам не возвращаться
К этому вопросу!”.

Учитель. Большое спасибо, Айболит, наши учащиеся ведут здоровый образ жизни, но эту информацию они обязательно примут к сведению и расскажут другим.

Ребята, переведите проценты из текста в обыкновенные дроби и выполните сокращение. Обменялись листочками с соседом и выполнили проверку. (Взаимопроверка). Сколько верно выполненных заданий такова и оценка. Поднимите руки у кого “5”, “4”, а “ 2” есть?

Учитель. Откройте тетради, запишите число.

Какие действия с дробями вы умеете выполнять и знаете правило, как это сделать?

Дети. Действия с дробями. Мы умеем сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными знаменателями и эти же действия со смешанными числами.

Учитель. Как вы думаете, что еще необходимо изучить, чтобы в полной мере оперировать с дробями?

Дети. Умножение и деление дробей.

Учитель. Сегодня на уроке будем работать над темой: “Умножение дробей”. (Записывают тему в тетрадь). Сформулируем правило умножения дробей, научимся его применять.

Замените сумму произведением. (На доске):

5 + 5 + 5 =  5 • 3
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2  =  2 • 7
а  + а  + а  + а  + а  +  а  =  а•6

Замените произведение суммой

3 • 5  =  3 + 3 + 3 + 3 + 3
8 • 2 = 8 + 8
b • 3 = b + b + b

3. Изучение нового материала (10 мин.) Кто будет моим помощником при объяснении новой темы классу? (Выбирает 2 учащихся. Их надо принарядить (маски заготовлены заранее), чтобы они вошли в образ Котика и Песика для чтения презентации по ролям. Используется Презентация “ Умножение дробей” Каратановой Марины Николаевны, МОУ СОШ № 25, г.Фокино. Слайды 1-5. Приложение 2) Объяснение ведется на основе презентации в тетради делаются записи.

Запись в тетради 2/3 +2/3+ 2/3 =6/3 =2

Как с помощью умножения можно получить такой ответ? Что интересного заметили? 3==6/3=2 (Числитель дроби равен произведению числителя дроби и числа 3, а знаменатель остался без изменения.)

Попробуем сформулировать правило умножения дроби на натуральное число.

Дети выдвигают версии правила умножения дроби на натуральное число. (Приложение 2)

– Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменений.

Рассматривают данное действие на числовой прямой. Слайд № 5.

4. Закрепление новых знаний (3 мин.)

Возьмите листочки с солнышком (Приложение “Солнышко”), решите несколько примеров на закрепление. Рядом пишите ответ, ученики комментируя с места, учитель на доске.

Айболит проводит гимнастику для глаз.

Упражнения для глаз

Будем делать мы сейчас.
Смотрим вверх и смотрим вниз.
Смотрим вдаль и смотрим вблизь.
И десяток раз моргнем,
И зажмуримся потом.
Если глазки устают –
Упражнения спасут!

5. Работа с учебником (5 мин.)

Цель: научиться умножать дробь на дробь.

- Самостоятельно рассмотрите по учебнику задачу 2 на стр. 69. Разобрать решение задачи 2 на странице 69 учебника, используя рисунок 19 на странице 69.(Использование геометрической модели).

Задача 2. Длина прямоугольника 4/5 дм, а ширина 2/3 дм (рис. 19). Чему равна площадь прямоугольника?

Решение. Из рисунка видно, что данный прямоугольник можно получить так: разделить одну сторону квадрата со стороной 1 дм на 5 одинаковых частей и взять 4 такие части, а другую сторону разделить на 3 одинаковые части и взять 2 такие части. При таком делении квадрат будет состоять из 15 равных частей, а прямоугольник будет состоять из 8 таких частей. Значит, площадь прямоугольника равна 8/15 дм2.
Но мы знаем, что площадь прямоугольника равна произведению длины и ширины. Следовательно, число можно получить умножением 4/5 на 2/3.
Итак, .

Попробуйте сформулировать правило умножения дроби на дробь.

Чтобы умножить дробь на дробь, надо:

1) найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей;

2) первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.

6. Закрепление правил умножения дроби на натуральное число и дроби на дробь. (Решение заданий с кодированным ответом. Дидактический материал, у каждого учащегося. Установление межпредметных связей. Использование учебного материала по ботанике. Работа в парах).

Учитель. Заскучал Айболит, а ведь он пришел к нам с интересным заданием, выполнив его, выясним кто понял, как применять правила. Расшифруйте название необыкновенного фрукта, решив 8 примеров, можно работать в паре. Выполните вычисления и запишите в таблицу буквы соответственно найденным ответам.

У …. , Р …. , К …. , Е ….,

Т 0,5 …, Ф …., Д …, Ж … .

0,125 0,2 2,4 3 0,3
               

Айболит. Об этом фрукте мы узнаем с вами из Википедии (обеспечив выход в Интернет на уроке или сохранив предварительно полученную информацию, Айболит комментирует слайды). Приложение “Джекфрут”.

7. Рефлексия (1 мин.) Рисуют смайлик на планшете и показывают. Улыбку, если “Я хорошо понял, как умножать дроби” и грустную рожицу уголки рта вниз, если “Я не всё понял, у меня были ошибки”.

8. Домашнее задание (1 мин.) п.13 (1, 2), № 472 (а-з),  № 474, 475.

9. Итог урока (2 мин.)

Учитель. Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке? Как умножить дробь на натуральное число? Как умножить дробь на дробь?

Приложение “Джекфрут”

Приложение “Солнышко”

Цели урока: получить алгоритмы умножения дробей, умножения дроби на натуральное число и тренировать способность к их практическому использованию.

Обучающие:

  • сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число, правило умножения обыкновенных дробей;
  • вырабатывать у учащихся навыки применения правил при выполнении действий.

Развивающие:

  • развитие аналитического мышления учащихся;
  • формирование умения выделять главное и обобщать.

Воспитывающие:

  • воспитание интереса к математике, активности, творчества.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

  • повторить основное свойство дроби, понятия сократимая и несократимая дробь, процент, сокращение дробей;
  • проверить умение детей выполнять сокращение дробей;
  • сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число; правило умножения обыкновенных дробей;
  • отрабатывать навыки умножения дроби на натуральное число, дроби на дробь;
  • проверить уровень усвоения материала.

Структура урока.

1. Постановка целей урока и мотивация изучения темы.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучения нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

По завершении урока учащийся должен:

Знать: правило умножения дроби на натуральное число; дроби на дробь.

Уметь: умножать дробь на натуральное число, дробь на дробь.

Методы организации учебной деятельности: проблемный, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ.

Оборудование: учебник математики 6-й класс, автор Н. Л. Виленкин; задания для обучения и развития учащихся “Математика 6 класс” авт. Беленкова Е Ю, Лебединцева Е А , изд-во Интеллект-Центр, Москва. 2007;  мультимедийный проектор, экран.

 Ход урока

1. Мотивация. Сообщение темы урока, целей, плана урока

Учитель. Добрый день ребята. Эпиграфом к нашему урока будут эти строки: “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт сын ошибок трудных и гений парадоксов друг…”. Сегодня, изучая новую тему, мы не сделаем таких великих открытий, как наш земляк -Михаил Ломоносов, но значимые для себя открытия вы совершите обязательно. Для этого надо быть настойчивым и внимательным.

II. Актуализация опорных знаний.

Повторение теоретического материала:

- повторить основное свойство дроби;

- что значит сократить дробь;

- какая дробь называется неправильной;

- как выделить целую часть из неправильной дроби.

Учитель. Начнем с повторения. На доске написаны числа: 12, 13, 14. Напишите на своих планшетах и покажите составленные из данных чисел правильные несократимые дроби.

- Какая дробь называется правильной?

Напишите на своих планшетах и покажите составленные из данных чисел правильные сократимые дроби.

Напишите на своих планшетах и покажите составленные из данных чисел неправильные сократимые дроби.

Что называют сокращением дробей?

Можно ли из чисел 9, 12,15 сконструировать несократимые дроби. Запишите неправильные сократимые дроби, выделите целую часть.

Сегодня у нас необычный день, 14.11.11 - Международный день отказа от курения, я хочу познакомить вас с моим помощником

Доктором Айболитом (заходит мальчик в костюме Айболита). А пригласила я его, потому что у него для вас есть интересные сведения. Внимательно слушайте и на листочках выписывайте встречающиеся в тексте проценты. (На фоне презентации о вреде курения. (Приложение 1) Айболит делает небольшое сообщение. Рассказывает учащийся, подготовленный дома. Дети работают.)

Айболит: “Ежегодно в третий четверг ноября в большинстве стран мира отмечается Международный день отказа от курения. Он был установлен Американским онкологическим обществом в 1977 году.

Статистика сообщает, что 12% женщин в России  и 58 % мужчин заядлые курильщики. Несмотря на усилия здравоохранительных организаций, не так уж много людей бросает курить, не помогает даже риск смерти. По данным Всемирной организации здравоохранения: в мире 90% смертей от рака легких, 75% — от хронического бронхита и 25% — от ишемической болезни сердца ,обусловлены курением. У курильщика пульс чаще и поэтому его сердце в сутки делает около 15000 лишних сокращений. Человек, выкуривающий в день по 10 сигарет, умышлено сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет. Курящие ежегодно выкуривают в атмосферу большое количество вредных веществ: синильную кислоту, аммиак, никотин, деготь, угарный газ. О существовании центров помощи в отказе от курения не знают 70% населения. Кроме того, существует понятие “ Пассивное курение” – нахождение в одном помещении с курильщиком. В результате пассивного курения канцерогенные вещества, содержащиеся в сигаретном дыме, гораздо опаснее для детей. Так пассивное курение ежегодно служит причиной возникновения астмы, бронхитов у детей.

В целом мире от куренья
Люди погибают,
Может то, что это вредно,
Многие не знают?
Заменяют чистый воздух
Дымом сигаретным,
Наслаждаются безумцы,
Плодом сим запретным!
Выбросьте и затопчите
Вашу папиросу,
Чтобы нам не возвращаться
К этому вопросу!”.

Учитель. Большое спасибо, Айболит, наши учащиеся ведут здоровый образ жизни, но эту информацию они обязательно примут к сведению и расскажут другим.

Ребята, переведите проценты из текста в обыкновенные дроби и выполните сокращение. Обменялись листочками с соседом и выполнили проверку. (Взаимопроверка). Сколько верно выполненных заданий такова и оценка. Поднимите руки у кого “5”, “4”, а “ 2” есть?

Учитель. Откройте тетради, запишите число.

Какие действия с дробями вы умеете выполнять и знаете правило, как это сделать?

Дети. Действия с дробями. Мы умеем сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными знаменателями и эти же действия со смешанными числами.

Учитель. Как вы думаете, что еще необходимо изучить, чтобы в полной мере оперировать с дробями?

Дети. Умножение и деление дробей.

Учитель. Сегодня на уроке будем работать над темой: “Умножение дробей”. (Записывают тему в тетрадь). Сформулируем правило умножения дробей, научимся его применять.

Замените сумму произведением. (На доске):

5 + 5 + 5 =  5 • 3
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2  =  2 • 7
а  + а  + а  + а  + а  +  а  =  а•6

Замените произведение суммой

3 • 5  =  3 + 3 + 3 + 3 + 3
8 • 2 = 8 + 8
b • 3 = b + b + b

3. Изучение нового материала (10 мин.) Кто будет моим помощником при объяснении новой темы классу? (Выбирает 2 учащихся. Их надо принарядить (маски заготовлены заранее), чтобы они вошли в образ Котика и Песика для чтения презентации по ролям. Используется Презентация “ Умножение дробей” Каратановой Марины Николаевны, МОУ СОШ № 25, г.Фокино. Слайды 1-5. Приложение 2) Объяснение ведется на основе презентации в тетради делаются записи.

Запись в тетради 2/3 +2/3+ 2/3 =6/3 =2

Как с помощью умножения можно получить такой ответ? Что интересного заметили? 3==6/3=2 (Числитель дроби равен произведению числителя дроби и числа 3, а знаменатель остался без изменения.)

Попробуем сформулировать правило умножения дроби на натуральное число.

Дети выдвигают версии правила умножения дроби на натуральное число. (Приложение 2)

– Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменений.

Рассматривают данное действие на числовой прямой. Слайд № 5.

4. Закрепление новых знаний (3 мин.)

Возьмите листочки с солнышком (Приложение “Солнышко”), решите несколько примеров на закрепление. Рядом пишите ответ, ученики комментируя с места, учитель на доске.

Айболит проводит гимнастику для глаз.

Упражнения для глаз

Будем делать мы сейчас.
Смотрим вверх и смотрим вниз.
Смотрим вдаль и смотрим вблизь.
И десяток раз моргнем,
И зажмуримся потом.
Если глазки устают –
Упражнения спасут!

5. Работа с учебником (5 мин.)

Цель: научиться умножать дробь на дробь.

- Самостоятельно рассмотрите по учебнику задачу 2 на стр. 69. Разобрать решение задачи 2 на странице 69 учебника, используя рисунок 19 на странице 69.(Использование геометрической модели).

Задача 2. Длина прямоугольника 4/5 дм, а ширина 2/3 дм (рис. 19). Чему равна площадь прямоугольника?

Решение. Из рисунка видно, что данный прямоугольник можно получить так: разделить одну сторону квадрата со стороной 1 дм на 5 одинаковых частей и взять 4 такие части, а другую сторону разделить на 3 одинаковые части и взять 2 такие части. При таком делении квадрат будет состоять из 15 равных частей, а прямоугольник будет состоять из 8 таких частей. Значит, площадь прямоугольника равна 8/15 дм2.
Но мы знаем, что площадь прямоугольника равна произведению длины и ширины. Следовательно, число можно получить умножением 4/5 на 2/3.
Итак, .

Попробуйте сформулировать правило умножения дроби на дробь.

Чтобы умножить дробь на дробь, надо:

1) найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей;

2) первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.

6. Закрепление правил умножения дроби на натуральное число и дроби на дробь. (Решение заданий с кодированным ответом. Дидактический материал, у каждого учащегося. Установление межпредметных связей. Использование учебного материала по ботанике. Работа в парах).

Учитель. Заскучал Айболит, а ведь он пришел к нам с интересным заданием, выполнив его, выясним кто понял, как применять правила. Расшифруйте название необыкновенного фрукта, решив 8 примеров, можно работать в паре. Выполните вычисления и запишите в таблицу буквы соответственно найденным ответам.

У …. , Р …. , К …. , Е ….,

Т 0,5 …, Ф …., Д …, Ж … .

0,125 0,2 2,4 3 0,3
               

Айболит. Об этом фрукте мы узнаем с вами из Википедии (обеспечив выход в Интернет на уроке или сохранив предварительно полученную информацию, Айболит комментирует слайды). Приложение “Джекфрут”.

7. Рефлексия (1 мин.) Рисуют смайлик на планшете и показывают. Улыбку, если “Я хорошо понял, как умножать дроби” и грустную рожицу уголки рта вниз, если “Я не всё понял, у меня были ошибки”.

8. Домашнее задание (1 мин.) п.13 (1, 2), № 472 (а-з),  № 474, 475.

9. Итог урока (2 мин.)

Учитель. Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке? Как умножить дробь на натуральное число? Как умножить дробь на дробь?

Приложение “Джекфрут”

Приложение “Солнышко”


aid: 624400