Цель урока: дать представление о первых реформах, проведённых Иваном IV и его сподвижниками; оценить роль Избранной рады в этот период деятельности царя.
Воспитательная цель: воспитание уважения к родной истории, на примере актуальности реформаторской деятельности.
Развивающая: продолжить развитие навыков работы с источником и на уроках с использованием презентаций.
Основные знания: суть основных реформ правительства Избранной рады.
Основные понятия: венчание на царство, Избранная рада, дворяне, Земский собор, Судебник, приказы, централизованное государство, губные старосты, земские старосты, городовые приказчики, избранная тысяча, стрельцы.
Работа с историческими источниками: чтение и комментирование заметок английского посла Дж. Флетчера; чтение и комментирование отрывков из “Истории государства Российского” И.М. Карамзина; работа с отрывками из работ С.М. Соловьева, В.О. Ключевского.
Основные персоналии: Иван IV, А.Ф. Адашев, Сильвестре митрополит Макарий.
Основные даты:
16 января 1547 г. — венчание Ивана IV на царство;
1549 г. — созыв первого Земского собора;
1550 г. — принятие нового Судебника;
1550 г - военная реформа
1551г. - Стоглавый Собор
1556 г. — реформа местного управления, отмена кормлений.
Межпредметные и внутрикурсовые связи. История России: создание единого Русского государства (§ 20 учебника). История Средних веков: сословно-представительные монархии, создание первых парламентских учреждений в странах Западной Европы (кортесы в Испании; г. парламент в Англии; Генеральные штаты во Франции и т.д.).
Оборудование урока:
1. Учебник, § 23.
2. Рабочая тетрадь.
3. Раздаточный материал: карточки с отрывком из работы историка Н.М. Карамзина.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
1. Докажите, что целью реформ Елены Глинской было укрепление великокняжеской власти.
2. Почему боярское правление вызвало недовольство народа?
3. Что оказало негативное влияние на формирование характера Ивана IV?
III. Актуализация, полученных ранее знаний учащихся:
1. Какова была система управления единым Русским государством при
Иване III и Василии III?
(Примерный ответ учащихся: во главе государства стоял государь и самодержец всея Руси, он советовался с Боярской думой, существовал дворец и казна, с перечислением функций)
IV. Изложение нового материала.
Вопросы.
1. Начало самостоятельного правления. Венчание на царство.
2. Реформы Избранной рады.
А) Созыв Земского собора 1549 г.
Б) Судебник Ивана IV 1550 г.
В) Стоглавый собор 1551 г.
Г) Реформа местного самоуправления 1556 г.
Д) Военная реформа с 1550 г.
Рассказ учителя сочетается с самостоятельной работой учащихся в тетради.
Вступительное слово учителя. Как известно, Ивана IV вошел в историю под прозванием Грозный. Он возглавлял Московское государство почти пол века с 1533- 1584гг. Учёные неоднозначно оценивают эту эпоху. Одни обращают внимание на достижения внешней политики, другие непрестанные войны, казни множества невинных людей. Неоднозначно оценивают и личность Ивана IV – человека умного, не лишённых творческих способностей, но мнительного и очень жестокого.
На протяжении ещё 3-х уроков мы будем с вами знакомиться с периодом правления Ивана IV, и вы ответите на вопрос: “Почему в начале правления Ивана IV был реформатором, а в конце жизни кровавым тираном?”.
Цель задуманных реформ - окончательное собирание и объединение всех русских земель вокруг сильной центральной власти.
Но столь масштабные реформы можно было провести лишь при поддержке широких слоев населения.
1. Начало самостоятельного правления.
Венчание на царство.
Работа с документом Н.М. Карамзин “История Государства российского”.
2. Реформы Избранной рады.
А) Созыв Земского собора 1549 г.
Б) Судебник Ивана IV 1550 г.
В) Стоглавый собор 1551 г.
Г) Реформа местного самоуправления 1556 г.
Д) Военная реформа с 1550 г.
Избранная рада
К концу 40-х годов вокруг царя сложился кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была Ближняя государева дума, которая отражала компромиссный характер внутренней политики, проводимой в тот период Иваном IV. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый. Как писал историк, это были “мужи разумные и совершенные”. Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя.
А) Созыв Земского собора 1549 г.
В1549 г. был созван первый Земский собор — совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов — бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости
.Б) Судебник Ивана IV 1550 г.
Активизация знаний: когда был принят свод законов единого Русского государства? Как он назывался? Какие новые юридические нормы он содержал?
В 1550 г. был принят новый Судебник Ивана IV, способствовавший укреплению централизованной власти.
- Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами.
- Сохранялся и “суд Божий” (поединок между спорящими, “за правыми сила”). Вводилась смертная казнь “за разбой”.
- При разбирательстве дел на местах стало обязательным присутствие земельных старост, выбираемых из числа местных служилых людей и “целовальников”, которые избирались из посадских людей и черного крестьянства.
- Была подтверждена норма Судебника 1497 г. о Юрьеве дне: крестьяне могли уходить oт феодала только один раз в году и даже несколько увеличен размер “пожилого”. При Избранной раде складывается приказная система управления.
- Приказ – особый орган государственной исполнительной власти.
- Важнейшими были: Посольский, Пушкарский, Стрелецкий, Разбойный, Разрядный, Поместный, Челобитный и другие.
- Работа с учебником. Стр. 197.
В) Стоглавый собор 1551 г.
Проблемное задание: докажите, что решения Стоглавого собора способствовали централизации страны.
- В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоятся церковный Собор, вошедший в историю как Стоглавый, так как итоговый документ содержал ровно 100 глав.
- Он оформил пантеон (список) всех русских святых, проверил церковное книги, унифицировал богослужение и все церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовки священников и дьяконов.
- Собор поставил задачу улучшить Бравы духовенства: монахам было запрещено пить водку, дозволялось пить квас и виноградные вина, осуждалось бритье бород.
Г) Реформа местного самоуправления 1556 г.
- Упразднила систему кормлений и местнического правления.
- Введены выборные должности: губных старост, земских старост, городовых приказчиков. Стр. 198 учебника.
- Губа это – территориальный округ совпадающий как правило с волостью или уездом.
- Вершили суд, следили за соблюдением законов и порядка, сбор налогов.
- Органы самоуправления защищали интересы избравшего их населения.
Д) Военная реформа с 1550 г.
- Начали с преобразований военных. Были запрещены местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т.е. главнокомандующему.
- Одновременно было решено “испоместить” в Московском уезде “избранную тысячу”, т.е. из 1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы опорой самодержавной власти.
- Вводился новый порядок комплектования армии. Каждый землевладелец обязан был выставить с каждых 150 десятин земли одного вооруженного воина на коне. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству. За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли.
- Было создано новое постоянное войско из стрельцов, вооруженных пищалями. Стрельцы получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье, а в мирное время жили как посадский люд. Сначала в стрелецкое войско было набрано 3000 человек. Они были разделены на 6 “приказов” (полков) по 500 человек каждый и составляли личную охрану царя. К концу XVI в. в России уже было 25 000 стрельцов. Стрелецкое войско являлось мощной боевой силой Российского государства.
Вопросы для беседы: почему столь важное место в преобразованиях 1550 г. заняла военная реформа? Объясните смысл русской пословицы: “В поле съезжаются, родом не считаются”. Когда она могла появиться? Какова цель создания избранной тысячи! По какому принципу происходило наделение землей в избранной тысяче?
Вопросы: по какому принципу комплектовалось войско? С какой целью был принят этот документ? Как он отразился на положении вотчинников и помещиков? Кому была выгодна эта реформа?
V. Закрепление.
В заключение урока нужно обсудить следующие проблемные вопросы:
- как вы оцениваете деятельность Избранной рады?
- Согласны ли вы с мнением, что ее можно назвать первым в истории России правительством?
- Историк Н.И. Костомаров писал о деятельности Избранной рады: “И вот государство стало управляться кружком любимцев, который Курбский называет Избранной радой. Без совещания с людьми этой Избранной рады Иван не только ничего не устраивал, но даже не смел мыслить... При этом опекуны Ивана старались по возможности вести дело так, чтобы он не чувствовал тягости опеки и ему бы казалось, что он по-прежнему самодержавен”. Согласны ли вы с оценкой историка?
VI. Задание на дом: § 23, вопросы и задания к нему. Задания 2, 3, 4 к § 23 рабочей тетради.