Цель: формировать умение строить разносторонний треугольник.
Задачи: закрепить признаки различных видов треугольников, объединение треугольников по группам на основе выделенных признаков; развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет при выполнении какого-либо задания (построения треугольников из отрезков), целенаправленное внимание, умение вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы; повышать мотивацию к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, мультемедийная установка, разноцветные полоски, раздаточный материал, денежная единица (разноцветные треугольники), презентация в PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята.
– Сегодня мы с вами продолжим изучать построение треугольников с помощью циркуля и линейки (слайд 1). Сегодня на уроке каждый из вас может заработать за правильный ответ “Треугольник” трех цветов. Красный цвет соответствует оценки – 5, синий – 4, зеленый – 3. Накопив наибольшее количество “треугольников” красного цвета, вы сможете получить отличную оценку.
– А сейчас мы вытащим из тайников памяти кое– что ценное и вспомнимте знания, которые пригодятся нам сегодня на уроке.
II. Повторение
– Давайте вспомним, о какой фигуре мы с вами говорили на прошлом уроке.
(О треугольнике)
– У вас у каждого на столе лежат треугольники различного вида и цвета. Разделите их на группы.
– На сколько групп вы разделили треугольники?
– По каким признакам вы разделили треугольники на группы (слайд 2)?
– Какие виды треугольников входят в группу “В зависимости от величины угла”.
– (Прямоугольный, тупоугольный, остроугольный)
– Давайте проверим, правильно ли вы назвали.
– Какие виды треугольников входят в крупу “В зависимости от числа равных сторон”.
(Разносторонний, равнобедренный, равносторонний)
– Давайте проверим, правильно ли вы назвали.
– Ну а теперь я проверю, настолько ли вы хорошо усвоили признаки видов треугольников. Сейчас мы послушаем сказку– вопрос (сказка сопровождается показом слайдов и звучанием музыки.При рассказе музыка регулируется громче, тише) (слайд 3).
– Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот старый треугольник сказал: “Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем”. Все согласились. Рано утром с восходом солнца отправились все треугольники в далекое путешествие.
– (слайд 4) На пути путешественников повстречала река, которая сказала: “переплывут меня только те, у кого все углы острые”. Часть треугольников остались на берегу.
– Какие виды треугольников остались на берегу?
– Остальные благополучно переплыли и отправились дальше.
– (слайд 5) На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны.
– Какие треугольники отправились в дальнейший путь?
– Преодолевшие второе препятствие продолжили путь.
– (слайд 6) Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
– Кто стал королем?
– Какой треугольник называется равносторонний?
– Какой треугольник мы уже умеем строить с помощью циркуля и линейки?
– На столе у вас лежит карточка № 1 (задания дифференцированные).
I-в Дано: АО = 5см Построить: АОК Построение: |
II-в Дано:Построить: АВС Построение: |
– Возьмите циркуль, карандаш и линейку и каждый постройте треугольник заданного размера.
III. Практическая работа (исследовательского характера)
– Оформление тетрадей (запись темы урока и числа).
– (Слайд 7) Давайте вспомним признаки треугольника.
– Кто скажет, сколько сторон и углов у любого треугольника?
– А как вы думаете, из любых трех отрезков можно сложить треугольник или нет?
– (Слайд 8) У вас на столах находятся отрезки зеленого цвета, длиной 4 см, 2 см, 7 см и синего цвета длиной 4 см, 3 см, 5 см.)
– Возьмите в руки отрезки зеленого цвета и попробуйте из них сложить треугольник.
– Получилось? (Нет)
– А теперь попробуйте сложить треугольник из отрезков синего цвета.
– Получилось? (Да)
– Найдите сумму короткого и среднего отрезка синего цвета. Сравните его с длинным отрезком.
– Найдите сумму короткого и длинного отрезка синего цвета. Сравните его со средним отрезком.
– Найдите сумму среднего и длинного отрезка синего цвета. Сравните его с коротким отрезком.
– (Слайд 9) Запомните: сумма двух сторон треугольника всегда больше третьей стороны.
– А теперь объясните, почему не получилось собрать треугольник из зеленых отрезков?
– (Слайд 10) Объясните по каким данным можно построить треугольник.
– Сейчас мы с вами построим разносторонний треугольник по данным отрезков синего цвета.
– (Слайд 11) Объяснение учителем построение разностороннего треугольника. (У учащихся на столах лежат дополнительные памятки построения разностороннего треугольника.)
IV. Закрепление
– С. 142 № 475 – один учащийся работает у доски остальные в тетради.
– Возьмите карточку № 2 (задания дифференцированные) – по данным постройте тот треугольник, который существует – Iв, а II – в по данным строит разносторонний треугольник.
I-в По каким данным можно построить треугольник: а) 5 см, 6с м, 8 см; б) 4 см, 5 см, 11 см. Построение: |
II-в По заданным размерам (2 см, 3 см, 4 см) постройте разносторонний треугольник.
Построение: |
V. Итог урока
– Сколько всего видов треугольников вы знаете?
– На какие группы можно разделить все треугольники?
– Какой треугольник мы сегодня строили на уроке?
– Всегда ли можно построить разносторонний треугольник?
– Подсчет заработанных очков и выставление оценок за урок.
Домашнее задание. Построить разносторонний треугольник по своим размерам.
Рефлексия (Слайд 12)
– Что больше всего вас заинтересовало на уроке, что удивило?
– Что понравилось больше всего?
– Урок окончен (Слайд 13).