Цели и задачи урока:
- дать учащимся представление о роли и специфике органов чувств;
- формировать представления учащихся о значении органов чувств в познании окружающего мира;
- воспитывать любовь к музыке, окружающему миру, чувство прекрасного, бережное отношение учащихся к своему здоровью, работать над развитием коммуникативных навыков и устной речи учащихся.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование,
- репродукция картины И. Левитана “Березовая роща”,
- аудиозапись П.И. Чайковский “Времена года” (фрагмент “Июнь”),
- маршрутные листы, кусочки бумаги, лоскуты разных тканей,
- соль, сахар, мука в стаканах,
- игрушечные музыкальные иструменты,
- предметные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок –
Начинается урок! (слайд №1)
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит, как следует потрудиться, чтобы узнать нечто новое и интересное. От вас потребуется внимательно слушать, активно участвовать в наших исследованиях, принимать самостоятельные решения.
1. - Для начала я предлагаю послушать стихотворение Алана Милна и угадать, о чем написал в нем поэт:
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный … стучит (дождь)
- Догадались, о чем это стихотворение? Конечно, о дожде.
- А что помогло вам определить, что стихотворение о дожде? (грохот грома; слышим стучит по листьям, по крышам)
2. - А теперь рассмотрите репродукцию картины Исаака Левитана “Березовая роща”. (слайд 2)
- Какие чувства вызвала у вас эта картина? (чувство радости)
- Какие возникли воспоминания? (летние каникулы, поездка в лес)
- Что помогло вам увидеть красоту родной природы? (наши глаза)
3. - А теперь давайте послушаем музыкальный фрагмент “Июнь” Петра Ильича Чайковского из альбома “Времена года”.
- Что помогло вам, ребята, насладиться музыкой? (наши уши)
4. - А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “арбуз”, “лимон”, “ветер” «огонь» и т.д. (сладко, кисло, холодно, горячо…)
- Что же помогает нам ощущать окружающий нас мир, отличать одни предметы от других? Как узнали, что маки- красные, небо - голубое, арбуз - сладкий, ветер – холодный, а музыка - прекрасная? Что же это за волшебные помощники, которые помогают ощущать красоту и неповторимость окружающего нас мира? (дети перечисляют органы чувств)
- Совершенно верно, эти помощники – наши глаза, уши, нос, язык, кожа. А кто из вас знает, каким понятием можно объединить все эти органы? Правильно, это - органы чувств. (слайд 3)
- Сегодня мы уточним, какова роль каждого из этих органов и почему их называют органами чувств.
III. Открытие новых знаний.
- Сейчас я предлагаю вам провести некоторые исследования и поработать в группах (дети делятся на две группы).
- Посовещайтесь в группах и определите, кто будет экспертом, все остальные ребята в группе – исследователи.( дети в каждой группе выбирают эксперта)
(Эксперт каждой группы получает маршрутный лист.) (слайд 4)
- На каждом из пяти столов лежат разные предметы (столы пронумерованы). Вам надо в течение 5 – 7 минут переходя от стола к столу определить, какие органы чувств более всего помогли определить, что это за предметы.
- Результаты исследований записывайте в свой маршрутный лист. По окончании вашей работы мы выслушаем сообщения экспертов каждой группы о тех выводах, которые вы сделали. Приступайте к работе.
1 стол. - На столе стоят стаканы с мукой, сахаром, солью.
- Вопрос: что надо сделать, чтобы определить, какие вещества находятся в каждом стакане?
- Какой из органов чувств помог вам это определить?
2 стол. - На столе мешок, в котором кусочки бумаги, картон, ткань.
- Задание: попробуйте не заглядывая в мешок определить, что в нём лежит.
- Какой из органов чувств вам в этом помог?
3 стол. - На столе листы цветной бумаги.
- Задание: определите, какого цвета бумага перед вами.
- Какой из органов помог вам в этом?
4 стол. - На столе лежат: погремушка, игрушечные музыкальные инструменты.
- Вопрос: что надо сделать, чтобы узнать “голос” каждого предмета?
- Какой орган вам помог?
5 стол. - На столе цветные коробочки.
- Задание: попробуйте не открывая коробочек определить, что в них.
- Какой орган вам поможет в этом случае?
Учащиеся работают в группах. Проводят исследования и записывают результаты в маршрутные листы.
По окончании, эксперт каждой группы даёт отчёт о проделанной работе по маршрутному листу.
ВЫВОДЫ.
- Чтобы определить, какие вещества в стаканах на первом столе, надо было попробовать их на вкус. Нам помог орган вкуса – язык.
- Определить предметы на втором столе смогли при помощи рук. Ощупывая предметы, смогли найти и отличить бумагу от картона и ткани. Помог орган осязания – кожа.
- Определить цвет бумаги помогли глаза – органы зрения.
- Узнать “голос” каждого предмета помог орган слуха – уши.
- Назвать каждый предмет на последнем столе с закрытыми глазами нам помог наш нос – орган обоняния.
- Ребята, как вы думаете, а легко ли человеку будет жить, если хоть один из органов чувств вдруг перестанет работать? (Нет)
- Так как же надо относиться каждому человеку к своим органам чувств? (Бережно) - Как надо беречь свои органы чувств? (Ребята делают свои выводы).
IV. Составление правил защиты органов чувств. (слайд 5)
Орган осязания – кожа всегда должна быть чистой. Для этого каждый человек должен каждую неделю мыться с мылом. Руки надо мыть несколько раз в день. Обязательно перед едой, после туалета, после возвращения с улицы. И еще надо оберегать кожу от повреждений, пораненное место надо обязательно продезинфицировать, в серьезных случаях – обращаться к врачу.
Орган обоняния – нос также надо держать в чистоте. Нельзя вставлять в нос посторонние предметы. Нельзя нюхать резко пахнущие вещества, так как можно получить ожог слизистой носа.
Орган слуха – ухо надо беречь от переохлаждения. Нельзя ковырять в ушах острыми и металлическими предметами. Уши надо чистить осторожно ватными тампонами или специальными палочками, которые можно приобрести в аптеке. Нельзя включать громко теле- и аудиоаппаратуру. Громкий звук может привести к ослаблению слуха.
Орган зрения – глаза надо беречь особенно, так как именно глаза в большей степени, чем другие органы чувств, дают нам возможность знакомиться с окружающим миром. Поэтому надо беречь глаза от повреждений и травм, от попадания в них посторонних предметов. При попадании в глаза пыли, их надо осторожно промыть водой. Необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с острыми, колющими и режущими предметами. При письме и чтении нельзя близко наклоняться над книгой или тетрадью. Если требуется – надо носить очки, которые пропишет врач.
Орган вкуса – язык помогает нам распознавать вкус еды. Нельзя есть очень горячую пищу, так как это может привести к ожогам.
V. Первичное закрепление.
На мультимедийной доске выведено изображение органов чувств. Ребятам предлагается изображение каждого органа соотнести с его названием.
Учитель зачёркивает и исправляет ошибки. (слайды 6-10)
ГЛАЗ орган вкуса
РУКА орган обоняния
ЯЗЫК орган слуха
УХО орган зрения
НОС орган осязания
V. Закрепление полученных знаний.
Ребята получают карточки с рисунком человечка, у которого отсутствует какой-то орган чувств. (слайд 11)
- Ребята, почему человечек грустный? ( у него нет глаза)
Определите, какого органа чувств не хватает у вашего человечка, дорисуйте его.
(Дети показывают, какой орган дорисовали и называют его.)
VI. Итог урока.
Вывод учащихся о том, что с помощью органов чувств человек познает окружающий мир.