Урок проведен по программе Д.Б. Кабалевского, используется УМК «Музыка. 7 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеева.
Тип урока: урок изучения нового материала
Используемые методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- проблемно-поисковые;
- самостоятельной работы;
- работы с учебником;
- проектный;
- устного контроля;
- тестирования;
- взаимоконтроля.
Используемые приемы обучения:
- объяснение;
- практические задания;
- проблемная ситуация;
- анализ и синтез;
- сравнение и сопоставление.
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальные;
- парно-групповые;
- коллективные;
- фронтальные.
Средства обучения:
- mp3 с записью музыкального произведения;
- учебник и дидактические материалы к уроку;
- компьютер и мультимедиапроектор;
- презентация к уроку.
Тема четверти: Музыкальный образ.
Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
Задачи:
- образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
- развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
- воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.
Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т.И. Науменко, В.В. Алеев учебник по музыке 7 класс.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1
– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.
II. Повторение пройденного.
– Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).
Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).
– С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ).
III. Изучение нового материала.
1) – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 или ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
(Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).
Слайд 3
2) Вопросы для проверки выполнения работы.
- Кто такой Франц Шуберт?
- Когда и где родился Шуберт?
- Кем были родители Шуберта?
- Где Шуберт получил музыкальное образование?
- Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
- Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
- Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
- Сколько песен написал Ф. Шуберт?
- Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
- Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
- Каким человеком был Шуберт?
- Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
- Какого композитора Шуберт боготворил?
- Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
- Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
- Сколько лет прожил Шуберт?
(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)
Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).
3) Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.
– Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:
Слайд 7
– Какие чувства выражает музыка?
– Какой образ передал в своей музыке композитор?
– Кто исполняет это музыкальное произведение?
(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)
– Как называется это произведение?
– Что такое баллада?
Слайд 8
– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
Слайд 9
– Сколько действующих лиц в балладе?
– Как звучит тема каждого героя?
– Какая интонация преобладает в речи персонажей?
– Что вы услышали в аккомпанементе?
– Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.
Слайд 10
Вариант | Действующие лица | Речь | Мелодия | Музыкальное сопровождение |
I | АВТОР ОТЕЦ СЫН |
|||
II | ЛЕСНОЙ ЦАРЬ |
– Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.
(По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)
Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).
– Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:
– Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?
– Как происходит развитие сюжета в балладе?
– Какую роль в произведении играет фортепиано?
Слайд 11
(Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)
– Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» – образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.
4) История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
– Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.
Слайд 12
– Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.
– Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.
Слайд 14
– Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
IV. Закрепление.
– В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.
Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).
(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)
1 вариант | 2 вариант |
1. В какой стране родился Ф. Шуберт? А) Франции Б) Италии В) Австрии 2. Сколько песен написал Шуберт? А) 600 Б) 500 В) 400 3. Кто автор немецкого текста баллады? А) Шиллер Б) Гёте В) Шекспир 4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»? А) 4 Б) 5 В) 6 5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно? А) Отца Б) Лесного царя В) Сына 6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ? А) Пунктирный ритм Б) Ритм марша В) Ритм бешеной скачки 7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития? А) Любовь и ненависть Б) Жизнь и смерть В) Война и мир |
1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт? А) 27 Б) 31 В) 37 2. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»? А) 28 Б) 23 В) 18 3. Кто сделал лучший перевод баллады? А) Пушкин Б) Лермонтов В) Жуковский 4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»? А) Лирический Б) Драматический В) Эпический 5. Как звучит речь автора, отца и сына? А) Взволнованно Б) Завлекательно В) Вкрадчиво 6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия? А) Сына Б) Отца В) Лесного царя 7. Какой характер имеет баллада в целом? А) Тихий и спокойный Б) Взволнованный и тревожный В) Веселый и озорной |
1 вариант | 2 вариант |
1. В 2. А 3. Б 4. А 5. Б 6. В 7. Б |
1. Б 2. В. 3. В. 4. Б 5. А 6. В 7. Б |
Слайд 15
Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».
V. Итог урока.
– С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?
– Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
Слайд 16
– Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?
(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)
VI. Домашнее задание.
– Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
– Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.