Краеведение в деятельности научного общества обучающихся

Разделы: Внеклассная работа


Не так давно началась работа по возрождению патриотического воспитания. Конечно же, это направление деятельности всегда было в школе, только его востребованность в 90-е не была так актуальна, как сейчас. Воспитание патриотизма невозможно без воспитания любви к “малой Родине”, поэтому историко-краеведческое направление приобретает всё большее значение. Оно направлено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Это происходит в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы обучающиеся чувствовали любовь и гордость за свою страну. Богатый патриотический материал содержится в учебных программах по ряду предметов: истории, литературе. Обучающиеся переживают реально чувство привязанности к своей земле, когда включаются самостоятельно в краеведческую работу.

Интеграция культуры республики с изучением различных предметов осуществляется по двум направлениям:

- Включение краеведческой информации из разных предметных областей в программу по предметам. Это позволяет расширить кругозор, сконцентрировать материал вокруг определенной темы. Тематический способ усвоения краеведческого материала помогает систематизировать полученные сведения из разных наук и создать целостную картину истории и современной жизни нашей республики.

- Творческое использование полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития региона.

Основополагающим на пути к выработке новой национальной доктрины Российского государства является понятие “Культура”. Культура государства – это сочетание культур его регионов в целом. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства.

Понимание значимости краеведения в учебно-воспитательном процессе привело к возведению его в ранг краеведческого принципа, который трактуется как общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий учителя на систематическое использование местного материала в учебно-воспитательном процессе.

Задачи краеведческого образования.

  1. Формирование системы знаний о природе края, его истории, быте и культуре.
  2. Формирование представлений о ценности литературных, художественных и музыкальных произведений – как источников познания культуры в истории родного края.
  3. Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края, сохранению традиций народов.
  4. Развитие творческих способностей обучающихся.

Региональный компонент выполняет следующие дидактические функции:

  • развивает кругозор обучающихся;
  • является средством нравственного и патриотического воспитания;
  • развивает исследовательские навыки и умения;
  • является средством поддержания мотивации учения;
  • создает содержательную основу обучения иностранному языку.

6) способствует формированию социокультурной и межкультурной компетенции обучающихся.

Еще несколько лет тому назад использование национально-регионального компонента ставило в тупик даже опытных преподавателей. Наиболее часто звучали на заседаниях методических объединений вопросы, касающиеся данного направления. Учителям сложно было самостоятельно подбирать материалы для регионального компонента.

У научного общества обучающихся гимназии, возникла идея создания мультимедийной краеведческой базы, которая могла бы дополнять материалы и восполнять недостаток информации о родном крае. Отдел презентаций, существующий в научном обществе обучающихся, увеличился в количестве сразу в несколько раз. Работа велась с учётом возрастной и интеллектуальной доступности изучаемого материала.

Существуют три уровня усвоения краеведческой информации.

  1. Эмоционально-познавательный (младшее звено).
  2. Познавательно-поисковый (среднее звено).
  3. Социально-личностный (старшее звено).

В среднем подростковом возрасте значительно активизируется познавательно-поисковая деятельность обучающихся, повышается их мыслительная деятельность. В средних и старших классах с высоким уровнем знаний школьники готовят проекты, на них и решено было опереться.

Именно самостоятельность в поисковой и исследовательской работе является важным образовательным фактором в условиях современной модернизации образования. Процесс создания проекта, ориентированный на обучаемого, предполагает, что ученики сами определяют цели и задачи своей деятельности, отбирают нужный материал, пользуясь разнообразными источниками, планируют содержание этой деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата. Все это принято обозначать как способность и желание обучающихся принимать на себя определенную долю ответственности за ход и результаты процесса создания конечного продукта. Условия, необходимые для организации их деятельности, включают два основных момента:

- психологическую готовность и желание обучающихся учиться самостоятельно; готовность учителя организовать и направлять их деятельность;

- способность учеников действовать в соответствии с собственными внутренними мотивами и целями, а не навязанными кем бы то ни было извне; способность учителя создать необходимые условия для автономного учения и правильно определить свое место в этом процессе.

Работа над проектом предполагает несколько этапов:

  • ученики собирают необходимую информацию;
  • заполняют обобщающую таблицу;
  • свои впечатления они излагают письменно в форме мини-сочинения;
  • собранный материал используется для оформления.

Эта работа вызывает у школьников большой интерес. Обучающиеся обладают достаточной информацией о России. В беседах же о poдном крае, городе, природе, интересных местах, окружающих нас людях выясняется, что информации недостаточно. Исходный уровень знаний о регионе определился с помощью теста на знание элементарной информации. После анализа исходного уровня знаний наметились общие направления работы с региональным компонентом. Консолидация детского интереса к определённым темам, технических и поисковых способностей даёт положительный результат.

Основной задачей был отбор и организация краеведческого материала в соответствии с интересами и возрастными особенностями обучающихся. Работа с подобными материалами часто проходит в виде проектов, которые позволяют учащимся выразить свои идеи в удобной для них форме.

При выборе краеведческого материала учитывается:

  • реальность материалов для обучающихся, т.е. обучающиеся должны точно представлять, о чем идет речь;
  • заинтересованность обучающихся в данном материале;
  • неполнота информации о данном материале;
  • привязанность данного материала к программной теме;
  • социализирующая ценность данного материала;
  • тесный контакт с родителями обучающихся в выполнении заданий.

В данном случае была организована поисковая и исследовательская деятельности обучающихся при работе над проектами. При этом большую помощь оказало появление значительного количество материалов о Республике Коми, посвящённого её 90-летию. Посещение музеев, исторических мест, самостоятельная работа обучающихся с архивным материалом и справочной литературой, использование межпредметных связей, ознакомление с флорой и фауной родного края, встречи и беседы с интересными людьми, обмен информацией, оформление самостоятельных проектов каждым участником. Конечным продуктом стала мультимедийная презентация по выбранной теме. По окончании года решено было провести показ лучших работ. Творческий конкурса мультимедийных работ на немецком языке "Республика Коми – мой край родной", посвященный 90-летию региона, дал определённый толчок к активизации деятельности ребят. Итогом стала победа одного из обучающихся в номинации "Российские немцы – известные люди Республики Коми".

Использование краеведческого материала отвечает принципам культурологического подхода в обучении, что является основополагающим принципом работы гимназии. В понятие культура включается совокупность всех факторов (материального и духовного содержания), которые окружают индивида и способствуют его социализации в данном обществе. В подростковом возрасте обучающиеся обладают массой гуманитарных и социокультурных знаний, что позволяет им:

  • устанавливать и применять различные межпредметные связи, используя свои знания и опыт;
  • переходить от простого усвоения учебного материала, предлагаемого или рекомендуемого учителем, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.

Работа над проектом проходила в течение небольшого промежутка времени, так как более длинные проекты превращаются для обучающихся в мучение.

Создание презентации – это своего рода искусство, которое воздействует художественными образами на обучающегося, порождает сопереживание, пробуждает эмоции. Художественный образ, формирующийся в сознании ученика, способствует эмоциональному восприятию материала и эмоциональному развитию личности. Там, где кончается ощущение красоты жизни и природы, начинается цинизм, неоправданная жестокость, духовный распад личности.

При оформлении конечного продукта обучающиеся показывают всё своё мастерство и чувство стиля. Данные презентации уже использовались на классных часах учителями, они в свою очередь отметили их положительное эмоциональное воздействие на детей младшего возраста во время предъявления материала.

Эстетическому развитию способствует также общественное признание, подчеркивающее социальную красоту успешной индивидуальной учебной деятельности. В процессе творческой деятельности преобразуется и созидается сам творец.

Итог деятельности научного общества обучающихся гимназии по краеведческим темам – презентации. (Приложение)

Литература: www.yandex.ru