Интегрированный урок математики в 6-м классе. Тема: "Курская дуга. Цифры и факты"

Разделы: Математика


Цели.

Образовательные - обеспечить повторение, обобщение материала темы “Действия с рациональными числами”. Создать условия контроля (взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.

Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развития математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуре; ознакомить с историей родного края в годы Великой Отечественной войны.

Методы обучения: частично-поисковый (эвристический). Тестовая проверка уровня знаний, решение познавательных обобщающих задач.

Формы деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и источники информации: интерактивная доска, презентация (Приложение 1), листы с копиркой.

Наш урок сегодня посвящен знаменательной дате в истории нашего государства - 65-летию Победы над фашистской Германией. (Cлайд 1)

Война нашего народа против фашистской Германии была самой тяжелой, кровопролитной и разрушительной из всех войн, какие знала наша планета. Как она начиналась?..

Летом 1941 года советские люди чувствовали, что война возможна, что враг приготовился к прыжку, но у них еще сохранялась надежда, что это случится не завтра и не послезавтра, что еще есть время основательно подготовится к схватке с врагом, сделать то, что не доделано, чтобы быть во всеоружии. И вдруг... Война! Это страшное слово встало колом в горле и глубоко вонзилась в сердце. Оно напрягло до боли мускулы и родило ненависть к врагу. Вероломное нападение фашистов парализовало мирную жизнь страны.

22 июня 1941 года диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан в сообщении ТАСС призвал весь народ к защите Отечества. И вместе с этим стальным голосом Левитана у народа родилась вера в Победу, в торжество разума над безумием. И эта вера помогла нашему народу преодолеть все трудности на пути к Победе.

Сколько дней длился этот путь? Узнать это поможет нам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос. (Cлайд 2)

413 218 474 567
569 374 630 979
195 0 256 349
221 26 282 375

(Ответ: 1418 дней)

Не обошла война и наш город. 3 октября 1941 года враги ворвались в Орел. (Слайд 3). К началу декабря почти вся территория нашей области оказалась в руках фашистов. Только два района - Задонский и Краснянский - не подверглись нашествию врага.

6 декабря 1941 года началось контрнаступление наших войск под Москвой, затем сокрушительный разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. В результате этих операций зимой 1942/43 года была освобождена территория общей площадью ... тыс. кв. километров (слайд 4). Какова была площадь, вы узнаете, решив уравнение:

36-(2х-4) = 3(2-х) + 514,

36-2х + 4 = 6-3х + 513,

-2х + Зх = 520-40,

х = 480.

Стратегическая инициатива прочно и окончательно перешла к Советской Армии. Ход войны был уже окончательно предрешен.

Немецкое командование задумало операцию, название которой вам предстоит узнать. Эта операция была первой и главной операцией на Восточном фронте летом 1943 года. (Слайд 5)

На ответы всех примеров даны буквы. Лишь ответы вы узнаете и узнаете название операции (работа на листах с копиркой).

(3,6-9,1)-2 (-11)
(-4)-(-3) (5)
(3х + 2у)-(3х+6у) (-4у)
-487: (-5) (97,4)
0,32:0,01-4 (28)
6х + 8у-2-(Зх-4у) (0)
21х-10у-2-(7х-5у) (7х)
21 : (- 7) + 32 (29)

Проверка. (Слайд 6)

(Цитадель). (Слайд 7)

К участию в операции со стороны немецких войск привлекалось до 50 дивизий (в том числе 14 таковых и 2 моторизованные, 2 танковые бригады, 3 отдельных танковых батальона и 8 дивизионов штурмовых орудий, - около 70% танковых и до 30% моторизированных дивизий, имевшихся на советско-германском фронте) и более 2 тысяч самолетов. (Слайд 8).

Противостоящие группировке врага советские войска в своем составе имели 13036 человек, более 19 тыс. орудий и минометов, свыше 3400 танков и САУ, 2170 самолетов. Перед битвой наши вооруженные силы, как в количественном, так и в качественном отношении превосходили войска противника. (Слайд 9)

В 5 часов 30 минут 5 июля 1943 года началась гигантская битва, названная позже “Орловско-Курской дугой”. (Слайд 10)

Взрывается снаряд,
Земля летит вразброс,
Осколки рвут бугры заснувших кочек,
А пули все летят,
Как будто в землю врос
Ожесточенный боем пулеметчик.
Смешался с кровью пот
Солдатского труда
И мчатся с лязгом танки
По полянке... (Слайд 11)

Лучшим в мире в годы войны был танк Т-34, максимальная скорость которого 55 км/ч, а скорость фашистского танка того же класса Т-III - 40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу, если по данным разведки, фашистские танки находятся от нее на расстоянии 20 км, а наши - 24? При этом нужно учесть, что на пути советских танков есть труднопроходимый участок длиной 4 км, который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч? (Слайд 12)

Решение:

  1. 20 : 40 = 0,5 (ч) затратят танки Т- III.
  2. 20 ; 55 + 4 :30 = 0, (36) + 0, (13) = 0, (49) (ч) затратит танк Т- 34.
  3. 0,5 > 0, (49).

(Ответ: успеют)

Орловская операция продолжалась 37 дней. Ранним утром 5 августа 1943 года части Красной армии навсегда освободили Орел, в тот же день в 24-00 в столице нашей Родины Москве прозвучали залпы первого салюта. День освобождения Орла вошел в историю Великой Отечественной войны как день первого победного салюта. (Слайд 13)

Военные газеты того времени, опровергая официальные сообщения немецких газет, опубликовали стихи, следующего содержания:

Прямой наводкой по фашистским сводкам!

(Или как фашисты брешут,
Как себя фашисты тешат!)

Сбито триста налету,
Сбито двести на мосту,
Сбито сотня на посадке,
Сбито сорок на Камчатке,
Сбито двадцать на параде,
Сбито десять при погрузке,
Сбито двадцать пять в обед,
Сбито столько, что у русских
Самолетов больше нет!

-----------------------------------

Отчего так гады врут?
Потому что гадов бьют!

9 мая мы будем праздновать 65 лет Победы в Великой отечественной войне. Минули и минуют годы, но благодарное человечество никогда не забудет исполинского подвига нашего народа и его Вооруженных Сил.

Вот и закончился наш урок, на котором мы вспомнили только небольшую часть истории нашей страны, и постарались соединить ее с математикой.

Урок окончен.