В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике в системе государственного управления. В связи с чем у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России.
В проекте “Национальная доктрина в Российской Федерации” подчёркивается что, “система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. Музей становится условием для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личностного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
Актуализация
Уважение к культурному наследию своего народа – одна из форм проявления внутренней культуры человека. Истоки народной мудрости, красоту поэзии, характерны черты народного быта доносят до нас произведения народного фольклора, этнографические праздники.
В нашем дошкольном учреждении существует музей под названием “Русская изба”. Благодаря педагогам и родителям были собраны предметы народного быта. Основные задачи работы музея: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.
Экспонаты музея позволяют детям погружаться в “старину”: знакомиться с присказками и сказками, сидя на русской печи; петь и водить хороводы; отгадывать старинные загадки. Принимая непосредственное участие в познавательно-развлекательных мероприятиях в музее, дети учатся работать со сверстниками и педагогами. Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость.
Таким образом цель тематической недели: Воспитание доброты, отзывчивости, честности, справедливости, любви к Родине, традициям, народу, гордости за его достижения.
Целевые установки:
- совершенствовать работу дошкольного учреждения по формированию у дошкольников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю;
- формировать личностные качества у дошкольников - доброту, отзывчивость, честность, справедливость, любовь к Родине, уважение к традициям, народу, гордости за его достижения;
- привлечь внимание родителей к работе по формированию у детей патриотических чувств.
Образовательный потенциал тематической недели.
Педагоги:
- Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации работы по формированию у дошкольников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю путем вовлечения их в познавательно-игровую деятельность.
- Разработка методических материалов по теме (формы работы с детьми, игры, пособия и т.д.).
- Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм совместной деятельности с детьми по формированию у детей этнографической культуры.
- Использование наиболее эффективных форм взаимодействия с семьей и социальными партнерами по решению проблемы.
Дети:
- Повышать уровень коммуникативных и интеллектуальных познавательных способностей.
- Формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
- Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
- Познакомить детей с элементами русской культуры, включающей в себя знакомство с поселением, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
- Прививать интерес к духовной культуре русских народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство.
Родители:
- Трансляция педагогического опыта родителям, внедрение в практику семейного воспитания разнообразных форм взаимодействия с детьми по формированию патриотических чувств.
- Привлечение родителей к созданию условий по формированию у дошкольников общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его
- Повышение родительской компетентности в вопросах формирования этнографической культуры.
- Привлечение родителей к образовательным мероприятиям ДОУ.
Результативность тематической недели.
Педагоги:
- Подведение итогов тематической недели “Мой край, родной Сибирь!” в форме устного журнала.
- Анализ результатов работы по организации и проведению тематической недели;
- Пополнение мини-музея “Русская изба” дидактическими и методическими материалами по формированию у воспитанников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю путем вовлечения их в познавательно-игровую деятельность.
Дети:
- Подбор и классификация детских книг, иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, оформление альбомов по теме (“Предметы обихода”, “Крестьянская изба”, “Обычаи и традиции русского народа”, Русский костюм”, “Народные промыслы Сибири” и т.д.).
- Изготовление (приобретение) дидактических игр, пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых и творческих игр.
- Подготовка фольклорного праздника “Город мастеров”.
- Презентация исследовательских проектов по теме “Русские народные промыслы”.
Родители:
- Подготовка вместе с детьми и презентации детских исследовательских проектов по темам “Русские народные промыслы”.
- Знакомство с информационными материалами в буклетах, в родительском уголке: “Обычаи и традиции русского народа”, “Народные промыслы Сибири”, “Русский костюм”, “блюда русской кухни” и др.
- Участие родителей в совместных с детьми мероприятиях (совместная деятельность, досуги, театрализованные представления, экскурсии) с привлечением их профессионального опыта – “Гость группы”.
Интеграция образовательных областей в ходе тематической недели
Образовательная область | Содержание работы |
“Здоровье” | Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные народные игры. |
“Физическая культура” | Соблюдение режима двигательной активности (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, игры с движениями, пальчиковая гимнастика); участие в разнообразных подвижных играх, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, проигрыванию полученных знаний, закреплению навыков безопасного поведения. |
“Безопасность” | Закреплять умения соблюдать правила участия в подвижных играх. |
“Социализация” | Игры, создание педагогических
ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие
нравственных и волевых качеств. Формировать интерес к истории своего народа, страны, края. |
“Познание” | Активизация мышления детей (через решение проблемных ситуаций, исследовательскую проектную деятельность, специальные упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, планов, маршрутов), игры, этюды, тренинги и упражнения, закрепляющие знания об окружающем мире , просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов об истории России. Обогащать представления детей о мире предметов, о материалах из которых они изготовлены. Закреплять умение сравнивать предметы, классифицировать их. Формировать элементарные представления о реконструкции образа жизни людей разных времён. |
“Коммуникация” | Развитие свободного общения в процессе ознакомления с историей своего народа (через ситуативное общение, беседы, проигрывание этюдов, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок и пр.). Формировать умение составлять рассказы, придумывать концовки к сказкам. |
“Чтение художественной литературы” | Слушание и обсуждение русского фольклора (пословиц, загадок, прибауток, сказок, считалок и пр.). |
“Художественное творчество” | Развитие представлений о народном искусстве, видах и его жанрах, развивать интерес к участию фольклорных праздников. |
“Музыка” | Музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности (слушание, пение, подпевание, беседы по содержанию песни, музыкально-ритмические движения, развитие артистических способностей) для более глубокого, эмоционального понимания материала. |
“Труд” | Участие детей в изготовлении атрибутов для сюжетных игр, элементов костюмов для игр-драматизаций, подбор познавательного и иллюстрированного материала для выставок, коллажей, альбомов, игр. Развивать умение доводить начатое до конца. Расширять представления детей о труде взрослых, об общественной значимость результатов труда. |
Планирование работы детей в центрах
№ | Центр | Содержание |
1. | Центр науки: | - Решить проблемные ситуации,
связанные с реконструкцией образа жизни людей
разных времён в быту, труде, общении с другими
людьми. - Рассмотреть детские энциклопедии исторического содержания; - Рассмотреть энциклопедии художественно-эстетического содержания (об искусстве народных мастеров). - Подготовить иллюстрации для коллажей, выставок, альбомов, книжек - малышек по истории России. - Смоделировать историю развития предметов быта, орудий труда; - Подготовить совместно с родителями исследовательские проекты по теме “Русские народные промыслы”. - Экскурсии в мини – музей “Русская изба”. |
2. | Центр книги/ грамоты: | - Чтение русских народных сказок,
потешек, прибауток, скороговорок, поговорок и пр. - Создание книжек малышек исторического содержания. - Придумывание окончания сказок. |
3. | Центр искусства: | - Рисование узоров, орнаментов с
элементами народного творчества. - Сделать коллаж “Предметы старины”. - Подготовить выставку кукол в русских народных костюмах; выставку детских работ “На посиделках у самовара”. - Изготовить элементы декораций, атрибуты к сюжетно-ролевым играм. - Изготовить дополнительные предметы и персонажи для обыгрывания макетов и т.д. |
4. | Центр игротеки: | - Настольные и дидактические
игры “Кто где живет”, “Что сначала, что потом”,
“Кому какое платье”. - Игры с пазлами. - Мозаики. |
5. | Центр строительно- конструктивных игр: |
- Строительство “Русский
терем”. - Изготовление настольной игры “Что сначала, что потом”. - Создать макет “На русском подворье”. - Составить план-схему своего двора с прилегающими к нему зданиями и т.д. |
6. | Центр движения: | - Подвижные народные игры. |
План реализации тематической недели “В нашем царстве-государстве”
День недели, тема дня. | Содержание работы с детьми | Формы работы с родителями |
Понедельник “Русская печь” |
|
Буклет “Русские блюда” |
Вторник “Горница -узорница” |
|
Мастер-класс “Волшебный клубок” (обмен опытом рукоделия). |
Среда “Русское зодчество” |
- Создать макет “На русском подворье”. - Составить план-схему своего двора с прилегающими к нему зданиями и т.д. |
Изготовление макета: “Крестьянская изба”. |
Четверг “Чудеса-кудеса” |
- Моделирование музыкальных
инструментов. - Изготовление атрибутов для сюжетной игры “Оркестр” |
Музыкально-развлекательная игра “Угадай мелодию” |
Пятница “Посиделки у самовара” |
- Фольклорный праздник “
Город мастеров”. - Презентация продуктов исследовательских проектов “Русские промыслы” |