Тематическая неделя "В нашем царстве-государстве"

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике в системе государственного управления. В связи с чем у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России.

В проекте “Национальная доктрина в Российской Федерации” подчёркивается что, “система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. Музей становится условием для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личностного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

Актуализация

Уважение к культурному наследию своего народа – одна из форм проявления внутренней культуры человека. Истоки народной мудрости, красоту поэзии, характерны черты народного быта доносят до нас произведения народного фольклора, этнографические праздники.

В нашем дошкольном учреждении существует музей под названием “Русская изба”. Благодаря педагогам и родителям были собраны предметы народного быта. Основные задачи работы музея: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

Экспонаты музея позволяют детям погружаться в “старину”: знакомиться с присказками и сказками, сидя на русской печи; петь и водить хороводы; отгадывать старинные загадки. Принимая непосредственное участие в познавательно-развлекательных мероприятиях в музее, дети учатся работать со сверстниками и педагогами. Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость.

Таким образом цель тематической недели: Воспитание доброты, отзывчивости, честности, справедливости, любви к Родине, традициям, народу, гордости за его достижения.

Целевые установки:

  • совершенствовать работу дошкольного учреждения по формированию у дошкольников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю;
  • формировать личностные качества у дошкольников - доброту, отзывчивость, честность, справедливость, любовь к Родине, уважение к традициям, народу, гордости за его достижения;
  • привлечь внимание родителей к работе по формированию у детей патриотических чувств.

Образовательный потенциал тематической недели.

Педагоги:

  • Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации работы по формированию у дошкольников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю путем вовлечения их в познавательно-игровую деятельность.
  • Разработка методических материалов по теме (формы работы с детьми, игры, пособия и т.д.).
  • Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм совместной деятельности с детьми по формированию у детей этнографической культуры.
  • Использование наиболее эффективных форм взаимодействия с семьей и социальными партнерами по решению проблемы.

Дети:

  • Повышать уровень коммуникативных и интеллектуальных познавательных способностей.
  • Формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
  • Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
  • Познакомить детей с элементами русской культуры, включающей в себя знакомство с поселением, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
  • Прививать интерес к духовной культуре русских народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство.

Родители:

  • Трансляция педагогического опыта родителям, внедрение в практику семейного воспитания разнообразных форм взаимодействия с детьми по формированию патриотических чувств.
  • Привлечение родителей к созданию условий по формированию у дошкольников общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его
  • Повышение родительской компетентности в вопросах формирования этнографической культуры.
  • Привлечение родителей к образовательным мероприятиям ДОУ.

Результативность тематической недели.

Педагоги:

  • Подведение итогов тематической недели “Мой край, родной Сибирь!” в форме устного журнала.
  • Анализ результатов работы по организации и проведению тематической недели;
  • Пополнение мини-музея “Русская изба” дидактическими и методическими материалами по формированию у воспитанников представлений о русских национальных традициях, устного народного творчества, предметах материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю путем вовлечения их в познавательно-игровую деятельность.

Дети:

  • Подбор и классификация детских книг, иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, оформление альбомов по теме (“Предметы обихода”, “Крестьянская изба”, “Обычаи и традиции русского народа”, Русский костюм”, “Народные промыслы Сибири” и т.д.).
  • Изготовление (приобретение) дидактических игр, пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых и творческих игр.
  • Подготовка фольклорного праздника “Город мастеров”.
  • Презентация исследовательских проектов по теме “Русские народные промыслы”.

Родители:

  • Подготовка вместе с детьми и презентации детских исследовательских проектов по темам “Русские народные промыслы”.
  • Знакомство с информационными материалами в буклетах, в родительском уголке: “Обычаи и традиции русского народа”, “Народные промыслы Сибири”, “Русский костюм”, “блюда русской кухни” и др.
  • Участие родителей в совместных с детьми мероприятиях (совместная деятельность, досуги, театрализованные представления, экскурсии) с привлечением их профессионального опыта – “Гость группы”.

Интеграция образовательных областей в ходе тематической недели

Образовательная область Содержание работы
“Здоровье” Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные народные игры.
“Физическая культура” Соблюдение режима двигательной активности (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, игры с движениями, пальчиковая гимнастика); участие в разнообразных подвижных играх, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, проигрыванию полученных знаний, закреплению навыков безопасного поведения.
“Безопасность” Закреплять умения соблюдать правила участия в подвижных играх.
“Социализация” Игры, создание педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных и волевых качеств.

Формировать интерес к истории своего народа, страны, края.

“Познание” Активизация мышления детей (через решение проблемных ситуаций, исследовательскую проектную деятельность, специальные упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, планов, маршрутов), игры, этюды, тренинги и упражнения, закрепляющие знания об окружающем мире , просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов об истории России. Обогащать представления детей о мире предметов, о материалах из которых они изготовлены. Закреплять умение сравнивать предметы, классифицировать их. Формировать элементарные представления о реконструкции образа жизни людей разных времён.
“Коммуникация” Развитие свободного общения в процессе ознакомления с историей своего народа (через ситуативное общение, беседы, проигрывание этюдов, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок и пр.). Формировать умение составлять рассказы, придумывать концовки к сказкам.
“Чтение художественной литературы” Слушание и обсуждение русского фольклора (пословиц, загадок, прибауток, сказок, считалок и пр.).
“Художественное творчество” Развитие представлений о народном искусстве, видах и его жанрах, развивать интерес к участию фольклорных праздников.
“Музыка” Музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности (слушание, пение, подпевание, беседы по содержанию песни, музыкально-ритмические движения, развитие артистических способностей) для более глубокого, эмоционального понимания материала.
“Труд” Участие детей в изготовлении атрибутов для сюжетных игр, элементов костюмов для игр-драматизаций, подбор познавательного и иллюстрированного материала для выставок, коллажей, альбомов, игр. Развивать умение доводить начатое до конца. Расширять представления детей о труде взрослых, об общественной значимость результатов труда.

Планирование работы детей в центрах

Центр Содержание
1. Центр науки: - Решить проблемные ситуации, связанные с реконструкцией образа жизни людей разных времён в быту, труде, общении с другими людьми.

- Рассмотреть детские энциклопедии исторического содержания;

- Рассмотреть энциклопедии художественно-эстетического содержания (об искусстве народных мастеров).

- Подготовить иллюстрации для коллажей, выставок, альбомов, книжек - малышек по истории России.

- Смоделировать историю развития предметов быта, орудий труда;

- Подготовить совместно с родителями исследовательские проекты по теме “Русские народные промыслы”.

- Экскурсии в мини – музей “Русская изба”.

2. Центр книги/ грамоты: - Чтение русских народных сказок, потешек, прибауток, скороговорок, поговорок и пр.

- Создание книжек малышек исторического содержания.

- Придумывание окончания сказок.

3. Центр искусства: - Рисование узоров, орнаментов с элементами народного творчества.

- Сделать коллаж “Предметы старины”.

- Подготовить выставку кукол в русских народных костюмах; выставку детских работ “На посиделках у самовара”.

- Изготовить элементы декораций, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

- Изготовить дополнительные предметы и персонажи для обыгрывания макетов и т.д.

4. Центр игротеки: - Настольные и дидактические игры “Кто где живет”, “Что сначала, что потом”, “Кому какое платье”.

- Игры с пазлами.

- Мозаики.

5. Центр строительно-
конструктивных игр:
- Строительство “Русский терем”.

- Изготовление настольной игры “Что сначала, что потом”.

- Создать макет “На русском подворье”.

- Составить план-схему своего двора с прилегающими к нему зданиями и т.д.

6. Центр движения: - Подвижные народные игры.

План реализации тематической недели “В нашем царстве-государстве”

День недели, тема дня. Содержание работы с детьми Формы работы с родителями
Понедельник
“Русская печь”
  • Знакомство с предметами обихода.
  • Работа с глиной, пластилином, солёным тестом: “ Вкусные угощения для гостей”.
Буклет “Русские блюда”
Вторник
“Горница -узорница”
  • Знакомство с русским костюмом, народными промыслами.
  • Создание коллажа “Предметы старины”.
  • Рисование узоров, орнаментов с элементами народного творчества.
Мастер-класс “Волшебный клубок” (обмен опытом рукоделия).
Среда
“Русское зодчество”
  • Строительство “Русский терем”
  • Изготовление настольной игры “Что сначала, что потом”.

- Создать макет “На русском подворье”.

- Составить план-схему своего двора с прилегающими к нему зданиями и т.д.

Изготовление макета: “Крестьянская изба”.
Четверг
“Чудеса-кудеса”
- Моделирование музыкальных инструментов.

- Изготовление атрибутов для сюжетной игры “Оркестр”

Музыкально-развлекательная игра “Угадай мелодию”
Пятница
“Посиделки у самовара”
- Фольклорный праздник “ Город мастеров”.

- Презентация продуктов исследовательских проектов “Русские промыслы”