Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Средневековой город в Западной Центральной Европы".
Оборудование: карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы XI-XIV веках", задание на карточках.
Информация по проведению: данный урок можно проводить в виде КВН или как настольная игра. Формируются две команды (5-6 человек); у каждой команды свои болельщики, которые могут, в случае затруднения, помогать с ответами и приносить своим командам дополнительные баллы. Организуются основные этапы:
1 этап. Работа по вопросам с болельщиками; команды готовят девиз и название;
2 этап. Путешествие по городу; работают команды, отвечая на вопросы на основных пунктах:
- 1 пункт - внешний вид города
- 2 пункт - улицы города
- 3 пункт - рыночная площадь
- 4 пункт - ремесленная мастерская
- 5 пункт - цех в жизни ремесленника и города
- 6 пункт - управление города
- 7 пункт - значение и роль городов в жизни средневекового общества.
3 этап. Поведение итогов.
Вопросы к основным этапам:
1 этап.
- Каковы причины возникновения городов? Время появления первых городов в Западной Европе?
- В каких местах появились первые города, примеры?
- Основные категории городских жителей.
2 этап.
1 пункт.
1 конверт:
- Внешний вид города ( описание картины).
2 конверт:
- Почему при входе в город была стража? Что такое пошлина, кто и зачем ее платил?
2 пункт.
1 конверт:
- После долгих объяснений со стражей вы наконец въезжаете в город. Перед вами разворачивается густая сеть узких кривых улочек, которые имеют следующие названия: Кривая, Широкая, Суконная, Железная, Мясная, Кузнечная, Парижская, Русская...
- По какой системе образуются названия городских улиц?
2 конверт:
- Почему по городским улицам иногда приходилось передвигаться на ходулях или деревянных башмаках?
3 Пункт.
1 конверт:
- Значение в жизни города рыночной площади.
2 конверт:
- Что такое герб? Придумать, нарисовать и объяснить герб средневекового города, ремесленника.
4 пункт.
1 конверт:
- Описание картины "Ремесленная мастерская". (Где находилась? Кто работал? Основные инструменты?).
2 конверт:
- Объяснить словарные слова: мастер, ученик, подмастерье, шедевр. В чем отличие положения ученика от подмастерья?
5 пункт.
1 конверт:
- О чем свидетельствует данный документ?
"Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий... , ... не больше одного ученика, но не меньше, чем на четыре года службы... Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине... Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа... Подмастерье - ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве..."
2 конверт:
- О чем свидетельствует данный документ?
"Цехи начинали дробиться. Так цех работающих по металлу разделился на оружейников, кузнецов, оловянщиков, и медников. Оружейники разделились на панцирников, щитников, копейщиков, мечников. Кузнецы на изготовителей шпор, уздечек, подков, стремян. У суконщиков возникли цехи валяльщиков шерсти, промывальщиков сукна, шерстобитов, стригальщиков, красильщиков... Самым богатым стал цех раскройщиков сукна, имевших дело с уже готовым продуктом."
6 пункт.
1 конверт:
- Управление городом. Объяснить схему. 1
2 конверт:
- Ответить на вопросы к документу.
"Из городского права Бремена.
Если какой-либо мужчина или женщина пробудет беспрепятственно в городе Бремене в пределах того, что в просторечье называется городской чертой, в течение года и дня и если кто-либо после этого вздумает оспаривать его свободу, то, наложив молчание на жалобщика, пусть будет представлено тому доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный срок."
- Какое доказательство должен привести человек, чтобы подтвердить свое право на свободу? Почему необходимо "наложить молчание на жалобщика"?
7 пункт.
1 конверт:
- Значение и роль городов в жизни средневекового общества.
2 конверт:
- Докажите это утверждение: во многих отношениях город был враждебен всему укладу средневековой жизни. Но в тоже время он был ее составной частью.
3 этап. Подведение итогов.