Цели мероприятия:
- Проверить степень понимания учащимися значения фразеологизмов, пополнить запас фразеологического словаря;
- Тренировать умение в сопоставлении фразеологических единиц, нахождение к ним синонимов и антонимов;
- Привить интерес к языку, оборотам речи и стремлении познать неизвестное.
Форма работы: групповая (ученики разделены на две команды по 4 ученика)
Ход занятия
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня к нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Игорь. Еще совсем недавно были мы дружны с Димой, да так, что водой не разольешь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живем как кошка с собакой. Посоветуйте, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
Беседа учителя с учениками:
- Кто написал это письмо?
- Что мы узнали о мальчиках?
- Все ли вам понятно из письма?
Водой не разольешь- очень дружны, неразлучны, всегда вместе
Жить как кошка с собакой - быть постоянной ссоре, вражде
Как без рук - совершенно беспомощен
- Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре.
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Давайте поможем ребятам помириться! Для этого нужно пройти несколько туров.
I тур. "Темная лошадка"
В этом туре участники представляют друг друга, используя фразеологизмы.
II тур. Разминка
Командам даются листочки со словосочетаниями их задача найти и подчеркнуть их.
1 команде: белая ворона, белая скатерть; золотые серьги, золотые серьги; повесить картину, повесить нос; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах; расхлебывать кашу, варить кашу
2 команде: перемыть посуду, перемыть косточки; белые мухи, белые цветы; наклонить голову, ломать голову; мамин сын, маменькин сынок; злые люди, злые языки
III тур. "Вот где собака зарыта"
В этом туре я читаю историю происхождения фразеологизмов, задача учеников назвать их.
1. Этот фразеологизм пришел к нам из древнегреческой мифологии. Один из легендарных героев должен был совершить этот подвиг. Выполнив работу, герой потребовал обещанную награду, но он не получил ее. Кто этот жадный царь и какой это был подвиг? (Авгиевы конюшни)
2. По преданию, жители этого города решили добрать до небес. Разгневанный Бог смешал их языки и наступил хаос. О каком фразеологизме идет речь? (Вавилонское столпотворение)
3.Это выражение связано с русской историей. Помещики любили полакомиться этими водными существами, а зимой их ловить очень трудно. Ловить их посылали провинившихся крестьян. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят:.(покажу где раки зимуют)
4. Зародилось это выражение в те времена, когда русские носили одежду с одной очень длинной частью. Они достигали 95 см. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно (спустя рукава)
IV тур. Фразеологическое лото
Участникам предлагается подобрать антонимы к фразеологизмам.
- Рукой подать (за тридевять земель)
- Одержать победу (потерпеть поражение)
- Водой не разольешь (как кошка с собакой)
- Рта не закрывает (слово не вытянешь)
- Засучив рукава (спустя рукава)
- С легким сердцем (с тяжелым сердцем)
- От горшка два вершка (коломенская верста)
- Во весь дух (черепашьим шагом)
V тур Фразеологический зверинец
С помощью опорных иллюстраций дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их.
- Голоден как: (волк)
- Хитер как : (лиса)
- Труслив как : (заяц)
- Здоров как : (бык)
- Изворотлив как: (уж)
- Надут как : (индюк)
- Грязен как: (свинья)
- Нем как : (рыба)
- Болтлив как (сорока)
- Колюч как: (еж)
- Упрям как.. (осел)
VI тур Что говорят рисунки?
При помощи опорных иллюстраций ученики должны определить, какой фразеологизм скрыт.
Подведение итогов