Фразеологический час

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  • Проверить степень понимания учащимися значения фразеологизмов, пополнить запас фразеологического словаря;
  • Тренировать умение в сопоставлении фразеологических единиц, нахождение к ним синонимов и антонимов;
  • Привить интерес к языку, оборотам речи и стремлении познать неизвестное.

Форма работы: групповая (ученики разделены на две команды по 4 ученика)

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Игорь. Еще совсем недавно были мы дружны с Димой, да так, что водой не разольешь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живем как кошка с собакой. Посоветуйте, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.

Беседа учителя с учениками:

- Кто написал это письмо?

- Что мы узнали о мальчиках?

- Все ли вам понятно из письма?

Водой не разольешь- очень дружны, неразлучны, всегда вместе

Жить как кошка с собакой - быть постоянной ссоре, вражде

Как без рук - совершенно беспомощен

- Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Давайте поможем ребятам помириться! Для этого нужно пройти несколько туров.

I тур. "Темная лошадка"

В этом туре участники представляют друг друга, используя фразеологизмы.

II тур. Разминка

Командам даются листочки со словосочетаниями их задача найти и подчеркнуть их.

1 команде: белая ворона, белая скатерть; золотые серьги, золотые серьги; повесить картину, повесить нос; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах; расхлебывать кашу, варить кашу

2 команде: перемыть посуду, перемыть косточки; белые мухи, белые цветы; наклонить голову, ломать голову; мамин сын, маменькин сынок; злые люди, злые языки

III тур. "Вот где собака зарыта"

В этом туре я читаю историю происхождения фразеологизмов, задача учеников назвать их.

1. Этот фразеологизм пришел к нам из древнегреческой мифологии. Один из легендарных героев должен был совершить этот подвиг. Выполнив работу, герой потребовал обещанную награду, но он не получил ее. Кто этот жадный царь и какой это был подвиг? (Авгиевы конюшни)

2. По преданию, жители этого города решили добрать до небес. Разгневанный Бог смешал их языки и наступил хаос. О каком фразеологизме идет речь? (Вавилонское столпотворение)

3.Это выражение связано с русской историей. Помещики любили полакомиться этими водными существами, а зимой их ловить очень трудно. Ловить их посылали провинившихся крестьян. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят:.(покажу где раки зимуют)

4. Зародилось это выражение в те времена, когда русские носили одежду с одной очень длинной частью. Они достигали 95 см. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно (спустя рукава)

IV тур. Фразеологическое лото

Участникам предлагается подобрать антонимы к фразеологизмам.

  • Рукой подать (за тридевять земель)
  • Одержать победу (потерпеть поражение)
  • Водой не разольешь (как кошка с собакой)
  • Рта не закрывает (слово не вытянешь)
  • Засучив рукава (спустя рукава)
  • С легким сердцем (с тяжелым сердцем)
  • От горшка два вершка (коломенская верста)
  • Во весь дух (черепашьим шагом)

V тур Фразеологический зверинец

С помощью опорных иллюстраций дети должны правильно расставить слова в своих карточках и записать их.

  • Голоден как: (волк)
  • Хитер как : (лиса)
  • Труслив как : (заяц)
  • Здоров как : (бык)
  • Изворотлив как: (уж)
  • Надут как : (индюк)
  • Грязен как: (свинья)
  • Нем как : (рыба)
  • Болтлив как (сорока)
  • Колюч как: (еж)
  • Упрям как.. (осел)

VI тур Что говорят рисунки?

При помощи опорных иллюстраций ученики должны определить, какой фразеологизм скрыт.

Подведение итогов

Приложение