Интеграция предметов: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, обучение грамоте.
Ход урока
I. Организационный момент
Громко прозвенел звонок
- Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Сообщение темы урока
- Сегодня мы с вами отправимся на сказочную полянку. А к кому мы пойдем в гости, вы узнаете, отгадав загадку.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (Гриб.)
На какой звук начинается это слово? Какова тема нашего урока? Какие цели мы поставим перед собой?
III. Ознакомление с новым материалом
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Произнесите звук [г] Дайте характеристику этому звуку. (Звук [г] - согласный, звонкий, с твердым характером, живет в замке синего цвета. Но у него есть брат-близнец звук [г'], который живет в зеленом замке. У него добрый, мягкий характер.)
(Замки с гласными и согласными звуками выставляются на доску.)
- Вспомните и назовите слова, в которых слышится мягкий согласный звук [г']. (Снегирь, герой, Гена, Герда, гитара, гири, гепард, бегемот, герань и т. д.)
- А какие слова можно образовать от слова "гриб"? (Грибок, грибник, грибочек, грибище, грибной.)
- Назовите формы слова "гриб"? (Грибы, о грибе, к грибу, за грибом, в грибах...)
2. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах (чистоговорки).
- А что еще мы знаем об этих двух братьях-звуках? (Братья очень дружные и часто ходят в гости в красный замок. Там они вместе с гласными распевают песенки. Звуки мы слышим и произносим. Когда они надевают костюмчики, то становятся буквами, и мы их видим и пишем.)
- Давайте споем вместе с ними песенку про тайгу. Кто знает, что такое "тайга"? (Дремучий лес, в котором растет очень много хвойных растений.)
(Слоги чистоговорки набраны на классном наборном полотне, можно использовать магнитную азбуку.)
Га-га-га - вот дремучая тайга! (Восхищенно.) Гу-гу-гу - мы прибыли в тайгу! (Восторженно.) Ге-ге-ге - заблудились мы в тайге. (Печально.) Ги-ги-ги - наконец мы вышли из тайги. (Радостно.)
3. Беседа.
(На картинке изображена грибная полянка. Можно рисунки грибов, цветов и деревьев расположить на магнитной доске.)
- Настало время отправиться в путешествие. А поведет нас на грибную полянку наш знакомый сказочный герой, который любил похвастаться своей храбростью и распевал песенку: "Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел..." Кто это такой? (Колобок)
Бабушка подарила Колобку чудесный зонтик. И решил он похвастаться перед лесными жителями. Взял корзинку, зонтик и пошел. Идет по дорожке, мечтает и не заметил, как споткнулся и - бабах! - сам в одну сторону, а зонтик и корзинка в другую укатились. Вскочил он, сердится: кто ему ножку подставил? Смотрит, а на тропинке камень - не камень, что-то круглое, коричневое. Присел он на этот пенек, задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Хотел он встать, а земли под ним нет. Новая беда! А тут еще кто-то вздыхает!
"Кто это тут?"
"Я гриб Боровик. Тяжело мне тебя поднимать. Но мы, грибы, народ сильный!"
Глянул Колобок по сторонам и увидел кругом столько разноцветных зонтиков. Скатился он на землю - и к зонтикам. А какой из них его - забыл. "Возьму-ка я любой", - думает Колобок. А грибы оказались хитрыми, решили они его испытать. Побежал он к рыжим сестричкам, золотистым... (лисичкам). Ой, ребята, боюсь я за Колобка, ведь съедят его хитрые лисички (многозначность слова). (Есть животные -лисички и есть грибы лисички.)
А лисички говорят:
"Мы не зонтики, но если выполнишь наше задание, то поможем тебе отыскать твой зонтик".
- Ребята, поможем Колобку?
4. Прослушивание записи рассказа В. Катаева "Грибы" . Беседа.
- Какой момент рассказа вам понравился больше всего? Почему?
- Какая часть рассказа вам лучше запомнилась?
- Кто из героев вам особенно понравился?
- Что вас привлекло в этом герое?
- Какой момент вам показался смешным?
- Какую пословицу вы могли бы подобрать к этому рассказу, его героям? (Поспешишь - людей насмешишь; Не спеши языком, - торопись делом; Скромность украшает человека; Знай больше, говори меньше.)
- Молодцы, ребята!
5. Физминутка
Раз - присядка, два - прыжок, это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть,
Медвежонок косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало, начинаем все сначала.
Глазки зажмурились, открылись, мы на полянке очутились.
6. Знакомство с материалом по теме "Грибы" в учебнике "Окружающий мир".
Нарисуйте те грибы, которые вы видели или которые собирали .вместе с родителями. Какие грибы вы изобразили?
Решил Колобок покатиться дальше, да не знает в какую сторону. Попросил помощи у лисичек. "Отгадай загадки про грибы, и мы тебе поможем". Поможем и мы с вами Колобку отгадать загадки*.
Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки)
Зацвела липа и сразу под ней появились сыроежки и лисички. У сыроежек самые нарядные шляпки: розовые, лиловые, желтые, синие, бледно-зеленые, красные, коричневые, темно-серые. Снизу шапочки украшены белоснежными пластинками, которые у старых грибов становятся кремового цвета. Растут сыроежки до самых морозов в лиственных и хвойных лесах.
Очень дружные ребята,
У пенька живут... (опята)
- Осенью приходит пора опят. Шляпка у опенка желтая или желтовато-серая. Пластинки снизу у молодого опенка - беловатые, у зрелого - коричневые.
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (маслята)
- Маслята - очень дружные ребята, часто растут по кругу большими хороводами. Шляпка у них похожа на округлую желто-коричневую подушечку. В сырую погоду шляпка покрывается слизью. У некоторых видов маслят, когда они еще совсем молодые, нижняя часть шляпки покрыта белым покрывалом, которое потом лопается и образует у взрослого гриба кольцо на ножке.
Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик.)
- У подосиновиков красные или оранжевые шапочки. Растут кучками в длину. Вырастают до очень больших размеров.
- И лисички показали Колобку тропинку: "Дойдешь вон до тех зонтиков, которые под березками и осинками стоят. Они тебе помогут". Обрадовался Колобок и покатился.
- Ребята, а как называются грибы, к которым Колобок катится? Посмотрите на их изображение и попробуйте ответить на вопрос, почему их так назвали? (Подберезовики и подосиновики.)
- А они свое задание приготовили для Колобка.
7. Чтение в парах.
(Тренировка умения распределять внимание; положительное влияние на улучшение качества чтения.)
- На столах лежат конверты, достаньте тексты. Прочитайте текст в паре - сначала один из вас, а затем - второй, а затем ответьте на вопросы после текста и задайте свои вопросы всем нам.
(Текст "Собака-грибник". Можно заменить на любой другой текст о грибах.)
(Проверка чтения, понимание смысла прочитанного: а) чтение "цепочкой" по предложению; б) выборочное чтение; в) ответы на вопросы.)
- Молодцы, ребята! Грибы очень довольны вашими ответами и показывают нам дорогу к хвойному лесу. А какие деревья растут там? (Сосны и ели.)
А зонтик и корзинка оказались в руках у страшных грибов. А что же это за страшные грибы такие? Отгадайте загадку про один из них.
Этот гриб нам всем знаком:
С кружевным воротником,
Он стоит на белой ножке,
Среди травки у дорожки.
Ярко-красная панама
В белый модненький горох...
Я сорвал его для мамы,
Но она сказала: "Ох!
Хоть красив твой гриб на вид,
Но для нас он ядовит!" (Мухомор.)
- А какой еще гриб очень страшный и опасный? Белая панамка, Бледная... (поганка).
- А они просто так не отдадут зонтик, с ними придется сразиться. Мухомор предлагает рифмы-строчки и просит про него составить стихотворение.
(Работа в творческих группах.)
Колобок нашел грибок в лесу
И любуется на его красу.
Он стоит на хрупкой ножке.
У него на шляпке белые горошки.
Колобку все говорят.
Что он содержит страшный яд.
(Один из трех вариантов ответов. Награждение всех творческих групп медалями за творческую фантазию.)
- А бледная поганка просит объяснить, что означает этот плакат. (Плакат "Не сбивай грибы в лесу ногами".)
Итак, Колобок получил свой зонтик и корзинку благодаря вам. Вот так и получилось, если бы бабушка не подарила зонтик, если бы Колобок не пошел этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось
Итог урока
Какие задания вам больше всего понравились на уроке? Какие выводы для себя вы сделаете, собираясь с родителями идти за грибами?
Спасибо, ребята. Вы порадовали меня своими ответами. С вами было приятно работать.