Строение веществ. Химическая связь

Разделы: Химия


Цели:

  • Образовательные: обобщать и систематизировать знания учащихся о видах химической связи, о типах кристаллических решеток с точки зрения строения атома, о степени окисления, о составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
  • Развивающие: способствовать проявлению творческих способностей учащихся, умению одновременно самостоятельно и в коллективе работать над поставленными задачами; умению устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, развивать умений применять знания на практике, умений пользоваться лабораторным оборудованием, развивать общеучебных умений анализировать, выделять главное в изучаемом учебном материале, делать выводы.
  • Воспитательные: развивать работать в коллективе, воли и самостоятельности, сформировать у учащихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.

Тип урока: Систематизация и обобщение изученного материала.

Вид урока: Комбинированный урок.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, набор для составления шаростержневых моделей молекул, плакаты с изображениями кристаллических решетек и химических связей различных веществ, таблица Д.И. Менделеева, технологическая карта для каждого ученика, различные кристаллические решетки, мех, эбонитовая палочка, измерительный цилиндр, пробирки.

Реактивы: вода, этиловый спирт, бензол.

План урока:

  1. Организационный момент. (Здесь учитель называет тему урока, разъясняет цели урока и правила конкурса, проверяет готовность к уроку) 4 мин.
  2. Разминка. "Один из трех" 4 мин.
  3. Повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний 25 мин.
  4. Проверка знаний 8 мин.
  5. Подведение итогов 2 мин.
  6. Домашнее задание 2 мин.

Технологическая карта урока

Учебные элементы Учебный материал с указанием заданий Рекомендации учащимся по выполнению заданий
УЭ-0 Цель: При овладении материала модуля вы сможете обобщать и систематизировать ваши знания о видах химической связи, о типах кристаллических решетек с точки зрения атома, о степени окисления, о составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Прочтите цели урока.
УЭ-1

Актуализация знаний

Цель: Определить начальный уровень.

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами будем путешествовать по красивой природе Азербайджана. Во время путешествия вы встретитесь с различными препятствиями. (сл.3)Чтобы преодолеть эти трудности вы должны использовать свои знания по теме.

Кратковременная дождь пусть вас не пугает (сл.4)(Приложение) Синоптики на сегодня обещали солнечную, спокойную погоду, не боясь вы можете собираться на дорогу. Выполняйте задание.

Задание 1.

"Один из трех" (Приложение 1)

1. Что такое электроотрицательность?

2. Какие связи существуют между атомами азота в молекуле азота?

3. Определите число электронов Na+ и Cl- в соединение в NaCl?

4. Какую кристаллическую решетку имеет бромид калия?

5. Определить степени окисления элементов в Al2S3? (сл 6-15)

 

Слушайте учителя.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

УЭ-2

Подготовка к уроку.

Вот видите, ребята, пока вы выполняли задание, дождь перестал, солнышко засеяло.(сл 16) Надо готовиться в путь. Класс разделим на четыре группы. Два из них во время путешествия будут между собой соревноваться, а два - болеть за них. Первая группа - команда "Химическая связь", вторая группа - команда "Кристаллические решетки", третья группа - болельщики команды "Химическая связь", четвертая группа - болельщики команды "Кристаллические решетки". Чтобы определить маршрут, группы выполняют задание 2.

(сл 17-18)

И так, первая группа ("Химическая связь") будет двигаться на право, вторая группа ("Кристаллические решетки") налево.

Доброго вам пути!

 
УЭ-3

Повторение, закрепление, обобщение и систематизация.

Цель: Повторить и обобщить пройденный материал.

Неожиданно группы встретились с препятствием. Впереди болото. Надо осушить его.

Задание 3. (сл 21)

Выпишите формулы молекул с ковалентной полярной, неполярной и ионной связью и расставьте их в отдельные столбики.

Во время путешествия по красивой природе Азербайджана группы подошли к берегам реки Кура. На этом месте река имеет большую глубину. Чтобы перейти на ту сторону реки надо смонтировать мостик.

Конкурс команд и болельщиков. (Оба конкурса проходят одно временно)

Команды выполняют задание 3.

А) Растворимость различных веществ в воде.

К равным объемам воды в стаканчиках прилить по одинаковому объему (2 мл) этилового спирта и бензола и перемещать жидкости.

(Наблюдение и ответы учеников: Не трудно заметить, что в случае этилового спирта происходит полное растворение, а бензол не растворяется. Между молекулами воды и этилового спирта образуются водородные связи, кроме этого, "подобное растворяется в подобном.")

В) Доказательство полярности молекул.

Мехом натирается эбонитовая палочка, которая приближается к тонкой струе воды, медленно вытекающей из цилиндрической делительной воронки. (Наблюдение учеников: Струя притягивается к палочке. Если же аналогичный опыт провести с бензолом, то струя этой жидкости не будет притягиваться к наэлектрилизованной палочке.)

(Ответы учеников: Таким образом, можно доказать способность поляризованных молекул ориентироваться в электрическом поле и перемещаться в область с большой напряженностью.) (сл 22)

С) Соберите шаростержневые модели молекул с полярной и неполярной ковалентной связью.

Д) Определите типы кристаллических решеток.(сл 23-24) Приложение 2

Пока работают группы, болельщики отвечают на вопросы (чтобы поддержать своих групп).

Задание 4.

Вопросы для болельщиков.

1. Что такое валентность? Определите валентность атома азота в NH4+?

2. Максимальные валентности атомов N,O,F равны ::

3. Какие типы кристаллических решеток вы знаете?

4. Какие электронные облака образуются при движении электронов вокруг ядра?

5. При перекрывании каких электронных облаков образуется молекула H2?

6. При перекрывании каких электронных облаков образуется молекула F2?

7. При перекрывании каких электронных облаков образуется молекула HCl?

8. Что такое степень окисления?

9. Определите степень окисления атома кислорода в соединение OF2? Назовите это вещество.

10. Опрделите степень окисления атома кислорода в соединение в MgO? Назовите это вещество.

11. Используя степени окисления элементов составьте молекулярную формулу вещества (приложение 3)

После команды отчитываются.

Ребята, несмотря на то, что вы перешли на ту сторону берега, но пока не соединились, не встретились. Для этого должны поработать ваши капитаны. Они выполнят задание 5. Надо отгадать слова, которые находятся в ящиках. Если слово будет найден с первой попытки, команда получит 5 баллов, со второй 4 баллов и т. д.

Задание 5. (Конкурс капитанов) (сл 26-27)

Подсказки первому капитану.

1. 2Na + Cl2 = 2NaCl. В этой реакции атомы натрия теряют своих валентных электронов и окисляются.

2. S -> SO2. В этой схеме атомы серы теряют валентных электронов и этим повышают свои степени окисления.

3. В реакциях металлические атомы только окисляются.

4. Большинство неметаллов в химических реакциях теряют свои валентные электроны и приобретают положительный заряд.

5. Во время химических реакциях электроны с одного атома переходят к другому.

Подсказки второму капитану.

1. 2Na + Cl2 = 2NaCl. В этой реакции атомы хлора присоединяют электроны и восстанавливаются.

2. O2 ->2O- . В этой схеме атомы кислорода присоединяют электроны и восстанавливаются.

3. Атом фтора в химических реакциях только присоединяет электрон.

4. В конце периодах таблицы Менделеева расположены элементы с ярко выраженными неметаллическими свойствами.

5. Атомы He,Ne,Ar никогда не соединяют электрон.

Группы отгадали слова.

Отвечайте на вопросы:

Какой процесс называется окислением?

Какой процесс называется восстановлением?

Задание 6.

Для первой группы:

KClO3 ->KCl + O2

Для второй группы:

KClO3 -> KCl + KClO4

Составьте ОВР методом электронного баланса, определите тип ОВР, окислителя и восстановителя. (сл 28-29)

"Минута на отдых"

Пора возвращаться домой. Темнеет, чтобы не заблудиться, надо найти короткий путь. Выполняйте задание 7 (Короткий путь)

Приложение 4

Блиц вопросы в 3 категориях. Команды выбирают себе вопрос и отвечают на него. Не забывайте, что это конкурс-блиц в котором дать ответ нужно как можно быстрее.

Категория "Химические связи".

1. Определите число связей и электронов между атомами в молекуле NH3?

2. Какая химическая связь существует между атомами серы в S8? Определите число связей.

Категория "Кристаллические решетки".

1. Какую кристаллическую решетку имеет P4?

2. Приведите два примера с атомной кристаллической решеткой.

Категория "Степень окисления".

1. Атомы, молекулы, ионы с промежуточным степенем окисления в химических реакциях могут проявлять как :, так и:свойства.

2. В молекуле сумма степени окисления всех атомов равна :..

(сл 36-42)

При правильном выполнении этого задания вы осушите болото и сможете продолжить путь. Работайте группами. За правильное выполнение задания вы получите 3 балла. Ответы проверяйте учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За каждый пункт этого задания вы сможете заработать 2 балла, значит в сумме 8 баллов. Работайте парами внутри группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будьте активными, за каждый правильный ответ вы сможете получить 1 баллов (в сумме 11 баллов). Фронтальный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За это задание каждая команда может заработать максимум 5 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За правильное решение этого задания вы получите 3 балла. Ответы проверяются взаимопроверкой, затем учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа имеет заработать 3 балла. Фронтальный опрос.

УЭ-4

Контроль знаний

Цель: Проверка уровни знаний.

Выполняйте следующее задание.

Вопрос 1.

Сравните молекулы HCl и H2O

А) Полярность какой молекулы выше?

В) Какая молекула прочнее?

С) Между каким веществом и натрием реакция будет протекать быстрее? О

Вопрос 2.

В каких реакциях атомы хлора проявляют восстановительные и окислительные свойства?

  1. H2 + Cl2 -> 2HCl
  2. HCl + MnO2 -> MnCl2 + Cl2 + H2O
  3. NaCl + AgNO3 -> AgCl + NaNO3
  4. Cl2 + NaOH -> NaCl + NaClO + H2O
  5. Ca(OH)2 + Cl2 -> CaCl2 + Ca(ClO)2 + H2O

А) II,III В) I, V С) II,V Д) IV, V Е) I, II

Вопрос 3.

Покажите ряд веществ с немолекулярным строением?

А) Cl2, N2 В) CaS, H2O С) Si, C Д) Mg, O2 Е) SiO2, H2

Вопрос 4.

Между молекулами каких веществ образуются водородные связи?

A)H2S B) C6H6 C) N2 D) Cl2 E) H2O

Вопрос 5.

KO2, OF2, H2O2, CaO, O2

Расположите указанные вещества в ряд по мере увеличения степени окисления атома кислорода.

Вопрос 6.

Определите число электронов в воде массой 9 грамм.

A)3,01 x 1024 B) 6,02 x 1024 C) 6,02 x 1023 D) 3,01 x 1023 T) 12,04 x 1023

Вопрос 7

Покажите элемент с наивысшей электроотрицательностью.

A)O B) F C) K D) S E) Li

(сл 43-44)

Работа самостоятельная.

Уровень вопроса: - средний, - низкий, О - высший. Стоимость вопросов: - 1 балл, - 2 балла, О - 3 балла. (Сумма баллов -11)

 

УЭ-4

Подведение итогов.

1. Самооценка.

Еще раз прочтите цели.

Достигли ли вы цели?

Определите уровень вашего знания:

Высший - Если все задания правильно решены.

Средний - Если и задания правильно решены.

Низкий - Если задания правильно решены, а при решении и О заданий имеются ошибки.

Вы удовлетворены ли уровнем вашего знания?

Если нет, то что вы должны сделать чтобы достичь к высоким показателям?

2.Просуммируйте все баллы, полученные за урок (Приложение 5)

Определите итоговую оценку по следующим критериям. Напишите оценку в дневник.

Вам понравилась работа соседней группы? Какую отметку им поставили бы?

Жюри объявляет итоги соревнования и награждает команду победителей (Приложение 6)

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35 баллов -"5".

28 - 34 баллов - "4".

18 -27 баллов - "3".

17 баллов - неудов.

Домашнее задание Если получили "3", то прочитайте материал модуля еще раз.

Если получили "4", то подготовьте рассказ о строении-свойстве-применении веществ.

Если получили "5", то сделайте кроссворд по теме.

Прочтите.

Список литературы.

1 .Селевко Г.К. Технологический подход к обучению (Школьные технологии. 2003, № 5)

2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса, Волгоград, 1995.

3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. (Учеб. метод. пособие).

4. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Просвещение, 1981.

5. Гузеев.В.В. Поколения образовательных технологий.