Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Помочь детям найти и осознать главную мысль рассказа и выразить свое отношение. Учить анализировать эмоциональное состояние героев.
  • Развитие речи, навыка выразительного чтения и умение формировать идею произведения. Развитие творческого воображение через слово, музыку.
  • Воспитывать любовь к Родине, к музыке, воспитывать положительные качества личности.

Материалы к уроку:

Аудиосопровождение (Э.Григ "Утро" и "Песня Сольвейг"), фото Паустовского и Грига, фото "Осень в Норвегии", фото "Осень в нашем городе", фото симфонического оркестра, корзина с еловыми шишками, костюмы для детей, участвующих в инсценировке, выставка детских рисунков по прочитанному произведению.

Оформление доски: <ПРИЛОЖЕНИЕ 1>

Ход урока

1. Актуализация темы урока.

Тема урока содержит вопрос. Какой?

В чем заключается смысл жизни человека?

Продолжим работу над рассказом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", а музыка Э.Грига, которая будет сегодня звучать на уроке, поможет нам глубже понять и пропустить через свое сердце это произведение. Дагни это поняла. А как поняли вы - мы узнаем в конце урока, услышав ваши ответы на этот вопрос.

Как вы думаете, о чем эти слова Н.В.Гоголя? Подумайте!

"Она вся порыв, она вдруг одним разом отрывает нас от земли громом могучих звуков и разом погружает в свой мир. Она властно ударяет как по клавишам, по нашим нервам, по всему существованию и обращает нас в один трепет".

Два волшебника, один - словами, а другой - музыкой, сумели выразить то, что чувствуют и переживают люди, пробудив в нас с вами добрые и нежные чувства.

2. Работа над содержанием I части.

  • Как озаглавлена первая часть?
  • Как вы представляете природу Норвегии?
  • Как об этом пишет Паустовский?
  • Почему автор начал свой рассказ с описания природы?

Грига манила природа, он любил уединяться в лесу, где черпал вдохновение.

  • А хотите увидеть Родину Грига?  (фото или видеоматериал "Осень в Норвегии")
  • Вспомните осень в нашем родном городе. (фото "Осень в нашем городе")

Давайте мысленно перенесемся в осенний лес Бергена.

Инсценирование фрагмента произведения "Встреча в лесу".

  • Почему Григ захотел сделать девочке подарок?

Она понравилась Григу: мила, доверчива, а главное, имеет доброе сердце - умеет думать о других.

  • Как долго писал музыку Григ? Почему он представлял девочку Дагни? Давайте послушаем и определим основные мысли его размышления.

Элемент театрализации на уроке. Монолог Грига исполняет мальчик в соответствующем костюме:

"Ты как солнце, - говорит ей Григ. - Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни. Ты - белая ночь с ее загадочным светом. Ты - счастье. Ты - блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце. Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься"

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. ("Синквейн" от фран. "пять". Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

Давайте попробуем составить синквейн о жизни, можно словами Грига.

1. Жизнь

2. Интересная, удивительная и т.д.

3. Проходит, радует, бьет ключом и т.д

4. Жизнь дана на добрые дела

5. Счастье

3. Работа над содержанием II и III частей.

Проверка домашнего задания.

Как озаглавлены части II и III?

Работа в парах

Разделите слова на 2 группы: парча, старый диван, тюль, фетр, зима, туман, пароходы, шаль, ботфорты, шпора, рояль, клавиши, струна.

Задание по II части

- Что было украшением комнаты Грига?

- Кто подглядывал за Григом?

- Кто подслушивал? Как?

- Какой из приемов использует Паустовский? (олицетворение, сравнение)

- Какое, на ваш взгляд, самое красивое предложение.

Задание по III части

Прочитайте слова: парча, шелк, тюль, фетр, шаль, ботфорты. Как назвать их одним словом? (театральные вещи)

Физминутка

Под музыку Грига "Утро" дети изображают солнце, деревья, птиц и цветы.

4. Работа над содержанием IV части.

Как озаглавлена эта часть?

Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждешь с нетерпением. Материальные подарки дарить легче, а Григ задумал духовный подарок - музыку, поэтому подарок был обещан через 10 лет.

В какой необычной обстановке проходил концерт?

Июньские белые ночи, под открытым небом. На севере в начале лета можно было наблюдать такую картину: ночью почти светло, стоят легкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт где-то на 30 минут.

А.С.Пушкин так красиво сказал об этом явлении природы:

И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Пушкин так писал о белых ночах Санкт-Петербурга, где белые ночи не редкость.

Показывается фрагмент географической карты севера Европы, где видно, что Норвегия и Санкт-Петербург расположены на одной широте.

  • Что служило знаком для начала концерта?

Выстрел означал заход солнца и одновременно начинался концерт.

Вот мы уже видим взрослую девушку Дагни в черном платье из шелковистого бархата! Выстрел! Звучит симфоническая музыка. Может быть, эта?

Учитель читает под музыку заключительную часть произведения.

Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и писатель К.Г.Паустовский, и композитор Э.Григ. Музыка Грига проникнута суровостью, отражает неброские краски его родной природы, в его произведениях мы можем услышать плеск волн океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов и многое другое. Э.Григ создал музыку к произведению Хенриха Йосена "Пер Гюнт".

Какие впечатления произвела на Дагни эта музыка? Подтвердите словами текста.

  • Почему она плакала?
  • Почему после исполнения этой чудесной музыки (сначала медленно, потом все разрастаясь) гремели аплодисменты?

"Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась взволнованной вдохновением души." (П.И.Чайковский)

5. Вопросы для обсуждения.

  • Какие чувства возникли в душе Дагни? Докажите.
  • За что была благодарна Григу?

За то, что он вернул ее в детство с помощью великого искусства - музыки.

Теперь-то вы догадались, почему произведение К.Г.Паустовского вошло в раздел учебника под названием "Страна далекого детства"?

Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Можно ли считать его навечно ушедшим от нас?

  • Что делает человека вечным?
  • Что сделало бессмертным Грига?
  • Чем должен жить человек?
  • Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе?

6. Итог урока.

Мы должны быть благодарны Паустовскому за то, что он подарил нам замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Эдварде Григе, этом добром "волшебнике" и великом музыканте". Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой, пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времен будут признательны им за это.