Цели урока:
- Помочь детям найти и осознать главную мысль рассказа и выразить свое отношение. Учить анализировать эмоциональное состояние героев.
- Развитие речи, навыка выразительного чтения и умение формировать идею произведения. Развитие творческого воображение через слово, музыку.
- Воспитывать любовь к Родине, к музыке, воспитывать положительные качества личности.
Материалы к уроку:
Аудиосопровождение (Э.Григ "Утро" и "Песня Сольвейг"), фото Паустовского и Грига, фото "Осень в Норвегии", фото "Осень в нашем городе", фото симфонического оркестра, корзина с еловыми шишками, костюмы для детей, участвующих в инсценировке, выставка детских рисунков по прочитанному произведению.
Оформление доски: <ПРИЛОЖЕНИЕ 1>
Ход урока
1. Актуализация темы урока.
Тема урока содержит вопрос. Какой?
В чем заключается смысл жизни человека?
Продолжим работу над рассказом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", а музыка Э.Грига, которая будет сегодня звучать на уроке, поможет нам глубже понять и пропустить через свое сердце это произведение. Дагни это поняла. А как поняли вы - мы узнаем в конце урока, услышав ваши ответы на этот вопрос.
Как вы думаете, о чем эти слова Н.В.Гоголя? Подумайте!
"Она вся порыв, она вдруг одним разом отрывает нас от земли громом могучих звуков и разом погружает в свой мир. Она властно ударяет как по клавишам, по нашим нервам, по всему существованию и обращает нас в один трепет".
Два волшебника, один - словами, а другой - музыкой, сумели выразить то, что чувствуют и переживают люди, пробудив в нас с вами добрые и нежные чувства.
2. Работа над содержанием I части.
- Как озаглавлена первая часть?
- Как вы представляете природу Норвегии?
- Как об этом пишет Паустовский?
- Почему автор начал свой рассказ с описания природы?
Грига манила природа, он любил уединяться в лесу, где черпал вдохновение.
- А хотите увидеть Родину Грига? (фото или видеоматериал "Осень в Норвегии")
- Вспомните осень в нашем родном городе. (фото "Осень в нашем городе")
Давайте мысленно перенесемся в осенний лес Бергена.
Инсценирование фрагмента произведения "Встреча в лесу".
- Почему Григ захотел сделать девочке подарок?
Она понравилась Григу: мила, доверчива, а главное, имеет доброе сердце - умеет думать о других.
- Как долго писал музыку Григ? Почему он представлял девочку Дагни? Давайте послушаем и определим основные мысли его размышления.
Элемент театрализации на уроке. Монолог Грига исполняет мальчик в соответствующем костюме:
"Ты как солнце, - говорит ей Григ. - Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни. Ты - белая ночь с ее загадочным светом. Ты - счастье. Ты - блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце. Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься"
Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. ("Синквейн" от фран. "пять". Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
Давайте попробуем составить синквейн о жизни, можно словами Грига.
1. Жизнь
2. Интересная, удивительная и т.д.
3. Проходит, радует, бьет ключом и т.д
4. Жизнь дана на добрые дела
5. Счастье
3. Работа над содержанием II и III частей.
Проверка домашнего задания.
Как озаглавлены части II и III?
Работа в парах
Разделите слова на 2 группы: парча, старый диван, тюль, фетр, зима, туман, пароходы, шаль, ботфорты, шпора, рояль, клавиши, струна.
Задание по II части
- Что было украшением комнаты Грига?
- Кто подглядывал за Григом?
- Кто подслушивал? Как?
- Какой из приемов использует Паустовский? (олицетворение, сравнение)
- Какое, на ваш взгляд, самое красивое предложение.
Задание по III части
Прочитайте слова: парча, шелк, тюль, фетр, шаль, ботфорты. Как назвать их одним словом? (театральные вещи)
Физминутка
Под музыку Грига "Утро" дети изображают солнце, деревья, птиц и цветы.
4. Работа над содержанием IV части.
Как озаглавлена эта часть?
Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждешь с нетерпением. Материальные подарки дарить легче, а Григ задумал духовный подарок - музыку, поэтому подарок был обещан через 10 лет.
В какой необычной обстановке проходил концерт?
Июньские белые ночи, под открытым небом. На севере в начале лета можно было наблюдать такую картину: ночью почти светло, стоят легкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт где-то на 30 минут.
А.С.Пушкин так красиво сказал об этом явлении природы:
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Пушкин так писал о белых ночах Санкт-Петербурга, где белые ночи не редкость.
Показывается фрагмент географической карты севера Европы, где видно, что Норвегия и Санкт-Петербург расположены на одной широте.
- Что служило знаком для начала концерта?
Выстрел означал заход солнца и одновременно начинался концерт.
Вот мы уже видим взрослую девушку Дагни в черном платье из шелковистого бархата! Выстрел! Звучит симфоническая музыка. Может быть, эта?
Учитель читает под музыку заключительную часть произведения.
Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и писатель К.Г.Паустовский, и композитор Э.Григ. Музыка Грига проникнута суровостью, отражает неброские краски его родной природы, в его произведениях мы можем услышать плеск волн океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких волшебных гномов и многое другое. Э.Григ создал музыку к произведению Хенриха Йосена "Пер Гюнт".
Какие впечатления произвела на Дагни эта музыка? Подтвердите словами текста.
- Почему она плакала?
- Почему после исполнения этой чудесной музыки (сначала медленно, потом все разрастаясь) гремели аплодисменты?
"Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась взволнованной вдохновением души." (П.И.Чайковский)
5. Вопросы для обсуждения.
- Какие чувства возникли в душе Дагни? Докажите.
- За что была благодарна Григу?
За то, что он вернул ее в детство с помощью великого искусства - музыки.
Теперь-то вы догадались, почему произведение К.Г.Паустовского вошло в раздел учебника под названием "Страна далекого детства"?
Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Можно ли считать его навечно ушедшим от нас?
- Что делает человека вечным?
- Что сделало бессмертным Грига?
- Чем должен жить человек?
- Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе?
6. Итог урока.
Мы должны быть благодарны Паустовскому за то, что он подарил нам замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Эдварде Григе, этом добром "волшебнике" и великом музыканте". Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой, пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времен будут признательны им за это.