Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
- активизация словаря по теме "Домашние и дикие животные;
- закрепление навыков образования и употребления притяжательных прилагательных с суф. и (на -ий, -ья, -ье, -ый);
- практическое употребление глагольной лексики (кто как голос подает);
- практическое использование сложноподчиненных предложений с союзом потому что;
- развитие мышления, мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти; интонационных средств речи;
- практическое употребление (закрепление) падежных конструкций (дательный и винительный падежи) существительных;
- знакомство со сравнительной степенью прилагательных.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки "Хвосты".
Оборудование: картинки и изображением животных, хвостов, плакат "Зоопарк", магнитофонная запись голосов животных, макет елки, маски животных, конверты с заданиями для детей, картинки и изображением корма для животных.
План занятия.
Оргмомент.
На столе у каждого ребенка лежит картинка с изображением животного.
- Сядет тот, кто скажет, в каком-жилище живет животное, изображенное на картинке.
Образец: свинья живет в свинарнике.
1. Знакомство с темой.
Мы сегодня побываем там, где в клетках содержат разных животных с целью их изучения и показа другим людям. Там очень любят бывать дети. (В зоопарке)
К нам из зоопарка пришла телеграмма, в ней написано, что в зоопарке случилось несчастье, сильный ветер распахнул двери клеток и животные разбежались, только хвосты и остались. Животные вернутся в зоопарк, если вы догадались, чьи это хвосты и почему вы догадались.
2. Дается образец речи: это коровий хвост, потому что он длинный, гладкий как палка, с метелкой на конце (корова "возвращается" в зоопарк).
Дети, таким образом, всех животных "возвращают" в зоопарк.
3. Психогимнастика. Динамическая пауза.
Животные все очень рады, что их вернули в зоопарк, что они снова вместе. Ребята давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук, улыбаемся друг друга, покажем, что мы рады друг другу.
Пальчиковая гимнастика "Сидит белка на тележке", "Вышли звери погулять".
Подвижная игра "На водопой"(Нищева Н.В.).
4. Практическое употребление в предложении дательного и винительного падежей единственного числа.
Каждому ребенку раздается "корм" (картинки).
Игра "Покормим животных".
Например, посыпку я дам свинье.
5. Образование и употребление глагольной лексики (ржет, мяукает, мычит, мурлыкает, блеет, ревет, хрюкает, лает).
Выключается магнитофонная запись голосов животных.
- Часть животных живет в закрытых вольерах, увидеть мы их не сможем, сможем только услышать. По голосу вы должны узнать животного и сказать, что он делает в зависимости от того, как он голос подает.
Например, лошадь ржет.
6. Игра "Мой хвост самый...."
(превосходная степень прилагательных).
Дети берут маску животного, надевают - движением, мимикой показывают повадки, характер животного и соответствующим голосом говорят.
Например, я лиса. Мой хвост самый красивый.
7. Игра "Подскажи словечко".
(сравнительная степень прилагательных).
- У кошки хвост красивый, а у лисы еще (красивее).
- У лошади хвост длинный, а у коровы еще (длиннее).
- У зайца хвост короткий, а у медведя еще (короче).
- У коровы хвост тонкий, а у слона еще (тоньше).
- У овцы хвост маленький, а у ягненка еще (меньше).
- У лисы хвост пушистый, а у белки еще (пушистее).
- У ягненка хвост маленький, а у козленка еще (меньше).
Подведение итогов.
Директор зоопарка вам прислал в знак благодарности игру "Исправь ошибку" (получают конверты). Открыть их можно только после занятия.