Проблемы эмоциональной отзывчивости на музыку

Разделы: Музыка


Музыка - один из самых важнейших классов слышимых человеком звуков - организуется их четкой организацией по высоте, по времени, по громкости, по тембру. Звуки несут человеку бесценную информацию. Активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, музыка является незаменимым средством духовного развития. Овладение языком музыкальных интонаций, объединяющим в себе мысль и чувство, обогащает смысл через переживание - к сознанию. А это невозможно без активизации не только интеллектуальной деятельности, но и эмоциональной сферы психики личности. Эмоциональное воздействие музыки лучше всего знакомо каждому и полнее всего описано в откликах на нее. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе, и объясняется это именно тем, что язык музыки аналогичен речевым интонациям и жестам, то есть главным, самым сильным средством выражения эмоций в реальной жизни.

Д. Б. Кабалевский нетерпимо относился к любым проявлениям формального обучения школьников музыке. Систематическое освоение знаний о музыке, формирование умений и навыков должны быть направлены, прежде всего, на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей к музыке. Программа ставит перед учителем музыки три основные задачи:

  • развитие у школьников интереса к музыке;
  • формирование способности творчески размышлять о ней;
  • привитие учащимся навыков выразительного исполнения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению.

Основной признак музыкальности - переживание музыки как выражение некоторого содержания. Абсолютная не музыкальность (если такая вообще возможна) должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как звуки, ничего решительно не выражающие. Чем больше человек слышит в звуках, тем больше он музыкален. Музыкальные переживания по существу своему - эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Способность отзываться на музыку должна составлять поэтому как бы центр музыкальности. Но нельзя упускать из виду и другую сторону дела. Чтобы эмоционально переживать музыку, нужно воспринять саму звуковую ткань. Пусть человек эмоционально реагирует на музыку, но если он может очень немногое различить, дифференцировать, расслышать в музыкальной ткани, то естественно, что до него дойдет лишь незначительная часть выразительного содержания музыки. Если человек дает эмоциональный отклик на какое-нибудь музыкальное произведение, но в то же время не может заметить существенных ритмических изменений в изложении мелодии этого произведения, не замечая различия при замене гармонически правильного сопровождения фальшивым, то, очевидно, его эмоции отражают лишь самые общие, приблизительные, неопределенные, расплывчатые очертания содержания данного произведения. При таком восприятии музыки, конечно, не может быть речи о высокой музыкальности. Таким образом, музыкальность предполагает достаточное тонкое, дифференцированное восприятие слышания музыки.

Эти две стороны музыкальности - условно назовем эмоциональной и слуховой - не имеют смысла взятые сами по себе, одна без другой. Тончайшее различение отдельных сторон звуковой ткани нельзя еще назвать музыкальным восприятием, если оно есть только различение звуковых комплексов, а не их выразительного значения. В то же время эмоциональное переживание тогда будет музыкальным, когда оно является переживанием выразительного значения музыкальных образов, а не просто эмоций во время восприятия музыки. Можно сказать, что эмоциональная реакция на музыку на практике всегда говорит о некоторой музыкальности, так как предполагает хотя и очень приблизительное восприятие музыкальных образов. Тонкое слуховое восприятие может быть независимым от музыкальности, то есть совершенно не связанным с восприятием выразительного значения слышимого. Стендаль рисует две фигуры любителей музыки - один равнодушен, имея тонкий слух, другой страстно любит музыку, страшно фальшивя. Смысл сопоставления заключается в том, что один имеет тончайший слух при полном не понимании выразительного значения музыки и полном отсутствии эмоционального отклика на нее, другой же при плохом музыкальном слухе отличается исключительной отзывчивостью к музыке.

В музыкальной педагогике эмоциональная отзывчивость на музыку рассматривается как возникновение эмоционального отклика, сопереживания и сочувствия в процессе художественного восприятия. Важен принцип непосредственности и искренности выражения чувств, ''ей надлежит не только уши ласкать, а приводить в движение сердце'' (Ф. Бах). Искусство сопереживать позволяет распознать содержание музыки. Не эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Поэтому способность эмоциональной отзывчивости должна составить центр музыкальности. Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляют ладовое и музыкально-ритмическое чувства, имеющие эмоциональную природу и представляющие собой способность эмоционально откликаться на звуковысотные и ритмические движения в музыке. Эмоциональная отзывчивость, как активный отклик на музыку, проявляется также в стремлении к музыкально-исполнительской деятельности и лежит в основе исполнительских способностей.

Эмоциональная отзывчивость является важным профессиональным качеством. При этом эмоциональная отзывчивость рассматривается в двух планах: в ее ''внутреннем'' (восприятие-переживание) и ''внешнем'' (выражение эмоций в жестах и мимике) проявлениях. Отмечается, что проявления эти взаимообусловлены. В профессии учителя музыки эмоциональная отзывчивость выделяется как одно из важнейших качеств, что обусловлено самими предметом его педагогической деятельности и главной ее целью - воспитанием в детях любви и интереса к музыкальному искусству, способности к полноценному восприятию и эстетическому переживанию музыки. "Базой" эмоциональной отзывчивости являются индивидуальный жизненный опыт, музыкально-слуховой опыт личности. Важнейшим условием - активность субъекта восприятия, которая проявляется как на уровне двигательно-моторных реакций, так и в активизации художественного воображения. Среди важнейших условий продуктивного развития эмоциональной отзывчивости на музыку: осуществление комплексного целостного подхода к развитию эмоциональной отзывчивости; применение комплекса методов, основанных на двигательном и художественно-образном моделировании. В эстетическом воспитании школьников средствами музыки эмоциональная отзывчивость рассматривается как основа формирования эстетических потребностей, вкусов и идеалов личности, как необходимое условие воздействия музыки на сферу нравственных чувств.

Основными путями развития эмоциональной отзывчивости является ее формирование в различных видах музыкальной деятельности учащихся: в процессе слушания (активного слушания-восприятия) и доступного детям исполнения музыки, к которому относятся также разные формы движения под музыку. Специально организованные движения тела во время восприятия музыки дают возможность сознательно формировать способность к музыкальному переживанию. При восприятии музыки на слух и при включении моторного звена, состоящего из моторно-двигательных реакций тела, звуковой материал переходит в обобщенный внутренний эмоционально-двигательный образ, аналогичный ритму музыкального произведения, в результате чего и возникает ''сопереживание'' данной музыке. Основываясь на принятом в психологии положении об обратном воздействии выразительных движений на эмоцию, на данных музыкальной психологии и музыковедения о роли двигательной активности в переживании музыки можно сделать вывод о перспективности таких методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку, которые основаны на активном двигательном переживании музыки. Суть их состоит в переводе внутренней моторики музыкального переживания во внешне развернутые действия.

Исходя из предложения о единстве нравственных и эстетических чувств, отзывчивость на музыку рассматривается как один из путей формирования у учащихся соответственных нравственных качеств. В исследованиях, посвященных развитию эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников в процессе восприятия музыки отмечается, что решение поставленной задачи связывается с принципом ''музыка - это жизнь''. Этот путь опирается на поясняющее слово учителя и коллективный характер совместных переживаний при слушании музыки, а потому не исчерпывает полностью специфику воздействия музыки на сферу гуманных чувств. Эмоционально - нравственная отзывчивость понимается как форма проявления гуманных чувств в ответ на эмоциональные состояния себе подобных или любого живого существа в ситуации непосредственного общения. В структуре данной способности выделяется исходный уровень эмоциональной тождественности, на котором путем сопереживания происходит постижение эмоционального состояния другого, и уровень отношения к пережитому с позиции нравственного идеала.

Анализ педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению. Основными путями развития эмоциональной отзывчивости исследователи считают ее формирование в различных видах музыкальной деятельности учащихся: в процессе слушания (активного слушания-восприятия) и доступного детям исполнения музыки.

2. Некоторые исследователи эмоциональную отзывчивость на музыку определяют не как специальную и не высшую способность музыканта, а как общечеловеческое свойство, как всестороннее "оформление отношений" музыканта с произведением, как окраска его деятельности особым пристрастным тоном, как выделение музыки вообще из всяких видов деятельности.

3. Эмоциональная отзывчивость понимается как сложное нравственное чувство, как одна из ведущих способностей. В эстетическом воспитании школьников средствами музыки эмоциональная отзывчивость рассматривается как основа формирования эстетических потребностей, вкусов и идеалов личности, как необходимое условие воздействия музыки на сферу нравственных чувств.

4. В педагогике существует понимание необходимости развития эмоциональной отзывчивости на музыку, а также имеются некоторые теоретические и экспериментально разработанные подходы к решению проблемы.

Список литературы

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка - М.: Просвещение, 1967.

2. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.

3. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. - 141 с.

4. Сохор А. Социология и музыкальная культура. - М., 1975.

5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - Избранные труды. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1985.

6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М. - 1961.