Развитие экологических представлений "Путешествие в природу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи образовательных областей:

Познание:

  • Освоение действий использования и построения модели для выделения отличий условий жизни в лесу и на лугу, зависимости растений и животных от среды обитания.
  • Обобщение представлений о жизни растений и животных леса и луга.

Безопасность:

  • Формирование представлений о безопасном поведении в природе.

Коммуникация:

  • Учить комментировать свои действия в процессе деятельности.

Материал:

  • Картинки животных:
    • леса (медведь, лось, лиса, волк, дятел, кукушка)
    • луга (мышь, пчела, бабочка, жаворонок, перепелка )
  • Картинки растений:
    • леса (береза, сосна, ель, малина, черемуха)
    • луга (ромашка, клевер, одуванчик, колокольчик, подорожник, василек)

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент

Дети заходят, здороваются, садятся на стульчики.

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки.

Презентация.

Музыкальное сопровождение.

Чтение загадки про луг.

Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
И желт, и синь и ал! (Луг) (Слайд 1)

- Что вы видите на лугу? (растут разные травы, цветы)

- А кто же хозяин этого дома? (Луговик)

- Послушайте следующую загадку.

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем (Лес) (Слайд 2)

- Что растет в лесу? (Растут высокие деревья.)

- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Давайте посмотрим, что за письмо. (Слайд 3)

- Посмотрите, у Лесовика и Луговика возник спор, (Слайд 4) они не могут выяснить, где лучше живется в лесу или на лугу. Они просят, чтобы мы им помогли. Разрешили их спор. Что ребята поможем?

Для этого нужно сначала поделиться на две команды с помощью фишек (зеленые и желтые): одна помогает Лесовику, а другая команда - Луговику. Каждая из команд придумывает себе эмблему, на которой отображено, кому они будут помогать. Дети стоя выбирают эмблемы для Лесовика - лес, а для Луговика - траву.

2. Игра "Что, где растет"

Дети рассматривают картинки с изображениями растений и животных леса и луга и отбирают те, которые подходят их командам. Сначала распределяют растения, потом животных.

- Ребята, какие растения живут на лугу?

Дети называют растения, цветы. (Слайд 5)

- А почему они растут на лугу? (Этим растениям и цветам нужно много света, они не загораживают друг другу свет, а низким травам хорошо расти)

- А корни, какие у растений на лугу? ( Маленькие)

- Ребята, а вы знаете что луг - это огромная аптека, в которой собраны лекарства от всех болезней. (Василек - от горла, клевер - кашля, подорожник - от нарывов, ссадин и т.д)

- Ребята, а у вас какие растения живут в лесу?

Дети называют растения. (Слайд 6)

- А почему вы сюда их поместили? (В лесу очень хорошая, плодородная земля, поэтому на ней растет много растений, растут высокие деревья с большими корнями, они закрывают свет, его травам почти не достается,)

- А почему земля плодородная? (Когда травы увядают, у деревьев и кустарников опадают листья, они перегнивают и от этого почва становиться еще плодородней).

- Ребята, что важно для растений на лугу. (Свет)

- А для растений леса. (Почва)

Предлагаю детям выставить схемы

Ребята, а на лугу, и в лесу кроме растений еще кто - нибудь живет. Как вы думаете? (Животные, насекомые)

- А вы знаете, в каких домиках они живут?

3. Чтение стихотворения (дети сидят)

Медведь живет в (берлоге),
Лиса, барсук - (норе),
Бобер построил (хатку).
Белка живет в (дупле)
Крот (под землей) ютиться
Там он с семьею всей.

4. Игра "Кто, где живет?"

- А сейчас мы с вами распределим животных, которые живут в лесу и на лугу.

- Ребята, а у вас какие животные живут на лугу. (Дети называют)(Слайд 7)

- А почему насекомых вы сюда поместили? ( На лугу много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы).

- А мелких животных? (Животные живут в норках и им легче найти пищу: корешки растений, зернышки, рыхлят землю).

- А почему птиц поместили? (Птицы вьют гнезда в траве, едят насекомых) т.е животные помогают растениям луга.

А почему сюда не поместили больших животных? (Большим животным трудно найти убежище и пищу на лугу).

- Ребята, а каких животных вы помести в лес? (Дети называют) (Слайд 8)

- А почему? (В лесу растут высокие деревья, и крупным животным, легче спрятаться, найти себе пищу)

- Почему птиц поместили? (Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами).

- Как животные помогают лесу? (Распространяют семена, уничтожают вредных насекомых, удобряют почву).

- Ребята может луг прожить без растений?

- А растения без животных?

- Лес без животных?

- Животные без леса? (Выкладываем схему)

- Ребята, что мы ответим Лесовичку и Луговичку, (Слайд 9) где же лучше жить в лесу или на лугу? (Для разных животных и растений нужны разные условия).

- А чтобы не было больше споров, мы им нарисуем картинки, что самое главное для растений в лесу - богатая почва, для луга - много света. (рисуют схему)

- Ребята, давайте вспомним, как себя надо вести в природе: без взрослых в лес не ходить, не собирать ягоды не рвать цветы, (Слайд Ядовитых растения ХМАО 10 -22) траву, какие не знаешь, они могут быть ядовитые, не ломать деревья, не разорять гнезда и норки, не брать птенцов в руки, не собирать большие букеты, помогать лесным жителям зимой.

Сейчас мы ваши рисунки отправим Лесовичку и Луговичку. Спасибо за помощь!

5. Рефлексия

- О чем мы беседовали?

- Что мы рисовали?