Работа с басней С.В. Михалкова "Зеркало"

Разделы: Начальная школа


Обучение чтению басен - вопрос в методике далеко не новый. Вот уже 300 с лишним лет басня воспринимается большинством учителей как чисто дидактическое, собственно нравоучительное произведение. С этих позиций безусловное предпочтение в начальной школе отдается басням И.А. Крылова. Основная часть методической литературы, посвященной работе с басней как жанром, построена на примере анализа произведений великого русского баснописца.

Поскольку в современные учебники для начальной школы включены басни и других авторов, предлагаем разработку урока литературного чтения в 4 классе по изучению басни С.В. Михалкова "Зеркало".

Тип урока: урок изучающего чтения

Цель урока: проанализировать басню С.В. Михалкова "Зеркало"

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • Закрепить литературоведческие понятия "басня", "мораль", "аллегория", "олицетворение", "баснописец";
  • Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
  • Продолжить работу по развитию умения анализировать и преобразовывать художественный текст.

Развивающие:

  • Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на текст или собственный опыт;
  • Развивать сценические способности детей;
  • Развивать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника;
  • Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к чтению художественных произведений, которые помогут сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
  • Организовать деятельность, благодаря которой дети на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы;
  • Расширить представления о правилах и способах взаимодействия с окружающим миром; о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Оборудование:

1)Литературное чтение: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: в 2 ч. Ч. 2/Авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.:Вентана-Граф, 2001. - 160 с.: ил. ISBN 5-88717-146-4

2) Картинки с изображением слона, носорога, страуса, верблюда, жирафа

3) Доска

Ход урока

I. Организационный момент

- Работа нам предстоит серьёзная и интересная. А начнём мы урок с разминки.

1. Эвристическая разминка

Цели:

  • Обеспечить снятие психологического барьера перед началом умственной работы;
  • Активизировать мозг на выполнение учебной деятельности;
  • Дисциплинировать ум и направить мысли на решение учебной проблемы;
  • Способствовать развитию познавательной активности.
  • - Вам необходимо расшифровать пословицу и объяснить её смысл.

ЕТИНЕЧ ЕЗБ ШЛЕРАЗМЫНЯИ - ТЕОСУП ЯЗАТЕНИ.

ЧТЕНИЕ БЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ - ПУСТОЕ ЗАНЯТИЕ.

II. Этап актуализации знаний

Цели:

  • Закрепить литературоведческие понятия "басня", "мораль", "аллегория", "олицетворение", "баснописец";
  • Развивать умение высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на собственный опыт.

- Прежде, чем я сообщу тему нашего урока, давайте повторим и закрепим наши знания о басне. Свой ответ стройте, опираясь на понятия, записанные на доске, и подтверждайте примерами из различных басен.

III. Постановка учебной задачи и ход её решения.

Анализ басни С.В. Михалкова "Зеркало"

1. Предвосхищение возможного содержания басни

Цели:

  • Подготовить учащихся к восприятию новой басни;
  • Развивать воссоздающее воображение.

- Итак, сегодня мы будем анализировать басню С.В. Михалкова, которая называется "Зеркало".

Выскажите предположения, о чём может пойти речь в этой басне?

Кто её герои? Какой может быть мораль?

- Вы знаете, что героями басни часто являются различные животные. В басне "Зеркало" действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус. Внешне каждое из этих животных имеет определённую особенность, которая в "басенном мире" превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?

2. Первичное восприятие произведения.

Цели:

  • Проверить первоначально высказанные предположения;
  • Развивать навык чтения молча (для себя);

Развивать умение эмоционально отзываться на прочитанное.

- Предлагаю проверить наши предположения. Откройте учебники на стр. 116 и прочитайте басню.

- Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.

- Какие чувства вы испытали? Что вас удивило?

3. Анализ текста басни. Выявление морали.

Цели:

  • Развивать умение использовать простейшие приёмы анализа художественного текста;
  • Развивать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника;
  • Составлять несложные монологические высказывания о произведении, героях;
  • Развивать внимание к художественному слову;
  • Демонстрировать понимание прочитанного текста, определяя главную мысль, отвечая на вопросы по содержанию.

- Из каких частей состоит басня?

- В каком предложении заключена мораль?

- В чём смысл морали?

- Какая ситуация подтверждает эту мораль?

- Почему автор поместил мораль в конце?

- Какой недостаток высмеивается в басне?

4. Подготовка выразительного чтения.

Цели:

  • Развивать навык беглого чтения и умение ориентироваться в тексте;
  • Выяснить мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты;
  • Определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героев;
  • Осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.

- Прочитайте последнее задание на стр. 117.

- Чтобы передать образ каждого героя, нужно дать характеристику всем действующим лицам.

- Какие слова подтверждают, что все животные реагировали на издевательства Носорога?

- Ещё нам необходимо выяснить отношение автора к героям басни.

5. Выразительное перечитывание текста басни по ролям (в группах).

Цели:

  • Организовать деятельность, благодаря которой учащиеся на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы;
  • Развивать умения осознанно и выразительно читать по ролям литературное произведение;
  • Организовать работу по творческому дополнению текста (созданию сценария).

Задания группам.

Игра "Радиотеатр" (1 группа).

- Вам нужно подготовиться и исполнить басню так, будто заслуженный артист России читает её по радио.

Игра "Живые картины" (2 группа).

- Ваша задача мимикой и жестами передать услышанное.

Игра "Сценаристы" (3 группа).

- Вам необходимо создать сценарий последнего абзаца басни, содержащего мораль.

6. Выразительное чтение басни как интерпретация авторского замысла.

Выступление групп.

7. Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.

- Могло ли что-то подобное произойти с людьми?

- Были ли у вас похожие ситуации?

- Как вы поступали?

IV. Итог урока (рефлексия).

- Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?

- О чём хотите узнать больше?

- Что бы вы изменили в себе после этого урока?

- Что понравилось больше всего? Какое задание было интересно выполнять?

- Какое задание оказалось сложным? Почему?

V. Домашнее задание (по выбору):

Подготовить пересказ басни от лица одного из героев;

Сочинить басню в прозаической форме с моралью, выраженной в пословице "Человек с коротким умом обзаводится длинным языком".