С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, цветы и трава, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей дошкольного возраста называют "почемучками". Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счёт работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).
Тема нашего с детьми проекта "Цветы садовые и луговые".
Цели: Содействовать интересу детей к объектам природы, элементарных представлений о растениях нашего края.
Формировать доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональной отзывчивости детей на общение с ними.
Задачи:
- Учить основам взаимодействия с природой (рассматривая растения не причиняя им вред).
- Учить замечать красоту природы нашего края в летний период.
- Обращать внимание детей на сезонные изменения в природе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и формы работы:
- Наблюдения;
- Экскурсии и прогулки;
- Беседы и рассказывание;
- Чтение художественной литературы;
- Продуктивная деятельность
- Опытническая деятельность
- Разучивание стихов.
Работа с детьми по данной теме началась с первой младшей группы. Ознакомление детей с цветами и их названиями мы, совместно с моей коллегой Елисеевой Т. В., стали проводить с рассматривания иллюстраций, картинок, настольных игр, чтения художественной литературы, разучивания стихов, рассказывания, беседы о цветах. Затем мы рассматривали с детьми семена цветов, которые приготовили для посева на клумбы. Дети наблюдали за посевом семян цветов на клумбу нашего участка.
В течение лета, мы наблюдали с детьми за ростом и цветением, созреванием семян у цветов. Совместно с детьми мы поливали цветы на клумбах нашего участка.
Во время прополки мы, совместно с детьми, знакомили их с отличительными характерными особенностями цветов от сорняков. Проводили опытническую деятельность с цветками одуванчиков: выкопанные одуванчики мы пересаживали на клумбу нашего участка. Наблюдали и отмечали, как цветы приживаются, как растут, обращали внимание детей на то, что посаженные ранее цветы быстрее росли и зацвели, чем пересаженные. Осуществляли осмотр одуванчика, его строение (корень, стебель, листья, цветок и позднее появлялись семена). С семенами одуванчика играли, дули и они разлетались.
На протяжении всего летне-оздоровительного сезона, во время проведения утренней гимнастики, дыхательной гимнастики и пальчиковых игр, мы использовали комплексы упражнений связанных с названиями цветов, их свойствами и особенностями. Использовали дидактические и подвижные игры, через которые дети учились узнавать, находить и определять цветы по описанию, запаху, цвету и величине, дети отгадывали загадки, выкладывали цветы из геометрических фигур и мозаики. На прогулке, во время игры с песком, при помощи формочек, мы с детьми выкладывали цветы из песка. Учились выкладывать цветы из листьев и травы, камушек, рисовали на песке палочками.
Применяя нетрадиционный метод рисования пальчиками, рисовали с детьми цветы гуашью, кистью, карандашами и фломастерами, делали аппликации. Работа проводилась индивидуально с каждым ребёнком и подгруппами. Ребятишки с большим интересом рисовали и любовались результатом своей работы. Проводили с детьми развлечения: "Там и тут, там и тут одуванчики цветут", "Путешествие в мир цветов", "Во саду ли, в огороде", "Чудесный сундучок" и т.д..
Ходили с детьми на экскурсии и прогулки за территорию детского сада, рассматривали цветы на клумбах поселка и на лужайках.
Большая работа проводилась с родителями нашей группы. В родительском уголке размещали консультации, советы, стихи и загадки для разучивания дома с детьми, проводились беседы. Давали задание: к началу учебного года сделать вместе с детьми гербарий растений и поделки из природного материала. Все родители со своими детьми сделали очень интересные поделки, с которыми сфотографировались и были очень рады и довольны своим трудом.
Данный проект ведётся нами с 2010 года и будет продолжен до 2015, до выпуска наших детей в школу.