Урок – путешествие в зимний лес "Проверка безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения;
  • Формировать навык правописания окончаний существительных;
  • Обрабатывать тип склонения, падеж существительных;

Ход урока

1. Оргмомент (слайд 1)

Презентация.

Психологический настрой учащегося.

Настроимся на урок.

Наши ушки будут слушать.
Наши глазки будут внимательно смотреть.
Наши пальчики будут красиво писать.
Наши головки будут хорошо думать.
Закрывайте глазки, опустите голову.

Настройтесь на работу. У вас всё получится, ваша работа должна радовать вас.

Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

2. Цель урока (слайд 2)

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие в гости к ёлочке.

Все взяли с собой тетради и ручки?

А ещё мы возьмём с собой хорошее настроение, внимание и аккуратность.

Записываем число, классная работа.

3. Чистописание. (слайд 3)

Чтобы отыскать тропинку в заснеженном лесу, вы должны красиво написать буквы.

4. Словарная работа. (слайд 4)

Вместо тропинки появились волшебные цепочки.

Задание: разгадаем цепочку, найдём новое словарное слово.

Конькимедведьсорокаавтомобильгоретьгоризонт

Горизонт (это линия, отделяющая в глазах наблюдателя видимое им небо от земной поверхности). (сдайд 5)

5. Тема урока (слайд 6)

Тема нашего урока: "Безударные окончания имён существительных 1, 2, 3, склонения"

Продолжаем наше путешествие

а) На доске две группы слов.

из земли из избушки
по воде по комнате
на стене на стуле
в глуши в постели

Вопрос Почемучки: Чем отличаются две группы слов? (слайд 7)

Ученик: В первом столбике окончания ударные, во втором безударные.

6. Гимнастика для глаз.

б) Работа по теме урока.

Ветер. (слайд 8)

Осторожно вет...р
Из калитки вышел,
Постучал в ...кошко,
Проб...жал по крыше...
М.Исаковский

Вставим пропущенные буквы. Определим род, склонение, падеж существительных.

1 ск. Р.п. Из калитки - из земли. (слайд 9)

1 ск. Д.п По крыше - по земле

Вывод: существительные одного и того же склонения, в одном и том же падеже имеют одинаковые окончания, ударные и безударные.

- Какое окончание вызывает трудность для написания?(безударное).

- Как мы должны поступить, если окончание безударное? (определить склонение, узнать его падеж. Поставить в том же падеже существительное этого же склонения, но с ударным окончанием).

Чтение правила стр.96 учебника - выучить.

7. Работа по учебнику.

Чтение памятки.

Выполнить упражнение 185 на стр.97.

Задание: укажите падеж, склонение, выделите окончания.

8. Физкультминутка.

Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ёжик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке.
Топ-топ! Топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут крылья и хвосты.
Топ-топ! Топотушки!
Пляшут разные зверюшки.

Тропинка нас привела к снеговику. Он нам укажет правильный путь к ёлочке, если вы без ошибок напишите диктант.

9. Снежный диктант. (слайд1 0)

а) Вставить пропущенные окончания: На ветк...сирен..., от пристан... до деревн..., по тропинк... к дач..., около грядк... с морковк..., в театр... на спектакл...

б) Нам надо быстрее выполнить следующее задание. Записываем предложение.

Вдруг налетела метель и стала заметать лесную тропинку.

Снежные метели замели лесные тропинки.

Задание:

1. Разобрать предложение по членам предложения.

2. Разобрать по составу слова Лесную и Снежные.

3. Произвести звуко-буквенный разбор слова Метель.

Найдите в этом предложении слова с безударным окончанием. Какой мы сможем сделать вывод?

10. Итог урока.

Вывод: Чтобы проверить окончание имени существительного, можно вместо существительного с безударным окончанием вставить существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием :отдыхали (где?) в селе, в лагере.

11. Домашнее задание.

Упражнение 187. Правило стр.96-97

Спасибо за работу!