Неопределенно-личные предложения. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Учебник. Е.Н.Дмитриева, Е.Н.Назарова. Русский язык. Якутск, "Бичик", 2000. п.19. стр. 73.

На первом уроке ребята узнали, что предложения бывают двусоставные и односоставные, познакомились с видами односоставных предложений, способами выражения сказуемого в определенно-личных предложениях)

Оборудование - компьютер, проектор, экран

Цели и задачи урока:

  • Научиться различать односоставные и двусоставные предложения, находить в тексте неопределенно-личные предложения и уметь определять способы выражения главного члена.
  • Развитие речи - употребление в тексте односоставных предложений, составление связного текста.
  • Формирование коммуникативных умений (умение объяснять другу тему, слушать его ответ, задавать вопросы, комментировать ответ одноклассника)

1. Орфоэпическая разминка (слайд №1)

цемент, километр, удобнее, баловать, балуясь, средства, творог, каталог, она позвонит, она права, они правы, начавший, начатый, нефтепровод, электропровод, августовский, мельком.

Презентация.

Данный этап урока у нас проходит в различной форме. 1) ученики по очереди читают спроецированные на экран (записанные на доске) слова. Если ученик читает слово с неправильным ударением, товарищи останавливают его хлопком, дальше читает другой ученик - и так, пока 2-3 ученика из класса не дочитают список до конца, т.е. все слова с правильной постановкой ударения. 2) 1 ученик читает слова с ударением на первом слоге, 2 - на втором и т.д. 3) читает учитель, намеренно допуская в некоторых случаях ошибку, ученики должны зафиксировать её.

2. Синтаксический разбор предложения. ( данный этап урока можно пропустить, либо заменить им орфоэпическую разминку)

По территории нашего района проходит нефтепровод ВСТО.

  • словообразовательный разбор: нефтепровод, ВСТО
  • характеристика и синтаксический разбор предложения
  • переделать предложение - в вопросительное, в восклицательное, нераспространённое, односоставное.

3. Повторение изученного об односоставных предложениях.

Актуализация теоретических знаний. Работа в парах по опорному конспекту, сделанному на предыдущем уроке, который имеется и в тетрадях учащихся, и демонстрируется на экран. Задание - расскажите друг другу тему "Односоставные предложения" (слайд 2)

Проверочная работа на выявление практического умения различать одно- и двусоставные предложения.

- Ученикам предлагается карточка с 10 предложениями.

Предложение 1-2 составное Согласны
с ответом /не согласны +\-
Прав\неправ
  Покрытые инеем скалы уходили в синюю даль.      
  Работая с книгой, делайте необходимые выписки и заметки.      
  Относитесь к родному языку бережно и любовно.      
  На улицах вихрем носилась пыль.      
  В дверь несмело постучали      
  В распахнутые окна дул тёплый ветер.      
  В щели окна, неплотно закрытую дверь дуло.      
  Нам посоветовали вернуться назад на место стоянки.      
  В сумерках тени в лесу казались глубокими ямами.      
  Ночь. Тишина.      

По очереди ученики читают вслух по одному предложению, находят основу, определяют односоставное или двусоставное предложение, тип односоставного предложения. Если затрудняются, ставят вопросительный знак. Остальные отмечают в своей карточке, согласны они с ответом одноклассника или нет. В случае несогласия в таблицу записывают свой ответ.

Если позволяет время и есть необходимость, можно организовать повторение видов сказуемого.

Обсуждение результатов, самооценка по карточке самоконтроля (на экране - слайд №3) . В столбик "прав/неправ" ученик отмечет свой результат.

Критерий самооценки: 10 правильных ответов -"5", 9-8 - "4", 6-7 - "3".

Карточка самоконтроля. (слайд №3)

предложение 1-2 составное
  Покрытые инеем скалы уходили в синюю даль. д/с
  Работая с книгой, делайте необходимые выписки и заметки. о/с, опр-л.
  Относитесь к родному языку бережно и любовно. о\с, опр\л
  На улицах вихрем носилась пыль. д\с
  В дверь несмело постучали о\с, неопр-л
  В распахнутые окна дул тёплый ветер. д\с
  В щели окна, неплотно закрытую дверь дуло. о\с, безл.
  Нам посоветовали вернуться назад на место стоянки. о\с, неопр-л
  В сумерках тени в лесу казались глубокими ямами. д\с
  Ночь. Тишина. о\с, назывн.

Выявление проблемы (неумение определять безличные и неопределённо-личные предложения).

5. Наблюдение над способами выражения и формой главного члена предложения в неопределённо-личных предложениях.

А) У каждого ученика карточка с 1 предложением из текста. [1] Ученик должен найти грамматическую основу, определить тип односоставного предложения, способ выражения сказуемого, форму глагола. (слайд №5)

  • На берегу, против посёлка, с утра развели костёр.
  • Туша кабана целиком жарилась на огромном вертеле.
  • Её всё время поворачивали то одним, то другим боком.
  • Внутрь туши клали огромные камни.
  • К вечеру ароматное блюдо было готово.
  • Тут же поляну по обе стороны костра застелили шкурами.
  • На них расставили глиняные горшки с горячим отваром.
  • Рядом разложили жареную рыбу и мясо, плоды, сладкие коренья, лепешки.
  • Начался неслыханно богатый пир!

После выполнения задания и обсуждения его в классе, ученики получают задание изменить в форму глагола - поставить в настоящее время. В ходе обсуждения необходимо выяснить, что в неопределенно-личных предложениях глагол в форме прошедшего времени стоит во множественном числе, а настоящем времени - в форме 3 лица множественного числа. В прошедшем времени местоимения - помощники мы, вы, они-, причём формально можно вставить любой из них, а настоящем времени - местоимение они. Анализируя предложения, учитель подводит учащихся к выводу о том, что в неопределенно-личных предложениях внимание говорящего или пишущего, а значит, слушателя и читателя сосредоточено на действии, не важно, кто производил данное действие, поэтому производитель действия не называется, и в этом необходимости нет.

(Предложения обсуждаются вразбивку так, чтобы учащиеся не поняли, что перед ними связный текст)

Б) Продолжить заполнение опорного конспекта- блок "Неопределенно - личные предложения".

В парах обсудить, у кого получилось лучше, озвучить друг другу полученный конспект. Заполнить таблицу, спроецированную на экран. (слайд 4)

6. Употребление неопределенно-личных предложений. Работа с текстом.

а) Из разрозненных предложений "собрать" текст.

Что объединяет ваши предложения? Тема.

Составить текст. (Какое предложение может быть первым в этом тексте? Какое - после него? Почему так думаете? Какие слова связывают их?) (слайд №6) Текст, размещенный на данном слайде, должен получиться в результате работы со слайдом № 5 - перетаскиваем предложения так, чтобы получился связный текст)

Определить стиль полученного текста, вывод об употреблении неопределённо-личных предложений. (научно-популярная литература, рекомендации).

  • На берегу, против посёлка, с утра развели костёр.
  • Туша кабана целиком жарилась на огромном вертеле.
  • Её всё время поворачивали то одним, то другим боком.
  • Внутрь туши клали огромные камни.
  • К вечеру ароматное блюдо было готово.
  • Тут же поляну по обе стороны костра застелили шкурами.
  • На них расставили глиняные горшки с горячим отваром.
  • Рядом разложили жареную рыбу и мясо, плоды, сладкие коренья, лепешки.
  • Начался неслыханно богатый пир!

б) Устно - упр. 125. [2]

Сделайте вывод: в каких текстах употребляются неопределенно-личные предложения.

7. Рефлексия. Что нового узнали? Какие задания понравились? Какие затруднения были?

ДЗ. П.19, опорный конспект, составление рекомендаций - советов

(Как ухаживают за цветами (кошкой, собакой). Как встречают Новый год в разных странах мира. Как готовят (блюдо). Ваша тема.

Использованная литература.

1. Г. Граник, Л. Кольцевая, Г. Владимирская, С. Бондаренко. Карточки по русскому языку. Пунктуация. М., НПО "Образование", 1997

2. Е.Н.Дмитриева, Е.Н.Назарова. Русский язык. Якутск, "Бичик", 2000.