Цель: конструирование способа внетабличного деления двузначного числа на однозначное вида 69 : 3.
Задачи:
- Формировать конструктивные умения открытия и фиксации способа внетабличного деления;
- Развивать действия самоконтроля и самооценки;
- Воспитывать положительную учебную мотивацию в процессе формирования познавательного интереса к математике:
- Развивать самостоятельность и волю, используя проблемную ситуацию;
- Развивать у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать, анализировать и логически излагать свои мысли;
- Активизировать познавательную деятельность: внимание, память, речь, мышление.
Ход урока
I. | Организационный момент | |
(Музыка “Маленький принц”) | ||
-Ребята, Незнайка со своим другом Пончиком собрались полететь на Луну. Он предлагает нам совершить путешествие вместе с ними. | ||
- Вы хотите побывать на Луне? | Да | |
- Каждому космонавту необходим скафандр - Возьмите себе костюм космонавта |
||
- У нас получилось 3 экипажа. У каждого экипажа свой цвет костюма. Прошу занять места в ракете | ||
- Проверяем готовность. | ||
- Каждому члену нашего дружного экипажа необходим Бортовой журнал, где мы будем фиксировать свои наблюдения, исследования и то интересное, что встретится на пути. | ||
II. | Актуализация знаний | |
1. | Устный счет | |
- Ребята, а Пончик не готов. Он переживает, сколько пирожков взять с собой в долгое путешествие, если он за один прием пищи съедает 7 пирожков, а пищу принимает 6 раз в день. Сколько пирожков нужно взять Пончику на 1 день. | 6 * 7 = 42 | |
- Итак, все готовы! | да | |
- Мы с вами отправляемся в неизведанную дорогу. | ||
- Внимание! Ключ на старт!... (идут помехи) | ||
- Что-то мы не взлетаем. Не сработал
компьютер. Нужен код. А вот и шифровка. 6 * 8 = 30 * 3 = 80 : 4 = 60 : 30 = 20 * 3 = |
48 (С) 90 (Т) 20 (А) 2 (Р) 60 (Т) |
- Системы в порядке! Пристегните
ремни! 5, 4, 3, 2, 1 - Мы летим! |
||||
- Посмотрите, уже видна Луна, но не видно посадочной площадки. Незнайка не сможет посадить корабль, если мы не рассчитаем ее площадь. Для нашего корабля нужна площадь 60 м2, а не то мы разобьемся. Подходит ли нам лунная площадка, если она имеет прямоугольную форму, длина которой 9м, а ширина 7м. | 9 * 7 = 63 м2 | |||
- Мы можем садиться? | можем | |||
III. | По теме | |||
- Помните, мы прилетели не просто за компанию с Незнайкой и Пончиком, а для того, чтобы узнать что-то новое неизвестное нам. | ||||
- В бортовом журнале запишите дату прилета корабля. | … января | |||
1. | Ситуация затруднения | |||
- Как-то неласково встречает нас
Луна. Дети, она же в беде. Лунатикам нечем дышать.
Одна из жительниц Звездочка просит о помощи. - Если мы правильно решим примеры, то поможем жителям Луны сделать воздух чище. 7 * 10 = 12 * 4 = 23 * 2 = |
||||
(вывешиваем пузыри) | ||||
- Кто справился с заданием? | ||||
- У кого возникли затруднения? | ||||
- Давайте проверим. | ||||
- Как считали? | ||||
69 : 3 =21, 22,… | 69 : 3 = 23 | |||
- Сколько получилось? | - Какой пример самый трудный? | |||
- У одного примера разные ответы… | ||||
2. | Постановка темы и учебной задачи | |||
- Чем этот пример отличается от других? | Все на умножение, а он на деление | |||
- Мы же учили таблицу на деление | В таблице нет… | |||
- Так, значит над какой темой мы
продолжаем работу ( “Внетабличное деление” на доску) |
Внетабличное деление | |||
- Давайте спланируем свою
деятельность на уроке - У нас возникла трудность в решении примера 69 на 3 |
||||
1 | - Ваши предложения | |||
* | - Какая задача встала перед нами? | Как разделить 69 на 3 | ||
- Согласна. Наша задача: | ||||
Найти способ деления числа 69 на 3 | ||||
(На доске найти способ 69 : 3 ) | ||||
2. | - Есть еще предложения? | |||
-Если мы найдем способ деления, где мы его можем испытать? | Испытать на других примерах |
3. | - Деление встречается не только в примерах | Применить в задачах |
4. | - Еще есть какие-нибудь предложения? | в уравнении |
5. | - Если у вас появятся еще предложения, мы их рассмотрим | |
- Итак, первая наша задача? | Как разделить 69 на 3 | |
Найти способ деления числа 69 на 3 | ||
3. | Конструирование способа | |
- Каждому экипажу дается 2минуты на обсуждение и решение поставленной задачи | ||
(свои варианты решения ребята оформляют на листах) | ||
- Ребята, какие есть варианты решения? - Пожалуйста, первый экипаж… |
Варианты | |
-У кого есть вопросы? - У кого другой вариант решения? |
||
* | - Почему разложили число 69 на 60 и 9 | Эти числа делятся на 3 |
* | - Как можно назвать сумму этих слагаемых? | Сумма разряд-ных слагаемых |
* | - Каким будет второй шаг наших действий? | Каждое слагае-мое разделю на 3 |
* | - Далее? | Результаты сложу |
- Решили? | Да | |
- Какое правило математики мы использовались? | Деление суммы на число | |
- Какую задачу мы ставили? | Найти способ деления числа 69 на 3 | |
- Открыли способ? | Да | |
На доске 69 : 3 = 23 60 9 |
||
- Зафиксируйте в бортовых журналах | ||
- Сколько получилось? | 23 | |
- Вы справились с заданием Звездочки и теперь воздух будет немного чище. | ||
- Оцените свою работу. У кого все примеры решены правильно поставьте на полях красную звездочку, кто допустил ошибки – желтую, кто не справился с заданием – розовую. | … | |
- Давайте вернемся к нашему плану. - С первой задачей мы справились? |
||
- Что мы планировали далее? | ||
- Мы решили один пример, а ведь таких примеров множество. Давайте испытаем этот способ на других примерах. | ||
4. | Закрепление способа | |
- Посмотрите, какой красивый фонтан (фонтан
с пузырями) 68 : 2 = 33 : 3 = 96 : 3 = |
да |
- Возьмите по одному примеру и решите его, пользуясь открытым способом | ||
- Проверим правильность выполненной
работы. - Кто готов объяснить решение примера? - Кто не решал этот пример запишите его. |
||
- Способ деления числа 69 на 3 сработал и на других примерах. | ||
- Чем похожи эти примеры? | На деление двузначного числа на однозначное | |
- Давайте попытаемся обобщить
открытый нами способ. Как же двузначное число разделить на однозначное? |
||
- Каким же будет первый шаг? ( на доску: Представь число в виде суммы разрядных слагаемых) |
Разложу число на сумму разрядных слагаемых | |
- Следующий шаг (на доску Раздели каждое слагаемое на число) |
Разделю каждое слагаемое на это число | |
- Далее (на доску: Результаты сложи) |
Сложу результаты | |
- Молодцы! Вы открыли способ деления двузначного числа на однозначное. | ||
- А теперь каждый самостоятельно решите
примеры 39 : 3 = 42 : 2 = |
||
- Проверим выполненное задание (устно называют ответы) | ||
- Оцените выполненную работу. | ||
- Работает новый способ на других примерах? | да | |
5. | Физкультминутка | |
- Мы оказались на острове Развлечений. Давайте отдохнем вместе с Незнайкой | ||
Вместе по Луне идем Не спешим, не отстаем, Вот выходим мы на луг Тысяча цветов вокруг К небу ручки протянули Позвоночник растянули Отдохнуть мы все успели За работу снова сели. |
||
6. | Решение задач | |
- Ребята, у Лунатиков еще одна беда: из-за
большой задымленности воздуха на Луне ничтожный
урожай овощей и фруктов. И они просят оказать
помощь. - На каждом столе лежит корзина с карточками. - На розовой карточке более легкая задача, на белой – посложнее, а на зеленой – сложная. Выберите себе задачу. Решив их правильно, мы будем знать, сколько овощей и фруктов нужно оставить Лунатикам. - Решение запишите в бортовой журнал. |
||
(самостоятельное решение) |
- Кто оставит решение задачи на доске
для Лунатиков - Ребята, кто решал задачу с розовой (белой, зеленой) карточки. - Согласны вы с решением… - Оцените свою работу. |
|||
- Мы оставляем овощи и фрукты, клубни картофеля, что поможет им вырастить урожай. | |||
- Нам пора прощаться с Лунатиками. Нас
уже на Земле заждались. - Мы отправляемся в обратный путь. Небольшой толчок. С удачным вас приземлением. |
|||
IV. | Итог урока | ||
- Давайте подведем итог нашего путешествия | |||
- Какие задачи мы ставили? | Найти способ деления 69 на 3 | ||
- Так как же разделить двузначное число на однозначное? | Алгоритм | ||
- Какие еще задачи мы ставили? 2,3 | |||
- Справились мы с ними? | да | ||
- У нас осталась не решенная
задача…. - Предлагаю поискать решение этой задачи на самоподготовке. |
|||
- У вас на парте в конверте лежат
звездочки красного, желтого и розового цветов.
Посмотрите на свою работу. Каких звезд в ней
больше? Оцените. - Выберите свою звездочку и приклейте ее на доску |
|||
- Я очень рада, что в ваших
бортовых журналах вспыхнули созвездия красных и
желтых звездочек - Мне понравилось…. - А еще я ставлю оценки - И на память о нашем путешествии хочу подарить вам значки. - Спасибо за урок! |