Цели:
- Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных.
- Развивать умение строить предложения и текст.
- 3акрешить понимание того, что безударные гласные проверяются ударением.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Я приглашаю вас в путешествие по стране знаний. А чтобы вы не заблудились, возьмите с собой компьютеры, задавайте вопросы и получайте на них ответы.
2. Работа по теме урока.
- Доброе утро!
- Что мы сделали?
- Поздоровались, поприветствовали, произнесли слова, сказали речь.
- Для чего человеку нужна речь?
- Чтобы общаться, делиться мыслями и чувствами.
- В каких формах может существовать речь?
Устная: говорим, слушаем.
Письменная: читаем, пишем.
- Из чего состоит речь?
- Из чего состоят предложения?
- Слова из букв (когда пишем) из звуков (когда говорим).
- Молодцы! Мы знаем, что в русском языке 33 буквы и 42 звука.
- На какие части делятся буквы?
- Какие буквы мы называем "хитрыми"? Почему?
- Покажите на экране Я Е Ю Ё (дают два звука).
- Покажите остальные гласные О А У И Э Ы.
- Молодцы! А может кто-нибудь помнит, какую тему мы изучали на прошлом уроке ?
- "Безударные гласные".
- Значит сегодня мы свои знания будем закреплять.
- Кто уверен в хорошем качестве знаний?
- Кто испытывает затруднения? (Показать ладошку).
- Вы сказали, что наша речь состоит из слов, а какие части речи вы знаете? (на доске "Древо "Грамотея")
(на листочках написаны части речи)
(Дети называют части речи и переворачивают листок).
- Ребята! Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости, а значит сегодня мы проверим, насколько хорошо усвоили тему "Безударные гласные".
ИГРА "Назови своё имя" (каждый называет имя, произнося ударно) (в каком слоге ударение).
- Молодцы! В каждом слове произносили один слог ударно (сильная позиция), а другой и третий слабо (слабая позиция).
- Вспомним правило о написании безударных гласных.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
- Откройте тетради и запишите число: Шестое декабря. (числительное) (шесть) (декабрь)
- Как в древности называли декабрь? (найти на экране).
Классная работа (если нельзя проверить, слово словарное и должно жить в словарике)
- Ребята, люди давно примечают погоду, какой день что сулит, и мы с вами каждый день читаем древний календарь погоды, но сегодня он улетел. Помогите мне найти его. У кого на экранах компьютера появился красный квадрат, там отгадка.
- Молодцы! Это снегирь. Запишем примету дня: СНЕГИРЬ ПРИЛЕТЕЛ - СКОРО МОРОЗАМ ТРЕЩАТЬ.
РАБОТА С ТЕКСТОМ. НА ДОСКЕ:
Наступила зима. Стоят в снегу леса и поля. 3айчата и бельчата поменяли шубки. Птенцы сидят в гнезде.
ИГРА "Весёлые рифмы".
На берегу растёт сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звёзды.
На траве лежит роса,
А рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею косы.
3начение слов КОСА-КОСА.
ЗАПОМНИТЬ:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
ФИ3КУЛЬТМИНУТКА.
РАБОТА НА КАРТОЧКАХ ПО ВАРИАНТАМ.
(сильные и слабые).
В предложенных словах поставить ударение, разбить на слоги.
3автрак, каблук, машина, леденец, облако, ремонт, сахар, щавель, человек.
Автобус, бабочка, вокзал, готов, диван, ежевика, железо.
ИГРА "НАЙДИ ШИБКУ".
На доске:
МАРОС, КАНЬКИ, СНИШКИ, САРОКА, ВАРАБЕЙ, ДЕВАЧКА.
(Снишки можно проверить! СНЕГ, СНЕЖОК, остальные словарные).
УСТНЫЙ ДИКТАНТ. ПОКАЖИТЕ ГЛАСНУЮ.
(работа с карточками) (род, число, часть речи).
Страна, земля, стрела, сосна, гряда, звезда, весна, морской, часы, поля, зерно, следы, листок, кормушка, озеро, цветок, голоса, деревья, тяжело, ходить, сидеть, садовый, бежит.
"СЕРЬЁЗНОЕ ЗАДАНИЕ" НА ДОСКЕ
-Какое слово лишнее, почему?
Сказал, посадил, прошу, платил. (прошу О)
Ковёр, лошадь, козёл, дрозды. (лошадь А)
Весна, озеро, змея, число. (число и)
-В каком столбике проверочное слово? НА ДОСКЕ!
Дом | домашний |
Ловит | ловушка |
Звон | звонок |
Лист | листок |
- Подобрать два проверочных слова: НА ДОСКЕ!
ХЛОПОТАТЬ хлопочет, хлопоты
СТОРОЖИЛ сторож, сторожка
ГОЛОДАТЬ голод, голодный
ГРОХОТАТЬ грохот, грохочет
КОНКУРС "СЛАБО?" НА ДОСКЕ.
Кто живёт в слове: КОМПЬЮТЕР?
Ком, перо, ток, кот, тюк, теремок, комок, море, порт, торт, трюк, юрок, рок, корт, топь.
3. ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ.
На ладошке пять пальцев, закрасьте столько ноготков, на сколько в оцениваете свои знания.