Цель:
- образовательная: показать детям картины пробуждающейся природы, радость весеннего дня, создаваемые словами, звуками и красками; продолжать работу по формированию умения работать с красками; научить детей замечать некоторые изменения в природе и погоде; закрепить и обобщить приметы ранней весны; обогащать представления детей о весне; знакомство со способом изображения весны на примере творчества башкирского художника.
- развивающая: развивать умение передавать примерные пропорции изображаемого и относительную величину его частей, закреплять умение правильно располагать изображение на листе бумаги; познавательный интерес к окружающему миру природы и познавательную активность; развивать мелкую моторику рук, аккуратность, внимание, память, речь, мышление.
- воспитательная: воспитание положительных качеств личности: самостоятельности, умение доводить начатую работу до конца; воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства; воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока
1). Орг.момент.
-Здравствуйте дети! К нам сегодня на урок пришли гости, давайте их поприветствуем!
-Проверим готовность к уроку.
-На столе лежит альбом, краски, баночка с водой.
-Ребята, вы сегодня такие славные, красивые, такие веселые, словно солнышки.
-Наши солнышки проснулись и потянули лучики. Покажите, как солнышко просыпается. Поднимем руки, они лучики - ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.
Садитесь!
2). Вводная часть.
-Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее разгадать:
"Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?" (весной)
-Весну издавна любил народ, называл ее весна - красна. Вся природа просыпается от зимних холодов: А какие стихи о весне вы знаете?
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает;
Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Полюбуйся, весна наступает,
В ярком золоте день утопает.
Вновь весна, и небо голубое,
И плывут высоко облака.
Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
-Этот необычный оркестр, созданный природой, эта музыка весны однажды взволновала композитора Юрия Вережникова, которую он записал нотками и назвал "Весенняя капель".
-Давайте внимательно послушаем эту музыку.
-Что вы услышали в этой музыке? Какой у нее характер, какое настроение?
-Эта удивительно светлая музыка- подлинный гимн весне, солнцу, жизни. В ней слышится радость и ликование, слышится бурлящее весеннее половодье.
-Множество изменений происходит в природе весной. Что вы заметили нового на улице? Как изменилось небо?
-Каким оно было и каким стало? Какое солнышко весной?
-Что произошло со снегом? Почему он растаял? А что произошло на реках? (ледоход)
- Что такое проталинки? В каких местах появляются? Почему?
-Многие художники любили весну и писали весенние пейзажи. Одним из таких пейзажистов был наш земляк Бурзянцев Александр Данилович. Он родился в деревне Балакар в 1928г. В 6 лет семья Бурзянцевых переехала в г.Магнитогорск на окраину города, где открывалась красивая панорама с холмами, лесами. Но перед войной родители решили вернуться в родные места и обосновались в г. Зилаире в небольшом поселке лесорубов, окруженном горами. Но мятежная эмоциональная натура Бурзянцева не успокаивается , тогда он решает отправиться в путешествие по Башкирии, Южному Уралу, в старые уральские города-Сатка, Миньяр, Бакал. И под впечатлением прозы Мамина-Сибиряка написал картину "Старый уральский городок", взяв за основу город Сатку.
-Всмотритесь в картину. Что вы видите на картине? Какие предметы художник изобразил на ней?
-Так выглядел городок в середине ХХ века. Сейчас этот городок изменился.
-Как вы думаете, почему автор так ее назвал?
-Эта картина грустная или веселая? Почему? (радостная, т.к. художник изобразил пробуждение весны после долгой холодной зимы)
-Ярко светит солнце и под его горячими лучами растаял снег. Все краски, которые использовал художник, светлые и яркие. Поэтому этот пейзаж получился таким радостным.
- Мы видим деревенскую улицу, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчавшимися белыми облаками, а вдали виднеются горы.
-Какое время года изображено на картине? (весна)
-Какие признаки говорят о том, что это весна? (светит солнышко, тает снег, проталины)
-Давайте вспомним названия весенних месяцев (март, апрель, май)
-Какой месяц весны на ней изображен? (март)
-Как догадались?
-Какое время суток изображено на картине? (полдень)
-Как художник показал это? (тени мы видим от домов)
-Почему именно полдень? (в это время суток лучше всего видны приметы весны)
-Как бы вы назвали эту картину?
-Как вы думаете, удалась ли картина художнику?
-Художник любуется весной, передает свое настроение. Мы чувствуем, как дорога его сердцу родная природа.
-Он учит видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.
-А что происходит с деревьями?
-Представим, что мы с вами деревья.
Физминутка.
Вы в лесочек заходите,
На пенечках отдохните.
Потянулись, обернулись,
Деревца вокруг проснулись,
И друг другу улыбнулись.
-Сегодня мы будем учиться рисовать веточку вербы.
-Рассмотрите её повнимательнее. Из скольких частей она состоит? (стебель, отростки, почки)
-Ветка ровная или искривленная? Обратите внимание, она постепенно сужается.
-Что располагается на каждой ветке? (почки)
-Давайте рассмотрим цвет. Какой он у веток? (коричневый)
-Где находится наиболее светлая часть? (справа-падает свет)
-Как мы будем ее раскрашивать? (светлее, чем края)
3) Определение последовательности выполнения рисунка.
-Для того, чтобы рисунок оказался красивым, был правильным, вы должны выполнить 4 этапа работы построения изображения:
Первый этап- правильно расположить лист бумаги. Как расположим альбомный лист? (по вертикали)
Второй этап работы- правильно выбрать размер рисунка и красиво расположить его на альбомном листе. Для этого делаем наброски простым карандашом.
Третий этап- нарисовать основные части изображаемого предмета (ветку)
Четвертый- в соответствии с размерами нарисовать мелкие детали: почки, отростки.
Пятый- аккуратно раскрасить. Сначала середину ствола- светло-коричневым цветом. Затем края ствола- темно-коричневым, а потом черенки- зеленым цветом. Далее раскрашиваем способом примакивания почки.
-Когда вы будете рисовать, чаще смотрите на ветку и сравнивайте с тем, что нарисовали вы. Во время рисования необходимо следить за осанкой.
5) Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
-Итак, приступаем к работе. Для создания настроения я включаю музыку.
После завершения карандашного рисунка- физминутка
Завершение рисунка-работа с красками
6)Заключительная часть.
- С приходом весны к нам приходит весенний праздник-8 марта. Кому он посвящен?
- Что мы можем подарить своим мамам? (открытку)
- Украсим нашу веточку вербы красной лентой. А внутри напишем пожелание.