Урок "Семейство Тыквенные. Огурец"

Разделы: Коррекционная педагогика


Задача.

  • Образовательная: формировать понятие о семействе Тыквенные, отрабатывать навыки выращивания на примере растения огурца.
  • Коррекционная: корригировать и развивать зрительное восприятие путём дифференциации частей растения огурца; представителей семейства на рисунках, фото, муляжах и натуральных объектах.
  • Воспитательная: любовь к Родине, уважение к старшим, чувство сопереживания.

Оборудование: таблица, муляжи огурца, самодельное лото, семена тыквенных, для практической работы небольшие горшочки с почвой, вода. Семена огурца, "фотоальбом"- рисунки с изображением представителей семейства "тыквенных".

Ход урока

Орг. момент.

Опрос.

Кто из вас родился в Чусовом?

А знаете ли вы свой город? О какой улице идёт речь: "На этой улице находится Дворец Металлургов:"

А у вас есть любимые места в Чусовом?

А кто знает, сколько лет исполняется нашему городу летом?

Ребята, куда бы вы ни уехали после школы, все вы навсегда останетесь чусовлянами. Это ваша Родина.

Как вы думаете? Растения, вывезенные из родных мест, будут лучше расти, плодоносить, если им создать такие же условия, как на Родине?

На какие два класса делятся цветковые растения?

Назовите особенности однодольных растений.

Перечислите характерные признаки двудольных растений.

Работа у доски. Из предложенных на доске растений, подчеркнуть одной чертой злаковые растения.

Новая тема.

Стук в дверь. (учитель имитирует)

Кто бы это мог быть?

О! Тётушка Тыква! Здравствуйте! Проходите! Что Вас привело к нам?

Узнала я., что здесь живут ребята, любящие свой город, много о нём знающие. Решила я рассказать именно вам о своём семействе. Я принесла с собой фотоальбом, в нём хранятся фотографии моих родственников. (демонстрация рисунков, фото растений из семейства Тыквенные)

Моих родственников и представлять не надо, вы их хорошо знаете, надеюсь, любите.

Ох!

Что вздыхаешь, Тётушка Тыква?

Как мне не вздыхать? Уехал мой любимый родственник- огурец к себе на Родину - в Индию. Скучаю я по нему. Я могу до весны в форме держаться. А он нет. Какой он стал? Какая корневая система? Стебель? Мне всё интересно. Похож ли на нас?

Что будем делать, ребята? Поможем тётушке Тыкве?

Какая наша цель?

Собрать сведения о внешнем строении огурца

Узнать особенности его выращивания.

Кто знает, где находится страна Индия? (карта)

Рассуждения о климате в Индии.

Тяжело будет среди множества растений Индии отыскать огурец.

Вы представляете, как выглядит это растение? Давайте попробуем составить фоторобот.

Отыщите из предложенных семян - семена огурца. Как вы думаете, к какому классу относится растение - огурец?

У большинства двудольных растений корень, какой?

Что вы можете сказать о стебле?

По ходу рассуждений, ответов ребят на доске из отдельных карточек выкладываем растение огурца.(фоторобот)

Как выращивают огурец?

Может, вы знаете, какие ему необходимы условия?

(выясняем, что огурец - теплолюбивое, влаголюбивое растение)

А как вы думаете - почему?

Ребята, а вы помогаете родителям в саду, огороде?

Расскажите. Как высаживают? Ухаживают за огурцами ваши родители?

Работа с учебником. Прочитать: выращивание огурца.

Мы узнали об огурце самые важные сведения. Теперь нам будет легко отыскать это растение. Кто первый обнаружит растение огурец в Индии?

Физкультминутка, ищем спрятанные по классу муляжи огурца, рисунки, фото с огурцом.

А вот и огурец! Сравните. Похож ли на то, что мы искали (на наш фоторобот?)

Сделаем фотографию для Тётушки Тыквы и полетим обратно.

Закрепление.

Тётушка Тыква! Спрашивай, всё знаем об огурце, вот портрет, фотографии.

Расскажите, как он выглядит? Какой у него корень? Стебель? Лист?

Запишите мне старенькой. (работа в тетради)

Какие условия ему необходимы для лучшего роста?

Ребята, я записала ваши ответы себе на память. Но проверьте меня. Я, по- моему, что-то напутала: (задания письменные) вычеркни неверные предложения из текста, дополни предложение.

Гимнастика для глаз.

А хотите сами вырастить огурец? Если создать хорошие условия, то к в 4 четверти будете кушать выращенные огурчики.

Практическая работа- посадка семян огурца.

Тыква. Вы мне старой угодили. Я вам фотографию подарю. Догадайтесь. Кто из нашего семейства фотографировал? ( на рисунке не хватает одного представителя семейства)

Вижу. Вы любите поиграть. Сложите лото: какое растение представлено, опишите.

Старая я стала: помню, что нужны пчёлы при выращивании огурцов. А почему?

Подумаем вместе. Почему так говорят:

"Ветку - пустоцветку не брани, не вини и с грядки не гони"

А это: "Зелёный - попросишь, а спелый - забросишь)

Ребята, с каким семейством мы познакомились?

Почему его так называют?

Запишите. Какие у них общие признаки. (работа в тетради)

Загадки.

1.Сам алый сахарный. Кафтан зелёный. Бархатный.

2. Плод душист и сладок. Ешь хоть сразу с грядок.

3. Без окошек и дверей - полна горница людей.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Пока вы летали, посылка пришла. Угощайтесь (варенье из кабачков или свежие огурцы)

Итог урока.