В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя, что предполагает организацию научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Для реализации поставленной цели в школы в 2011 году поступило материально-техническое оборудование, в том числе цифровые микроскопы.
Передо мной, как и многими другими учителями, встал вопрос: Каким образом и на каких уроках возможно использование цифрового микроскопа? В интернете и печатных изданиях много информации о применении микроскопа в средней и старшей школе с описанием лабораторных работ. Но как быть с начальными классами? На мой взгляд, на уроках в начальной школе работа с цифровым микроскопом не может лежать в основе урока, скорее она должна строиться как этап урока, целью которого является формирование умения применять цифровые технологии для решения поставленных задач и поддержание интереса к учебной деятельности в целом.
В своей работе я рассмотрела возможность применения цифрового микроскопа на уроках окружающего мира, изобразительного творчества и внеклассной деятельности. Сложнее всего было определить цель исследования, что можно рассмотреть в микроскоп, чтобы данный этап гармонично вписался в структуру урока и чтобы дети открыли для себя новое знание. В данной работе я привожу конспект урока по окружающему миру "Кладовая витаминов".
Задачи:
- познакомить учащихся с основными витаминами, содержащимися в овощах, фруктах, ягодах и их значением для организма,
- воспитывать здоровый образ жизни,
- развивать познавательный интерес посредством использования на уроке цифрового микроскопа
Оборудование:
- цифровой микроскоп;
- мультимедийный проектор, доска, компьютер;
- образцы помидора, моркови, зелёного лука на предметных стёклах;
- листы А4 с напечанными заголовками "Витамин А содежится в", "Витамин В содержится в" и :
Ход урока
Учеников перед уроком делят на 5 групп, каждая группа садится за отдельным столом
Актуализация знаний и определение темы урока
- От чего зависит наше здоровье?
Учащиеся предлагают свои ответы.
- А что означает питаться правильно и какие продукты можно назвать полезными?
На этом уроке мы поговорим о ягодах, фруктах, овощах и других полезных продуктах.
Основная часть
А для начала предлагаю вам отгадать загадки.
(Повторение правила озвучивания ответов.)
Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые,
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры.)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
(Лук.) (А.Рождественская)
Летом - в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в бочке,
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
(Огурцы.)
Все узнают молодца,
Что растет на грядке:
Он побольше огурца,
Толстый он и гладкий,
Тоже держится за плеть...
Приходите посмотреть.
(Кабачок.) (В.Мусатов)
Столько стрел
Растет на грядках,
А стрельнуть
Нельзя ребяткам.
(Лук.) (В.Мусатов)
Обезьяна утром рано
В зоопарке ест ...
(Бананы.)
На сучках висят плоды,
Посинели от жары.
(Сливы.)
Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка
Упадёт сама в траву.
(Яблоко.)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь.)
О фруктах и овощах сложено немало пословиц и поговорок. Подумайте, что они означают.
Каждой группе предлагается по одной пословице или поговорке.
- надоел, как горькая редька
- проще пареной репы
- Съешь и морковку, коли яблочка нет.
- Лук да баня всё поправят.
- Каждому овощу своё время.
- Какие овощи полезно есть зимой?
Работа с цифровым микроскопом
А вы знаете, почему овощи и фрукты бывают разных цветов? (Версии школьников)
Давайте выясним это, рассмотрев овощи разных цветов под микроскопом.
- Что такое микроскоп и для чего он нужен? Мы воспользуемся цифровым микроскопом, его преимущество в том, что можно вывести изображение на экран.
Рассмотрение срезов помидора, моркови, зелёного лука и головки лука.
- Внутри их клеток особые включения красного, оранжевого цвета - пластиды. Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый или оранжевый цвет. Зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды, но зеленого цвета. А уже знакомый нам лук или картофель белые потому, что их пластиды бесцветны.
Пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным. [4]
Физминутка
Название овоща - хопок в ладоши, фрукта - прыжок на месте, ягоды - приседание.
Рассказ о витаминах
В начале нашего урока мы говорили о том, что фрукты, овощи и ягоды полезны для организма, а почему? (-Богаты витаминами.)
- Что такое витамины? - это вещества, необходимые для поддержания жизни. Слово "вита" означает жизнь.
- Почему нужно употреблять в пищу разные овощи и фрукты? (-Они содержат разные витамины.)
Об основных витаминах нам расскажут ученики нашего класса.
(по одному ученику от группы)
Ученик 1: Если вы хотите хорошо расти и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А. Он содержится в молоке, яичном желтке, в печени, а также в салате, моркови, шпинате, капусте.
Ученик 2: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит, и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В. Он содержится во всех свежих овощах и фруктах, а также в рыбе, икре, молоке.
Ученик 3: Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен витамин С. Витамином С богаты апельсины, кабачки, смородина, чеснок, лук, капуста.
Ученик 4: Витамин D важен для развития костей и зубов. Он образуется в организме на солнце, кроме того поступает с молочными продуктами, яичным желтком, икрой, петрушкой, семенами подсолнуха.
Ученик 5: Витамин Е важен для развития всего организма и кровеносной системы в частности. Он содержится в сливочном и растительном маслах, в молоке, в зародышах злаковых, в салате.
А сейчас игра на внимание.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте: нет, нет.Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный
Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.Постоянно нужно есть,
Для здоровья важно
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.Зубы вы почистили и идёте спать,
Захватите булочку сладкую в кровать.
Коллективное составление панно "Кладовая витаминов"
Каждая группа учеников рисует продукты, в которых содержится витамин А, B, C, D, E.
Затем из этих рисунков составляется коллективное панно.
Итог урока
- Почему нужно есть овощи, фрукты и ягоды?
- Почему огурец зелёный, а спелый помидор красного цвета?
- Чем запомнился урок?
Используемые пособия и материалы сайтов при разработке урока.
1. Рабочая тетрадь для школьников "Разговор о правильном питании" Текст М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, М., 2004
3. www.ucoz.ua
4. www.2mm.ru