Буква Ж выражает всегда твердый звук. ЖИ-ШИ пиши с буквой И

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Ознакомить детей с особой ролью звука Ж.
  • Создать атмосферу творчества.
  • Совершенствовать умения делать разбор слов.
  • Доказать и сформулировать признаки имени существительного.
  • Воспитывать любовь к сказкам и умения инсценировать их.

Ход урока

1 часть. Организационный момент. Учитель. Начинаем наш урок. Мне приятно снова видеть вас. Будем говорить, понимать друг друга, слушать и общаться.

Учитель:

Прозвенел звонок веселый, всех зовет он на урок
Ну-ка, дети, все готовы.
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем, не нарушим тишину
Приготовились все слушать, я урок сейчас начну.

Будем учиться рассуждать вслух и молча. Я желаю вам успехов.

2часть. Учитель. Откройте нахзац, давайте прочитаем алфавит.

Дети.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж.
Прикатили на еже.
З, И, К, Л, М, Н, О.
Дружно вылезли в окно!
П., Р, С, Т, У, Ф, Х.
Оседлали петуха-
Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.-
Вот и все мои друзья.
(Борис Заходер)

Учитель. Кто написал для нас эти стихи?

Дети. Борис Заходер.

Учитель. Какие мы знаем буквы?

Дети Гласные и согласные. Гласные звуки произносятся без преграды, голосом, поются и тянутся. Согласные звуки произносятся с преградой,

Учитель. Название согласным дали за то, что вместе с гласными они произносятся легче, красивее, напевнее, а сами без гласных они звучат кратко. Поэтому они любят, когда после них, вместе с ними произносят гласные.

Учитель. Давайте прочитаем гласные буквы. (дети читают). Ребята, что вы можете сказать о звуке "и"?

Дети. Звук "и" смягчает впереди стоящий согласный звук.

Учитель. Посмотрите на согласные буквы. Как вы думаете, почему они расположены в 2 ряда?

Дети. В верхнем ряду стоят звонкие согласные, те, которые звучат громко, звонко, с голосом. В нижнем ряду - глухие. Когда мы их произносим с закрытыми ушами, то получается один шум, голоса не слышно.
Учитель. А теперь самый трудный вопрос. Посмотрите, как расположены две полоски букв, не одна под другой. А одна сдвинута в сторону. Почему?

Дети. Посредине одна под другой расположены парные согласные, а в стороне те буквы, у которых нет пары.

2 часть. Учитель. Какие последние буквы мы выучили? Что вы знаете о них.

Дети. "Ш" и "Ж". (характеристика букв)

Учитель. А сегодня мы узнаем ещё кое-что новое о звуке ж. Давайте откроем "Азбуку" на странице 53. Кого мы видим вверху на этой странице?

Дети называют: стрижи, ужи, ежи, жираф. (Учитель показывает слайды, а дети выделяют звук "ж")

Учитель. Каким общим словом мы их можем назвать?

Дети. Животные.

Учитель. Что вы знаете о них?

Дети рассказывают о жирафе, еже, стриже и ужах.

ЁЖ.

Ежи живут рядом с человеком. Его можно встретить на опушках, в перелесках, заросших оврагах или полезащитных полосах. Летом ёж устраивает гнездо под кустом или вывороченным пнём в какой-нибудь ямке, устилает его сухими листьями. Здесь у него родятся ежата. В зимней спячке ёж проводит более 6 месяцев. Спит он, свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом. Главная пища ежа - насекомые. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых.

Жираф.

Жирафы живут в Центральной Африке. Взрослый жираф достигает роста пяти с половиной - шести метров и весит целую тонну. Он очень непропорционален: длинные тонкие ноги, узкая грудь, длиннющая шея, которая заканчивается маленькой головкой с большими ушами и маленькими рожками. Это очень грациозное животное. Жираф обладает чутким слухом и острым зрением. Бегает жираф очень быстро со скоростью 60 км/ч. Спят жирафы стоя и недолго.

3 часть. Учитель. А теперь давайте составим звуковую схему этих слов. (дети составляют).

Почему же перед гласным звуком "и" звук "ж" не смягчается? (коллизия). Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на столбики в учебнике.

На какой вопрос отвечают слова: мыл, был, выл, жил, жила, жили?

Дети. Эти слова отвечают на вопросы: что делал? Что делала? Что делали? Это глаголы. Обозначают действия предметов.

Такая же работа проводится со словами 2 столбика (это прилагательные)

Учитель. На что указывает звук "И" после согласных? А звук "ы"?

Дети: Звук "и" всегда смягчает впереди стоящий согласный, а звук "ы" не выполняет такую работу.

Учитель. А теперь давайте посмотрим на четвёртый столбик. Какие задания вы могли бы предложить ребятам?

Дети:

-Дописать слоги.

-Поставить ударение.

-Поставить вопрос и указать часть речи.

-Образовать единственное число.

-Составить предложения с этими словами.

Дети выполняют задания.

Учитель. Что общего в словах 2, 3, 4 столбика?

Дети. Жи - пиши с буквой и. Буква "Ж" всегда твёрдая.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

4 часть. Учитель. Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова.

ЕЖИ, УЖИ, СТРИЖИ, ЖИРАФ, НОЖ, ЛУЖА, ЛЫЖИ.

Разделите эти слова на 2 группы.

Дети делят слова по единственному и множественному числу. Одушевлённые существительные и неодушевленные.

Учитель. Давайте сделаем вывод.

Дети. На доске записаны имена существительные. Они бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, единственного и множественного числа, мужского, женского и среднего рода.

Учитель на доске выстраивает схему.

Учитель загадывает загадку о морже.

На льдину вылез из воды
С усами, но без бороды,
И мокрый, к льдине не примёрз,
Хотя на улице мороз.

Учитель показывает картинку моржа, а потом рассматривают картинки моржей и говорят, чем они отличаются.

5 часть. Инсценировка сказки "Колобок" (по учебнику).

6 часть. Итог урока. Что же мы сегодня открыли?

Дети. Мы узнали, что -жи- всегда пишется с -и.

Разбирали слова по звукам и буквам.

Узнали, что существительные бывают одушевленные и неодушевлённые, имеют число и род.

Самооценка детей.

Какое у вас настроение? Выберите рожицу.

- Понравился ли вам урок? Что особенно понравилось? Расскажите.

Учитель. Благодарит детей за работу.

Приложение.