Оборудования к уроку: презентация, раздаточный материал (кроссворд, карточки с домашними заданиями), правила в виде таблицы, учебник – автор Рамзаева Т.Г. 2008 г.
Аннотация урока.
Тема, представленного мною урока русского языка: “Снова о мягком знаке”. Тема достаточно сложная, но в тоже время очень важная. Данный урок отведен как повторение орфограмм с мягким знаком. В ходе урока учащиеся анализируют, классифицируют, делают выводы и обобщают языковой материал. Хорошо усвоив правила написания мягкого знака, дети в будущем будут правильно писать слова с мягким знаком. Знания на уроке учащиеся добывают сами, и отвечая на вопросы всегда доказывают свои мнения. Таким образом, находят правильный ответ. Все упражнения составлены целенаправленно, систематически, поэтому дают положительный результат. Дети работают в парах, также ведется работа по группам, где они обсуждают свои мнения. У детей младших классов преобладает наглядно-образное восприятие и мышление, а языковые понятия сложны для понимания ребенка. Поэтому задача каждого учителя – способствовать созданию в памяти ребенка эмоционально-окрашенного образа, так с помощью красочной презентацией, с разными карточками можно овладеть внимание ребенка, при этом развивается ассоциативное и абстрактное мышление.
Система вопросов и заданий построена таким образом, что учащиеся самостоятельно делают “открытия” и выводы. Роль учителя на уроке: координировать рассуждения учащихся, стимулировать деятельность детей, контролировать и корректировать их работу. Активная роль в ходе урока принадлежит ученикам, что является основой развивающего обучения.
Элементы игровой технологии и разнообразные задания помогают включить каждого учащегося в активную деятельность, дают возможность, независимо от способностей, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.
Цель: развитие умения различать слова с разделительным ь и смягчающим ь
Задачи:
- Уметь распознавать орфограммы с ь и проводить их проверку по правилам.
- Развить речь, мышление, внимание и память;
- Воспитать любовь к русскому языку, способствовать формированию коммуникативных навыков и организованности
План урока:
- Организационный момент
- Введение в тему урока
- Путешествие по сказке Колобок (практические задания)
- Итог, рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте дети!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Ну, открываем тетради и пишем число. Сегодня…………………………………………………
2. Актуализация опорных знаний и постановка темы и цели урока
– Как вы уже догадались, у нас будет необычный урок. Мы с вами отправимся в страну сказок на ковре самолете. Но наш ковер не улетит, если не будет знать тему сегодняшнего урока. А вы знаете? (Нет.) Тогда узнаем? (Да.) Отгадайте загадку:
Лежит замарашка в щетинистой рубашке.
Хвост кренделем, нос пятачком,
Ни чем не больна, а все стонет она?
(Свинья.)
– Кто запишет это слово на доске? Вторая загадка:
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки.)
– Словарная работа.
– Знаете что такое коньки? Это узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви
для катания на льду. А уменьшительное этого слова – конь. Какая гласная
слышится? (О). А в конце какой звук слышится? (Мягкий Н.) Почему он мягкий?
(Стоит ь.)
– Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины
затруднений.
– Сколько букв в слове СВИНЬЯ (6), а звуков (6)? Почему?
– Сколько букв во втором слове КОНЬКИ (6), а звуков (5)? Почему? Еще какая буква
звука не обозначает? (Ъ)
– Повторение правила написания ь.
– А чем похожи эти слова? (Есть ь.)
– А Ь каким бывает? (Разделительным и смягчающим.)
– Откуда мы можем узнать, что Ь – разделительный? Подумайте и отвечайте. (Ответы
детей формулируются и наглядно вывешиваются на доске.)
+ Пишется в середине слова.
+ Стоит после согласного.
+ Перед гласными.
+ Разделяет согласную от гласной.
– А Ь – смягчающий?
+ Пишется в середине и в конце слова.
+ Стоит после согласного.
+ Перед согласным.
+ Показывает мягкость согласных.
– А в этих словах, какой Ь – разделительный, а какой – смягчающий?
– Значит сегодня на уроке что мы будем повторять? …. (Дети: о мягкий знак, каким
он бывает.) (Слайд 1) Молодцы!
3. Закрепление изученного материала.
– Все встаем на ковер самолет, закрываем глаза и летим. Что вы видите?
(Говорят свои ощущения.) Ну вот и прилетели в страну сказок. Открываем глаза и,
смотрим, в какую сказку попали? (Колобок.) (Слайд 2)
– Дед и баба испекли Колобок и поставили его на окошко. А колобок что
сделал? (Убежал.) (Слайд 3)
– Убежал Колобок и встретил Зайца (Слайд 4) Заяц ему говорит:
“Колобок-колобок, если ты не выполнишь мое задание я тебя съем”. Поможем
Колобку? (Да.)
– Индивидуальная работа.
– (Слайд 5). Мальчик, веселье, путь, ночь, вьюга, альбом, Татьяна, муравьи, май, друзья
Ну, давайте, прочитайте слова. Какое здесь лишнее? (Май.) Почему?
– Задание такое, 1 ряд пишет слова с разделительным Ь, а 2 ряд смягчающим.
(Самостоятельная работа.) Проверяем, молодцы.
– Убежал Колобок от Зайца и встретил Медведя (Слайд 6) Говорит ему Медведь: “Если ты не выполнишь мое задание я тебя съем!” Поможем? (Да.)
– Работа в парах.
– (Слайд 7) (Заданы картины с изображением.)
Задание – разгадай кроссворд. Будем работать по парам, я раздам карточки. Напишите слова в подходящие клеточки. Под № 1 – слово….СОЛЬ (Сам. работа по парам.)
– Теперь делим на слоги. Как делим Ь знак? (не отделяем от согласного) Давайте немножко отдохнем. Встали….
4. Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Хлопаем руками.
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
– Убежал Колобок от Медведя и встретил Лису (Слайд 8). И говорит Лиса: “Колобок-колобок, если ты не выполнишь мое задание я тебя съем”. Выполним задание лисы. (Да)
– Работа в группах.
Открываем учебник стр.111 упр.213. (Слайд 9) (Групповая работа – Прочитайте текст. Подумайте, сколько частей в тексте и как они называются? Как иначе можно озаглавить текст? Выпишите слова с разделительным Ь. )
– Задание читаем, кто прочитает громко? (По группам разбираем текст, выписываем слова в тетрадях.) Молодцы!
5. Итог урока, рефлексия.
– И говорит Колобок нам: “Спасибо, друзья!” (Слайд 10). Попав в разные
опасности он решил прекратить свое путешествие и вернулся домой. Как вы думаете,
что он для себя решил? (больше не убегать из дома без спроса) Хорошо! Мы тоже
совершив доброе дело попали в свой класс. Какое доброе дело мы сделали? (помогли
Колобку) Давайте себе похлопаем.
– Понравилось путешествие? Поняли тему урока? Тогда ответьте…. (Слайд 11)
– За урок 5 ставлю………
– А домашнее задание такое…. Я вам раздам карточки с 3-мя заданиями. Если
затрудняетесь, выборочно выполняйте задания.
Карточка с домашней работой.
1. Напиши слова во множественном числе:
Крыло – Перо – Воробей – Соловей – Дерево – |
ручей – улей – муравей – друг – брат – |
2. Из образованных слов выбери одно и сделай фонетический разбор.
3. Используя это же слово придумай и запиши предложение.
– До свидание, урок окончен!