Факультативный курс "Азы здоровья"

Разделы: Начальная школа


“Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто”.
Сократ.

Пояснительная записка.

Актуальность.

В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути.

С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост числа хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.

Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особенно актуальным.

Человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования. Влияние школы и учебной нагрузки велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.

Школа – идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе.

Вопросам, позволяющим осознать ценность здоровья, оздоровительных мероприятий и формирование осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс.

Тематический план и программа факультативного курса “Азы здоровья” рассчитаны на учащихся 1 классов начальной школы в количестве 32 часов, по 1 часу в неделю в течение года. Программа данного курса ориентирована на формирование навыков правильного режима дня, рационального питания, профилактику заболеваний, гигиенических навыков, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма. Занятия проводятся в форме деловой игры, эвристической беседы-диалога, презентаций, урока-путешествия, театра.

Цель занятий: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • Формирование системы знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания и принятия самостоятельного решения в различных ситуациях, касающихся здоровья.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
  • Помочь каждому ребёнку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.

Педагогические принципы и подходы.

  • Принцип природосообразности. Принимать ребенка, таким, каков он есть.
  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  • Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
  • Личностно-ориентированный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Ожидаемые результаты.

К концу 1-го класса учащихся должны знать:

  • Что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет свое здоровье;
  • Части своего тела и их функции;
  • Правила бережного отношения к органам зрения, к зубам.
  • Правила ухода за кожей.
  • Полезные продукты. Правила приёма пищи.
  • Правила хорошего тона;
  • Гигиенические требования к организации сна;
  • Правила для поддержания правильной осанки.
  • Режим дня;
  • Правила для поддержания правильной осанки.
  • Как укрепить здоровье.
  • Полезные и вредные привычки.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно умываться, мыть руки, чистить зубы.
  • Слушать и слышать;
  • Использовать в своей речи вежливые слова;
  • Следить за кожей, ногтями.
  • Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.
  • Выполнять различные оздоровительные упражнения.
  • Составлять режим дня.
  • Правильно сидеть за партой, стоять.
  • Выполнять правила поведения за столом во время еды.
  • Соблюдать правила поведения в школе и общественных местах

Содержание программы.

1. Скрининговая диагностика (рост, вес).

Релаксация под музыку.

2. Какой Я, какие другие? Человек - часть природы.

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Моё место в природе. Зависимость здоровья человека от здоровья Земли. Может ли Земля болеть? Игра “Пантомима” (изображение животных) под музыкальное сопровождение.

3. Что такое здоровье? Моё самочувствие.

Здоровье – это ода из главных ценностей в жизни человека. Что значит быть здоровым? Рисуем здоровье( “Неболейку”).

4. Мой режим дня.

Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Верный помощник тех, кто всё успевает, помогает хорошо учиться и укреплять здоровье - режим дня. Примерный режим дня для учащихся 1 класса. Разучивание комплекса утренней гимнастики.

5. Для чего нужна вода? Советы молекулы Воды.

Польза воды для организма. Советы молекулы Воды. Анализ ситуации “ Грязнули”. Чистота моего дома.

6. Надо, надо умываться… Наши друзья: Вода и Мыло.

Микробы. Как с ними бороться? Как надо правильно мыть руки? Как нужно заботиться о чистоте тела?

7. Как устроен человек. Основные части тела.

Части тела человека. Рисуем себя. Игры “ Паровозик”, “ Мы тело”. Рефлекторные точки ладони и стопы.

8. Как человек познаёт мир? Органы чувств человека.

Как ты узнаёшь мир? Органы чувств человека. Киплинг “ Маугли”.

9. Глаза - главные помощники человека. Гигиена зрения.

Строение глаза. Диагностика зрения. Правила бережного отношения к зрению. Оздоровительные минутки для глаз. Если ты носишь очки. Правила присмотра телепередач.

10. Наши уши. Господин Нос.

Слух. Гигиена слуха. Игра “Угадай, чей голосок”. Господин Нос. О чём рассказывают запахи? Гигиена носа. Дыхательная гимнастика. Игра “ Испорченный телефон”.

Осязание. Вкус. Язык.

11. Осязание. Вкус. Язык. Игра “ Угадай, что ешь”.

12. Зачем человеку кожа? Забота о коже.

Кожа человека. Кожа защищает от жары и холода, микробов. Проведение опыта по проверке чувствительности. Правила ухода за кожей. Практикум “ Первая помощь при ранах, ожогах, обморожениях.

13. “Рабочие инструменты” человека. Наши руки и ноги.

Беседа о “рабочих инструментах” человека. Практическая работа по определению плоскостопия. Знакомство с пословицами, поговорками и загадками о руках и ногах и их пользе. Первая помощь при ушибах конечностей, растяжении.

14. Моя красивая осанка.

Где у человека позвоночник и зачем он нужен? От чего зависит красивая осанка человека? Как сидеть при чтении и письме. Способы формирования правильной осанки (практическая работа).

15. Сон - лучшее лекарство.

Сон - это отдых для организма. Сколько надо спать? Советы о восстановлении сна, ели он нарушился. Какой должна быть постель?

16. Красивая улыбка. Почему болят зубы?

Строение зуба и его значение в жизни организма. Почему болят зубы? Смена молочных зубов. Зубная щетка, какая она должна быть. Практикум “Чистим зубы”. Польза и вред жевательной резинки (презентация).

17. Питание – необходимое условие для жизни человека. Как правильно есть.

Пища. Зачем мы едим? Принципы здорового питания (тщательное пережевывание, норма жидкости). Правила приёма пищи и хорошего тона ( практикум). Поведение за столом.

18. Азбука полезных продуктов. Путешествие в страну “Витаминия”.

Полезные и вредные продукты. Витамины и их значение в жизни человека. Что надо есть, чтобы пополнить запас витаминов. Презентация “ В стране Витаминия”. Игра “Путешествие в магазин”.

19. Плох обед - если хлеба нет. Волшебное “Млеко”.

Необходимость хлеба и молока в рационе детского питания. Уважительно относиться к хлебу. Режим питания. Необходимость разнообразного питания. Проект “ Готовим несложную, здоровую пищу”.

20. Здоровье и спорт.

Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития ловкости, быстроты, выносливости, воспитания воли и характера. Спортивный праздник.

21. Откуда берутся болезни?

Болезнетворные микроорганизмы (микробы). Способы проникновения микробов в организм человека и способы защиты от инфекции. Прививки и их значение. Аллергия. Рисуем болезнь (“Хворайку”).

22. Вредные привычки.

Как сохранить своё здоровье до самой старости? Презентация “ Вред алкоголя, табака, наркотика для организма”. Разыгрывание ситуаций.

23. Как вести себя во время болезни. Осторожно – лекарство!

Скорая помощь-03. Как вести себя во время болезни. Лекарство- наш помощник и спаситель в болезнях. Правила приёма лекарств. Знакомство с медицинскими вещами, лекарствами.

24. Народная медицина.

Здоровье без лекарств. Лекарственные растения. Фитопроцедуры. Целебные источники. Изучение простых приёмов самомассажа.

25. Правила на всю жизнь. Советы доктора Айболита.

Полезные изобретения человечества (машины, приборы, электричество, газ), огонь, вода и правила безопасного поведения с ними. Природные опасности. Рисуем “Правила на всю жизнь”.

26. Если случилась беда.

Первая помощь: при отравлении дымом и газом, солнечные ожоги, ушибы, раны, укусы насекомых и животных, отравление пищей, ядовитыми веществами и лекарствами. Проведение практической работы по оказанию первой помощи при ранах и ожогах.

27. В здоровом теле - здоровый дух. “Солнце, воздух и вода – наши верные друзья”.

Действие природных факторов оздоровления. Беседа о закаливании, обтирании и обливании. Правила закаливания организма.

28. Спешите делать добро.

Игра “Цветок добра”. Памятка добрых дел, добрых слов. Пословицы о добре. Делать добро спеши.

29. В гостях у феи Вежливости.

Правила вежливости. Праздник “В гостях у феи Вежливости”.

30. Эмоции человека и его здоровье.

От хороших или плохих слов зависит собственное здоровье и здоровье окружающих. Отрицательные и положительные эмоции. Выражение чувств: мимика, слово, жесты, слезы, смех. Смех продлевает жизнь (правила смеющихся фотографий). Музыка лечит (релаксация под музыку).

31. Презентация проекта “Папа, мама, я –дружная семья”.

Значение семьи в жизни человека. Правила семейного общения. Взаимопомощь в семье. Обязанности членов семьи. Рисунок семьи. Весёлые старты.

32. Скрининговая диагностика. Моя оздоровительная программа.

Какой я, какие другие? Чему я научился на занятиях.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема  
1. Скрининговая диагностика (рост, вес).  
2. Какой Я, какие другие? Человек - часть природы.  
3. Что такое здоровье? Моё самочувствие.  
4. Мой режим дня.  
5. Для чего нужна вода? Советы молекулы Воды.  
6. Надо, надо умываться… Наши друзья: Вода и Мыло.  
7. Как устроен человек. Основные части тела.  
8. Как человек познаёт мир? Органы чувств человека.  
9. Глаза - главные помощники человека. Гигиена зрения.  
10. Наши уши. Моё величество Нос.  
11. Осязание. Вкус. Язык.  
12. Зачем человеку кожа? Забота о коже.  
13. “ Рабочие инструменты”человека. Наши руки и ноги.  
14. Моя красивая осанка.  
15. Сон- лучшее лекарство.  
16. Красивая улыбка. Почему болят зубы?  
17. Питание – необходимое условие для жизни человека. Как правильно есть?  
18. Азбука полезных продуктов. Путешествие в страну “Витаминия”.  
19. Плох обед - если хлеба нет. Волшебное “Млеко”.  
20. Здоровье и спорт.  
21. Откуда берутся болезни?  
22. Вредные привычки.  
23. Как вести себя во время болезни. Осторожно – лекарство!  
24. Народная медицина. Фитопроцедуры. Целебные источники.  
25. Правила на всю жизнь. Советы доктора Айболита.  
26. Если случилась беда.  
27. В здоровом теле - здоровый дух. “Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.  
28. Спешите делать добро.  
29. В гостях у феи Вежливости.  
30. Эмоции человека и его здоровье.  
31. Презентация проекта “Папа, мама, я –дружная семья”.  

32.

Скрининговая диагностика. Моя оздоровительная программа.  

Список литературы использованной при составлении программы.

  1. Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим: Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
  2. Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой: Здоровье детей, №8 , 2006.
  3. Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой: Здоровье детей, №9 , 2006.
  4. Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3-х классах: Н.Ф. Дик. – Ростов Н/Д: “Феникс”, 2005.
  5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб: Детство-пресс, 2000.
  6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
  7. Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья: Здоровье детей, №1 , 2006.
  8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  9. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
  10. Новолодская Е. Г. Уроки здоровья: Нач. шк., №5, 2001.
  11. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
  12. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005 г.
  13. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
  14. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон: Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни. - М.: Рипол, 1991
  15. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб, 1997 г.
  16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003 г.
  17. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003 г.