Урок биологии "Биологическая тропа здоровья"

Разделы: Биология


Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово "здравствуй" говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.

Урок-путешествие

"Биологическая тропа здоровья".

Цель: В игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся о типах червей (тип плоские черви, тип круглые черви, тип кольчатые черви.

Задачи:

1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях разных типов червей. Отработать навыки определения представителей к типу и классу. Дополнить имеющиеся знания учащихся новыми понятиями:

  • паренхима
  • мезодерма.

Вспомнить и закрепить знания о профилактике и способах борьбы с паразитическими червями.

2. Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; развитие умений применять знания, полученные на уроках на практике.

3. Воспитывающие: воспитание умения работать коллективно, в паре, оценивать свои возможности. Воспитывать бережное отношение к червям, т.к. дождевые приносят пользу при почвообразовании; круглые и плоские - входят в цепь питания других организмов.

4. Дидактические задачи: Учащиеся должны знать: номенклатуру, изомерию углеводородов; Химические свойства органических веществ. Ученики должны уметь: записывать формулы изомеров и гомологов углеводородов; Составлять уравнения реакций с участием веществ.

5. Здоровьесберегающие: Формирование навыков ЗОЖ. Обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья.

Ход урока

Приветствие

Здравствуйте, гости!
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, все кто пришел в этот класс!
Здравствуйте, скажем, с улыбкой друг другу.
Пусть позитивно всем будет сейчас!
Судите о своем здоровье по тому,
Как вы радуетесь утру и весне.
Торо Г.

Учитель: Насколько эмоционально вы настроены на общение покажет цветотерапия. Сейчас возьмите в руки цветные листы бумаги, и мы проведем с вами входную рефлексию.

Выберите цвет, который соответствует вашему внутреннему эмоциональному состоянию. Запишите цвет в ваших индивидуальных картах учета. (Приложение 1)

А сейчас внимание на экран. Что вы видите? (ответы учащихся) Какие типы червей представлены на экране? (ответы учащихся) Верно, это разные типы червей, которые мы с вами изучили. Какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)

Учитель: Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, у нас три команды. Каждая команда пойдет своим путем, и все мы встретимся в удивительной " Стране Здоровья". Но чтобы отправиться убедимся, что мы готовы и для путешествия вам необходимы путеводные листы. А получите вы их после разминки , ответив на следующие вопросы, внимание на экран. За каждый правильный ответ команда получает цветной кружок, это дополнительные заработанные вами очки, которые вы вписываете в индивидуальные карты. (Приложение 1)

ВОПРОСЫ:

1. Система, которой нет у типов круглых и плоских червей (кровеносная).

2. Определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию (орган).

3. Какие органы прикрепления у бычьего цепня и печеночного сосальщика (присоски).

4. Как называется симметрия, в которой правая половинка отражение левой, характерная для большинства многоклеточных животных (двусторонняя).

5. Где у дождевого червя запасается пища (зоб).

6. Фамилия академика, который получил важные научные и практические результаты для борьбы с паразитическими червями (Скрябин).

7. Как называются волоски, находящиеся на каждом членике дождевого червя (щетинки).

8. Третий промежуточный слой между эктодермой и энтодермой (мезодерма).

Учитель: В свои индивидуальные карточки внесите, сколько в вашей команде дополнительных очков. Я вас поздравляю, вы получаете путеводные листы. (Приложение 2)

У нас проблема! Мы не можем идти дальше, так как перед нами 3 тропы, и какая команда, какой тропой пойдет в "Страну Здоровья" вы должны будете выбрать сами.

Первая тропа - ТРОПА УСПЕХА короткая, но самая трудная, она включает 2 задания: 1- работа в паре (вопросы по изомерии и номенклатуре углеводородов), 2 - индивидуально (уравнения реакций).

Вторая тропа - ТРОПА МУДРОСТИ средняя, но она полегче, она включает 3 задания: 1 - работа в группе (отгадать кроссворд или ребус), 2 - работа в паре (вопросы по изомерии и номенклатуре углеводородов), 3 - индивидуально (уравнения реакций).

Третья тропа - ТРОПА ДОЛГОЛЕТИЯ длинная, самая легкая, она включает 4 задания: 1 - работа с учителем (ответ на вопрос с экрана), 2 - работа в группе (отгадать кроссворд или ребус), 3 - работа в паре (вопросы по изомерии и номенклатуре углеводородов), 4 - индивидуально (уравнения реакций).

Учитель: ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ для всех групп. Кто быстрее выполнит и правильно это задание, тот и будет выбирать свой путь, свою тропу. Вам предлагается проблемная ситуация, которую вы должны прочитать и определить какой тип червей скрывается под этой характеристикой. Результат внесите в индивидуальные карты (Приложение 1) и поставьте на полотне свой ответ.

(Работа учащихся) ТИП плоские черви.

Вы выбрали свои пути, и я предлагаю вам, прежде чем отправиться дальше, зарядиться энергией. Встаем, беремся за руки, закрываем глаза и под музыку считаем с 1-10. Минута релаксации. Учитель: А теперь приступаем к выполнению основных заданий. (Приложение 2)

Первая тропа

Вторая тропа

Третья тропа

Третья группа работает с учителем.

ЗАДАНИЕ 1.

Перед вами фото. К какому типу червей относится данный представитель? (КРУГЛЫЕ черви)

Дайте характеристику данного типа.

Тело нечленистое.

Кожно-мускульный мешок содержит только продольные мышцы.

Кровеносной и дыхательной системы нет.

Особи раздельнополые.

МОЛОДЦЫ!

ЗАДАНИЕ 2.

Охарактеризуйте пищеварительную и кровеносную системы трех типов червей.

Характеристика Тип Плоские Черви Тип Круглые Черви Тип Кольчатые Черви
1. Представители

Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик

Человеческая аскарида Дождевой червь, нереида
2. Пищеварительная система Рот-глотка-кишечник Рот-глотка-кишечник-анальное отверстие Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок-кишечник-анальное отверстие
3. Кровеносная система Отсутствует Отсутствует Замкнутая, 2 сосуда, "5 сердец"

ЗАДАНИЕ 3 (в паре)

ЗАДАНИЕ 4 (индивидуально)

Кто закончит, подойдите к полотну и передвиньте свой значок.

Т.К. мы используем на уроке ИКТ, то следующая гимнастика для глаз.

Диктант.

Учитель: Мы завершаем свое путешествие друзья. Мы с вами шли разными тропами и пришли в одну "Страну здоровья". Вывод:

Здоровая школа -
Здоровья желает!
Здоровая школа -
Друзей собирает.
Пусть льется повсюду
Друзей звонкий смех,
Учитель улыбкой
Пусть радует всех.
Здоровье не купишь,
Его не продать.

Про это давно уже нужно всем знать!

В ваших индивидуальных листах написано несколько вопросов это итоговая рефлексия. Ответьте на них. (Приложение 1)

Отметьте "+" то выражение, которое соответствует вашему состоянию.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Сегодня на уроке мне было

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

комфортно / некомфортно

интересно / не интересно

Спасибо за урок!

Будьте здоровы!

Презентация.