Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово "здравствуй" говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
Урок-путешествие
"Биологическая тропа здоровья".
Цель: В игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся о типах червей (тип плоские черви, тип круглые черви, тип кольчатые черви.
Задачи:
1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях разных типов червей. Отработать навыки определения представителей к типу и классу. Дополнить имеющиеся знания учащихся новыми понятиями:
- паренхима
- мезодерма.
Вспомнить и закрепить знания о профилактике и способах борьбы с паразитическими червями.
2. Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; развитие умений применять знания, полученные на уроках на практике.
3. Воспитывающие: воспитание умения работать коллективно, в паре, оценивать свои возможности. Воспитывать бережное отношение к червям, т.к. дождевые приносят пользу при почвообразовании; круглые и плоские - входят в цепь питания других организмов.
4. Дидактические задачи: Учащиеся должны знать: номенклатуру, изомерию углеводородов; Химические свойства органических веществ. Ученики должны уметь: записывать формулы изомеров и гомологов углеводородов; Составлять уравнения реакций с участием веществ.
5. Здоровьесберегающие: Формирование навыков ЗОЖ. Обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья.
Ход урока
Приветствие
Здравствуйте, гости!
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, все кто пришел в этот класс!
Здравствуйте, скажем, с улыбкой друг другу.
Пусть позитивно всем будет сейчас!
Судите о своем здоровье по тому,
Как вы радуетесь утру и весне.
Торо Г.
Учитель: Насколько эмоционально вы настроены на общение покажет цветотерапия. Сейчас возьмите в руки цветные листы бумаги, и мы проведем с вами входную рефлексию.
Выберите цвет, который соответствует вашему внутреннему эмоциональному состоянию. Запишите цвет в ваших индивидуальных картах учета. (Приложение 1)
А сейчас внимание на экран. Что вы видите? (ответы учащихся) Какие типы червей представлены на экране? (ответы учащихся) Верно, это разные типы червей, которые мы с вами изучили. Какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)
Учитель: Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, у нас три команды. Каждая команда пойдет своим путем, и все мы встретимся в удивительной " Стране Здоровья". Но чтобы отправиться убедимся, что мы готовы и для путешествия вам необходимы путеводные листы. А получите вы их после разминки , ответив на следующие вопросы, внимание на экран. За каждый правильный ответ команда получает цветной кружок, это дополнительные заработанные вами очки, которые вы вписываете в индивидуальные карты. (Приложение 1)
ВОПРОСЫ:
1. Система, которой нет у типов круглых и плоских червей (кровеносная).
2. Определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию (орган).
3. Какие органы прикрепления у бычьего цепня и печеночного сосальщика (присоски).
4. Как называется симметрия, в которой правая половинка отражение левой, характерная для большинства многоклеточных животных (двусторонняя).
5. Где у дождевого червя запасается пища (зоб).
6. Фамилия академика, который получил важные научные и практические результаты для борьбы с паразитическими червями (Скрябин).
7. Как называются волоски, находящиеся на каждом членике дождевого червя (щетинки).
8. Третий промежуточный слой между эктодермой и энтодермой (мезодерма).
Учитель: В свои индивидуальные карточки внесите, сколько в вашей команде дополнительных очков. Я вас поздравляю, вы получаете путеводные листы. (Приложение 2)
У нас проблема! Мы не можем идти дальше, так как перед нами 3 тропы, и какая команда, какой тропой пойдет в "Страну Здоровья" вы должны будете выбрать сами.
Первая тропа - ТРОПА УСПЕХА короткая, но самая трудная, она включает 2 задания: 1- работа в паре (вопросы по изомерии и номенклатуре углеводородов), 2 - индивидуально (уравнения реакций).
Вторая тропа - ТРОПА МУДРОСТИ средняя, но она полегче, она включает 3 задания: 1 - работа в группе (отгадать кроссворд или ребус), 2 - работа в паре (вопросы по изомерии и номенклатуре углеводородов), 3 - индивидуально (уравнения реакций).
Третья тропа - ТРОПА ДОЛГОЛЕТИЯ длинная, самая легкая, она включает 4 задания: 1 - работа с учителем (ответ на вопрос с экрана), 2 - работа в группе (отгадать кроссворд или ребус), 3 - работа в паре (вопросы по изомерии и номенклатуре углеводородов), 4 - индивидуально (уравнения реакций).
Учитель: ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ для всех групп. Кто быстрее выполнит и правильно это задание, тот и будет выбирать свой путь, свою тропу. Вам предлагается проблемная ситуация, которую вы должны прочитать и определить какой тип червей скрывается под этой характеристикой. Результат внесите в индивидуальные карты (Приложение 1) и поставьте на полотне свой ответ.
(Работа учащихся) ТИП плоские черви.
Вы выбрали свои пути, и я предлагаю вам, прежде чем отправиться дальше, зарядиться энергией. Встаем, беремся за руки, закрываем глаза и под музыку считаем с 1-10. Минута релаксации. Учитель: А теперь приступаем к выполнению основных заданий. (Приложение 2)
Первая тропа
Вторая тропа
Третья тропа
Третья группа работает с учителем.
ЗАДАНИЕ 1.
Перед вами фото. К какому типу червей относится данный представитель? (КРУГЛЫЕ черви)
Дайте характеристику данного типа.
Тело нечленистое.
Кожно-мускульный мешок содержит только продольные мышцы.
Кровеносной и дыхательной системы нет.
Особи раздельнополые.
МОЛОДЦЫ!
ЗАДАНИЕ 2.
Охарактеризуйте пищеварительную и кровеносную системы трех типов червей.
Характеристика | Тип Плоские Черви | Тип Круглые Черви | Тип Кольчатые Черви |
1. Представители | Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик |
Человеческая аскарида | Дождевой червь, нереида |
2. Пищеварительная система | Рот-глотка-кишечник | Рот-глотка-кишечник-анальное отверстие | Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок-кишечник-анальное отверстие |
3. Кровеносная система | Отсутствует | Отсутствует | Замкнутая, 2 сосуда, "5 сердец" |
ЗАДАНИЕ 3 (в паре)
ЗАДАНИЕ 4 (индивидуально)
Кто закончит, подойдите к полотну и передвиньте свой значок.
Т.К. мы используем на уроке ИКТ, то следующая гимнастика для глаз.
Диктант.
Учитель: Мы завершаем свое путешествие друзья. Мы с вами шли разными тропами и пришли в одну "Страну здоровья". Вывод:
Здоровая школа -
Здоровья желает!
Здоровая школа -
Друзей собирает.
Пусть льется повсюду
Друзей звонкий смех,
Учитель улыбкой
Пусть радует всех.
Здоровье не купишь,
Его не продать.
Про это давно уже нужно всем знать!
В ваших индивидуальных листах написано несколько вопросов это итоговая рефлексия. Ответьте на них. (Приложение 1)
Отметьте "+" то выражение, которое соответствует вашему состоянию.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Сегодня на уроке мне было |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен комфортно / некомфортно интересно / не интересно |
Спасибо за урок!
Будьте здоровы!