Одной из актуальных задач, стоящих перед
сотрудниками детского сада комбинированного
вида для детей, имеющих особые образовательные
потребности, является поиск оптимальных
технологий и методик, позволяющих не только
развить психические процессы, но и преодолеть
негативные поведенческие проявления, а также
отклонения в эмоционально-волевой сфере.
Поэтому на занятиях по изобразительной
деятельности дети рисуют с использованием
различных нетрадиционных техник. Особое
внимание уделяется «пальчиковой живописи».
Работа в данном направлении строится с учетом
основных принципов: от простого к сложному,
принципа наглядности, индивидуализации, связи
обучения с жизнью,и реализуется на протяжении
следующих этапов: этапа «марания», этапа
целенаправленного изображения,
образно-сюжетного рисования.
При использовании данной методики с детьми
нормативного развития переход с этапа на этап
связан с процессом естественного взросления, а
при работе с детьми с особыми образовательными
потребностями с повышением актуального уровня
развития в процессе коррекционной работы.
Методика рисования руками используется как во
фронтальной работе с детьми, так и в процессе
коррекционно-развивающей работы с детьми,
занимающимися по индивидуальной программе. У
этих детей отмечаются настолько сильные
нарушения моторики и недостаточная
координированность движений, что они не могут
удерживать карандаш или кисть. Поэтому работа
начинается с этапа «марания».
Детям предлагают краски разной плотности: жидкую
и максимально твёрдую, добавляя в нее крахмал или
крупу. Также предлагают тёплую и холодную краски,
предварительно подогревая или остужая краски.
Такой процесс рисования обостряет тактильные
ощущения и побуждает к активным действиям. Это
тот случай, когда цвет можно «потрогать» руками.
В процессе исследования материала ребёнок не
только изучает его возможности, но и получает
хороший рефлекторный массаж, который
способствует улучшению состояния организма в
целом. Очень хорошо переносить такие занятия в
бассейн, и тогда рисование становится прекрасным
арт-терапевтическим средством, избавляет
ребёнка от страха что-то испортить или
запачкаться, расслабляет, даёт малышу
необходимую творческую смелость, а так же
возможность перейти к этапу целенаправленного
создания изображения.
На этом этапе дети учатся наделять смыслом
полученные изображения, показывая, что линия
может быть дорогой, по которой ездят машины,
клякса – ёжиком, который свернулся клубком. Дети
изображают пальчиком следы маленькой мышки или
большой след медведя кулаком.
На данном этапе только с помощью ладошки
ребёнок получает огромное количество самых
разных отпечатков в процессе изучения
безграничных возможностей собственной руки. У
детей развиваются пространственные
ориентировки, образное мышление, умение находить
первые конструкторские решения. Это означает
готовность перехода к образно-сюжетному
рисованию.
На этом этапе ребёнок учится сравнивать и
сопоставлять объекты изображения,
самостоятельно конкретизировать абстрактные
образы, передавая свои впечатления об окружающей
действительности.
В результате именно через
использование нетрадиционной техники рисования
пальцами удается раскрепостить детей, вселить в
них уверенность, развить умение сотрудничать со
сверстниками, что очень важно для дальнейшей
социализации.
Уходя в школу, каждый ребёнок оставляет на память
отпечаток своей ладошки-листочка на «Дереве
выпускников». Ведь наша задача – помочь детям
добраться до собственных вершин настолько
высоко, насколько это возможно.
Преодоление негативных поведенческих проявлений, а также отклонений в эмоционально-волевой сфере посредством использования нетрадиционной техники рисования "пальчиковой живописи"
- Ионина Татьяна Александровна, воспитатель коррекционной группы
Разделы: Работа с дошкольниками