Преодоление негативных поведенческих проявлений, а также отклонений в эмоционально-волевой сфере посредством использования нетрадиционной техники рисования "пальчиковой живописи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из актуальных задач, стоящих перед сотрудниками детского сада комбинированного вида для детей, имеющих особые образовательные потребности, является поиск оптимальных технологий и методик, позволяющих не только развить психические процессы, но и преодолеть негативные поведенческие проявления, а также отклонения в эмоционально-волевой сфере.
Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют с использованием различных нетрадиционных техник. Особое внимание уделяется «пальчиковой живописи».
Работа в данном направлении строится с учетом основных принципов: от простого к сложному, принципа наглядности, индивидуализации, связи обучения с жизнью,и реализуется на протяжении следующих этапов: этапа «марания», этапа целенаправленного изображения, образно-сюжетного рисования.
При использовании данной методики с детьми нормативного развития переход с этапа на этап связан с процессом естественного взросления, а при работе с детьми с особыми образовательными потребностями с повышением актуального уровня развития в процессе коррекционной работы.
Методика рисования руками используется как во фронтальной работе с детьми, так и в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, занимающимися по индивидуальной программе. У этих детей отмечаются настолько сильные нарушения моторики и недостаточная координированность движений, что они не могут удерживать карандаш или кисть. Поэтому работа начинается с этапа «марания».
Детям предлагают краски разной плотности: жидкую и максимально твёрдую, добавляя в нее крахмал или крупу. Также предлагают тёплую и холодную краски, предварительно подогревая или остужая краски. Такой процесс рисования обостряет тактильные ощущения и побуждает к активным действиям. Это тот случай, когда цвет можно «потрогать» руками.
В процессе исследования материала ребёнок не только изучает его возможности, но и получает хороший рефлекторный массаж, который способствует улучшению состояния организма в целом. Очень хорошо переносить такие занятия в бассейн, и тогда рисование становится прекрасным арт-терапевтическим средством, избавляет ребёнка от страха что-то испортить или запачкаться, расслабляет, даёт малышу необходимую творческую смелость, а так же возможность перейти к этапу целенаправленного создания изображения.
На этом этапе дети учатся наделять смыслом полученные изображения, показывая, что линия может быть дорогой, по которой ездят машины, клякса – ёжиком, который свернулся клубком. Дети изображают пальчиком следы маленькой мышки или большой след медведя кулаком.
На данном этапе только с помощью ладошки ребёнок  получает огромное количество самых разных отпечатков в процессе изучения безграничных возможностей собственной руки. У детей развиваются пространственные ориентировки, образное мышление, умение находить первые конструкторские решения. Это означает готовность перехода к образно-сюжетному рисованию.
На этом этапе ребёнок учится сравнивать и сопоставлять объекты изображения, самостоятельно конкретизировать абстрактные образы, передавая свои впечатления об окружающей действительности.
В результате именно через использование нетрадиционной техники рисования пальцами удается раскрепостить детей, вселить в них уверенность, развить умение сотрудничать со сверстниками, что очень важно для дальнейшей социализации.
Уходя в школу, каждый ребёнок оставляет на память отпечаток своей ладошки-листочка на «Дереве выпускников». Ведь наша задача – помочь детям добраться до собственных вершин настолько высоко, насколько это возможно.