Задачи:
- Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб. Закрепить украинскую народную сказку "Колосок", упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, дополнять предложения, используя правильные формы существительных родительного падежа. Упражнять в переводе слов из единственного во множественное, называть слова ласково.
- Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать речь, артикуляцию, познавательные процессы: мышление, память, воображение.
- Донести до сознания детей, что хлеб - это итог большой работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям труда.
Ход занятия
I. Артикуляционная разминка: "Змейка", "Лошадка", "Катушка".
II. Вступительная беседа.
Накануне прочитайте детям сказку "Колосок".
- Посмотрите, что у меня в руках? (колосок)
- В какой сказке мы повстречались с колоском? (Украинская народная сказка "Колосок" Расскажи сказку.
- Что сделал петушок с помощью этого чудесного колоска? ( Намолол муку, замесил тесто, испек пироги).
- Но вот в сказке совсем не сказано, как вырос колосок, и сегодня мы с вами об этом узнаем. А помогут нам волшебные зернышки. (Маленькие нарисованные зернышки появляются в том месте, где будет продолжаться работа с детьми).
Д/и: "Что сначала, что потом". (Игра в движении).
- Воспитатель, используя иллюстрацию рассказывает детям, что было сначала, что потом. Дети изображают показанное действие пантомимой. (Пашут землю, бранят землю, сеют зерно, везут на мельницу, делают муку, месят тесто, выпекают пирожки)
- Сколько зёрнышек волшебных нам рассказали о хлебе? Вот видите, как тяжело и долго приходиться выращивать хлеб, поэтому я вас очень прошу: "БЕРЕГИТЕ хлебушек и никогда не выбрасывайте кусочки хлеба. Их можно отдать птичкам"
III. Игра-имитация:
В землю теплую войду / медленно садятся на корточки
К солнцу колосом взойду / Руки поднимают вверх, медленно тянутся к солнцу.
В нём таких, как я, / выгибают ладошки и прижимают к себе, указывая на себя.
Будет целая семья. / дети встают, берутся за руки.
IV. Тематическая беседа:
- Какие ты знаешь хлебные продукты? (хлеб, батон, булка, торт, пирог:)
- Из чего их выпекают? (из муки)
- Из чего получают муку? (из зерна)
- Как называются колоски, из которых получают зёрна для муки? (пшеница, рожь)
- Где покупают хлеб? (в магазине, в булочной:)
V. Д.игра: "Один много" - игра в движении. (Дети стоят в одну линию. Воспитатель бросает мяч и говорит: "Булка", ребенок отвечает: "Булки". В случае правильного ответа малыш делает шаг вперед, в случае неправильного - шаг назад. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до ведущего.)
VI. Самостоятельная работа.
Определи и дорисуй, чего не хватает на каждой полке.
VII. Двигательная разминка.
Дуйте, дуйте ветры в поле, / дети в прямом наклоне вертят руками вверх и вниз.
Чтобы мельницы мололи, / продолжают вертеть руками.
Чтобы завтра из муки / дети трясут руками, как будто отряхивают муку.
Испекли нам пирожки. / сложенными ладошками имитируют лепку пирожков.
VIII. Релаксация: "Колосок в поле".
Лежит в земле зёрнышко (дети выполняют роль зёрнышка, лежат расслабленные), пригрело солнышко, лучики погладили зёрнышко (дети гладят себя ладошками), оно проснулось и решило посмотреть на солнышко (медленно встают, вытягивают вверх ручки и раскрывают ладошки), стало зёрнышко друзей своих собирать и в колосок превращаться (дети берутся за руки и улыбаются друг другу), подул ветерок, колоски стали наклоняться то в одну, то в другую сторону (имитация движений). Всем им очень весело и хорошо, потому, что скоро они подарят людям радость. (Улыбнулись друг другу).
X. Итог занятия.
- Какой продукт считают самым главным на земле? (хлеб)
- Почему вы так думаете? (Объяснение детей).
- П/игра: " Кто больше" - эстафета с флажками.
(Дети разделены на две команды. По команде воспитателя они бегут до указанного места и называют любой хлебный продукт ласково; возвращаясь передают эстафету(флажок) следующему игроку. Выигрывает та команда, которая первая закончила эстафету.