Цель урока:
- Ознакомить учащихся с последовательностью изготовления мешочка; со способами обработки срезов мешочка;
- Закрепить умения и навыки при выполнении аппликации на крое мешочка;
- Воспитать эстетический вкус, привычку выполнять работу добросовестно и аккуратно;
- Коррекция мелкой моторики, процесса восприятия, логического мышления, формирования трудовых навыков.
Наглядность:
- образец изделия, готовый крой деталей аппликации, лекала аппликации, образы мешочков, план изготовления мешочка, план отделки кроя аппликацией, карточки-задания, словарные слова, технологические карты обработки швов.
Оборудование:
- Ручные иглы, портновские булавочки, карандаш, линейка, ножницы, мел, крой мешочка, нитки "мулине", швейная машина.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение.
Систематизация знаний.
Опрос учащихся по пройденной теме:
- Какие машинные швы вы научились выполнять? (стачные швы взаутюжку и вразутюжку, шов вподгибку с закрытым срезом)
- В каких изделиях применяют шов вподгибку с закрытым срезом? (применяют для обработки среза изделия, например, обрабатывают нижний срез платьев, юбки)
- Рассказать о последовательности выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. (Приложение 1)
- Рассказать последовательность выполнения стачного шва взаутюжку и вразутюжку. (Приложение 2)
- Вопросы по техники безопасности: какие правила соблюдаете при работе за швейной машиной? (Приложение 3)
Раздаю карточки задания со следующим содержанием:
- Восстановить последовательность подготовки машины к работе:
Все операции пронумерованы. Нужно в пустые квадратики вписать номера, которые указывают правильную последовательность. (Приложение 4)
Записываю слово "мешочек" на доске и прошу учащихся подобрать к нему слова, которые подходили бы по смыслу, например: мешочек маленький, мешочек большой, мешочек квадратной формы и так далее. Ответы записываются на доске.
Сейчас хором повторим словарные слова:
Словарные слова на доске:
Стачной шов взаутюжку, стачной и шов вразутюжку, обметочный шов, шов внадгибку с закрытым срезом.
3. Физкультминутка.
- Пальчиковая гимнастика "Дружба":
(Встали учащиеся возле парт и делают гимнастику с проговариванием стихотворения)
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(пальцы рук соединяются ритмично в "замок")
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями).
4. Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с новым изделием - это мешочек для хранения работ. <Рисунок 1> Мешочек может иметь прямоугольную, квадратную формы. или цилиндрическую форму. <Рисунок 2> Мешочек, который мы будем шить, имеет формы прямоугольника или квадрата. Изготавливают мешочек из ситца, сатина или льняной ткани. Боковые срезы мешочка соединены стачным швом взаутюжку. Срезы шва обработаны ручными обметочными стежками. Верхний срез обработан швом вподгибку с закрытым срезом. Отделан мешочек аппликацией. Мешочек можно применять для хранения различных предметов. Например: хранить высушенные травы, сыпучие продукты.
Крой мешочка состоит из одной детали прямоугольной формы. <Рисунок 3> Для определения боковых срезов и верхнего среза надо сложить крой точно по середине, уравнять срезы.
5. Составление плана предстоящей работы.
Анализ образца:
Посмотрите внимательно на образец изделия и ответьте на вопрос:
- С чего начнем шить в первую очередь? (ответы учащихся)
- Сейчас мы вместе составим план изготовления мешочка.
План изготовления мешочка:
1. Отделка кроя аппликацией.
2. Сметать и стачать боковые швы.
3. Обметать срезы шва.
4. Обработать верхний срез.
5. Продёрнуть шнур.
6. Отутюжить изделие.
Учащиеся хором повторяют план изготовления мешочка.
Сейчас разберём первый пункт нашего плана- отделка кроя аппликацией.
Для аппликации лучше всего использовать ткани, которые не осыпаются или малоосыпаются.
А для сыпучих тканей можно использовать различные клеевые прокладочные материалы, флизелин. (Показываю образцы клеевых прокладочных материалов и образец ткани, обработанный флизелином).
Сегодня мы будем выполнять аппликацию "Далматинец". Для этого мы берём лекала аппликации и накладываем на ткань. <Рисунок 4> Обводим мелом или карандашом детали лекала и вырезаем. <Рисунок 5> Вырезанные мелкие детали закрепляем с помощью булавок на основную деталь. <Рисунок 6>
Теперь вырезанные детали аппликации можно прикрепить на крой мешочка.
Для этого надо:
1. Сложить крой по сгибу, лицевой стороной вверх.
2. Определить место расположения аппликации.
3. Приметать детали аппликации на крой мешочка сметочными стежками.
4. Прикрепить аппликацию при помощи ручных петельных стежков.
5. Удалить нитки приметывания.
6. Приутюжить готовую аппликацию.
6. Работа в тетради.
Учащиеся записывают в тетрадях дату, тему урока, план изготовления мешочка и план отделки кроя мешочка аппликацией.
7. Физкультминутка.
(Встали учащиеся возле парт и делают гимнастику с проговариванием стихотворения)
Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
(учащиеся наклоняют голову вперёд, назад, влево, вправо)
Не мешай трудиться.
(вращение кистей рук по часовой стрелке и обратно).
Будем знанья получать
И здоровье укреплять!
(сжимание и разжимание пальцев в кулак, сгибание и разгибание рук в локтевом суставе).
Мы ногами топ-топ,
(учащиеся топают ногами)
Мы руками хлоп-хлоп,
(учащиеся хлопают в ладоши)
Мы плечами чик-чик.
(плечи поднимаем вверх, вниз).
Раз сюда, два туда
(руки на поясе, поворот корпуса тела вправо, влево).
Повернись вокруг себя.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
(глубокий вдох, выдох. Руки поднимают при вдохе, опускают при выдохе).
8. Практическая работа.
Перед выполнением практической работы давайте вспомним правила безопасной работы с инструментами.
Задаю вопросы по техники безопасности:
- Какие правила надо соблюдать при работе с иглой?
- Какие правила надо соблюдать при работе с ножницами?
- Рассказать правила безопасной работы с электрическим утюгом. (Приложение 3)
Раздаю крой мешочка, куски тканей для аппликации, лекала аппликации "Далматинец". (Коррекция мелкой моторики на основе упражнения по выполнению стежков и вырезания деталей. Индивидуальная коррекция).
С целью развития внимания использую мотивационный прием:
- показываю приёмы выполнения аппликации.
Во время работы обращаю внимание на: аккуратность выполнения аппликации; бережное отношение к материалам; соблюдение правил техники безопасности.
9. Закрепление нового материала.
- Рассказать план изготовления мешочка.
- Рассказать план отделки кроя мешочка аппликацией.
10. Итог урока.
- Показ лучших работ. <Рисунок 7>
- Разбор допущенных ошибок.
- Выставление оценок
- Выдача домашнего задания.