1. Актуальность проблемы организации процесса физического воспитания с оздоровительной направленностью.
Проблемы физического развития и повышения устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды являются актуальными не только для медицины, но и для педагогики.
Забота о физическом развитии и здоровье детей занимает во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
За последние 10-15 лет в России значительно ухудшилось состояние здоровья всего населения: коэффициент здоровья россиян уже в 2002 году составлял 0,2 % , а это значит, что из 10 человек здоровы были только двое.
По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков и Академии медицинских наук рождается физиологически зрелыми - не более 14% от общего числа родившихся, количество здоровых дошкольников - около 10 - 12 %, количество здоровых первоклассников - не более 10%, а оканчивают школу - 2-3% здоровых детей от всех выпускников.
По данным отечественных исследователей причинами такого резкого снижения уровня здоровья детей являются:
- социально-экономические изменения в обществе и падение уровня жизни;
- ухудшение состояния здоровья матери;
- неблагополучная экологическая обстановка;
- хронические стрессы у детей;
- неполноценное питание;
- дефицит двигательной активности;
- частичное разрушение служб медицинской помощи и контроля в ДОУ;
- некомпетентность родителей в вопросах физического воспитания и
- укрепления здоровья детей;
- недостаточная квалификация педагогов в вопросах физического
- воспитания и оздоровления детей.
Поэтому, физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной работы, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы, повышению выносливости и развитию физических качеств, улучшению состояния здоровья.
Дети раннего возраста проявляют высокую степень подвижности. Это позволяет им быстрее развиваться умственно, физически, нравственно и эстетически. Движения являются органической потребностью детей. В них малыши находят радость, они оказывают положительное воздействие на функции всех систем организма, укрепляют мышцы, повышают работоспособность. Движения вызывают прилив крови к мышцам и тем самым улучшают их питание. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.
Малыши, лишенные активных движений, теряют интерес к окружающей действительности, много капризничают, сбиваются с режима. Им трудно выдерживать статические нагрузки: длительно сохранять одну и ту же позу сидя на стульчике или на ковре.
Организация и методика физического воспитания детей раннего возраста в нашей стране осуществляется на основе многочисленных фундаментальных исследований М.А. Минкевич, Ю.Ф. Змановского, Р.Г. Сорочек, З.С. Уваровой, К.Д. Губерт, М.Г. Рысс,
В современных условиях развития системы дошкольного воспитания наблюдается обновление содержания, средств и методов воспитания детей раннего возраста. Особо значимыми для нас являются исследования и рекомендации К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой, С.Я. Лайзане, В.Г. Алямовской, Э.Я. Степаненковой, раскрывающие особенности возрастного развития ребенка раннего возраста, четкую периодизацию и наличие сензитивных периодов развития физических качеств.
Изучение научной литературы и практические наблюдение в работе с детьми нашего учреждения позволили выделить типичные недостатки в организации физического воспитания детей раннего возраста:
- нет комплексного подхода к системе физкультурно-оздоровительной работы;
- не достаточно реализуется физиологическая потребность детей в движении;
- не срабатывает система закаливания.
В процессе поиска возможных путей решения проблемы физического воспитания и улучшения состояния здоровья детей была выработана система физкультурно-оздоровительной работы,способствующая повышению уровня физического развития и снижению детской заболеваемости, в которой были отражены следующие направления:
- Изучение с педагогами педагогических технологий оздоровления детей В. Г. Алямовской и на основе этого создание предметно-пространственной развивающей среды.
- Придание оздоровительной направленности образовательному процессу, и в первую очередь, процессу физического воспитания.
- Организация оздоровительно-профилактической работы с детьми раннего возраста.
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка.
- Диагностирование физического развития детей.
- Взаимодействие с родителями воспитанников.
2. Цели и задачи программы "Здоровый малыш"
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в процессе физического воспитания и обогащение опыта педагогического влияния на детей через систему физкультурно-оздоровительной работы для совершенствования функциональных резервов детского организма.
Задачи:
- Развитие двигательных способностей у детей как энергетической основы для роста и развития организма ребенка раннего возраста.
- Обеспечение повышения функциональных резервов организма ребенка и его устойчивости к неблагоприятному воздействию окружающей среды.
- Создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста.
- Развитие предпосылок здорового образа жизни с раннего возраста.
- Проектирование и обогащение предметно-пространственной среды, направленной на развитие двигательной активности детей в разных видах деятельности.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания детей раннего возраста.
3. Прогнозируемые результаты программы "Здоровый малыш"
1. Овладение ребенком разнообразными видами двигательной активности.
2. Снижение детской заболеваемости и повышение сопротивляемости организма ребенка.
3. Построение и обогащение предметно-пространственной развивающей среды, способствующей проведению комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.
4. Формирование с раннего возраста ведущих характеристик личности ребенка:
- самостоятельности,
- активности,
- любознательности,
- коммуникативности,
- развитие элементарных творческих способностей.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания детей раннего возраста.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы "Здоровый малыш"
- Построение учебной программы и ее реализация строится на основе следующего законодательно-нормативного обеспечения.
- Закон Российской Федерации "Об образовании".
- Конвенция о правах ребенка.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- Устав дошкольного образовательного учреждения.
- Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16.
- "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования".
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ. СанПиН 2.4.1.2660-10.
5. Методическое обеспечение программы "Здоровый малыш"
1. "Программа воспитания и обучения в детском саду"под ред. М.А.Васильевой.
2. Педагогические технологии В. Алямовской"Ясли - это серьезно".
3. Педагогические технологии К. Губерт, М. Рысс"Гимнастика и массаж в раннем возрасте".
4. Педагогические технологии программы "Познаю себя" Г. Давыдовой (ранний возраст).
5. Педагогические технологииС. Лайзане "Физическая культура для малышей".
Структура программы "Здоровый малыш"
Программа включает 5 разделов:
1. Оздоровительная направленность образовательного процесса физического воспитания (Приложение 1):
- Индивидуализация и дифференциация всех воспитательно-образовательных процессов.
- Использование здоровье-сберегающих технологий (занятия по типу крайс-тренинга В. Алямовской, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения и паузы).
- Организация двигательной деятельности детей на каждом занятии и в течение всего дня.
- Разнообразие организованных форм работы с детьми (занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна и др.)
2. Оздоровительно-профилактическая работа (Приложение 2):
- Лекарственная терапия (оксолиновая мазь).
- Вакцинопрофилактика.
- Комплексная система закаливания(воздушное, водное, солнечное).
- Организация питания.
- Организация сна.
- Музыкальная терапия.
- Фито-, витаминотерапия.
- Включение адаптогенов(элеутерококка, шиповника).
- Работа детей с природным материалом(вода, глина, песок, тесто).
- Регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
- Предоставление ребенку свободы и самостоятельности.
- Развитие и использование среды всего учреждения.
- Уход за детьми и воспитание привычек здорового образа жизни.
- Создание экологически благоприятных условий в детском саду.
3. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (Приложение 3):
- Многовариантность режима.
- Комфортная организация режимных моментов.
4. Диагностика физического развития детей раннего возраста.Медико-педагогический контроль (Приложение 4):
- Состояние здоровья детей.
- Санитарное состояние окружающей среды.
- Наблюдение за рациональным двигательным режимом.
- Определение уровня формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств детей.
- Взаимодействие с родителями воспитанников:
- Взаимодействие с родителями воспитанников (родительские собрания, Дни открытых дверей, спортивные развлечения).
- Информированность (памятки, наглядные пособия).
- Пропаганда здорового образа жизни.
5. Оказание помощи со стороны родителей в приобретении и изготовлении пособий для занятий физкультурной деятельностью.
Список используемой литературы
- Алямовская В. Г. "Ясли - это серьезно". М: Линка - пресс, 2000 г.
- Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А., "Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем." Спб., Паритет, 2002 г.
- Губерт К. Д., Рысс М. Г. "Гимнастика и массаж для малышей" М., 1983 г.
- Капранова Е. И. "Закаливание детей раннего возраста" М., 2004 г.
- Кутузова И. А. "Что должен знать руководитель дошкольного учреждения" М., 2005 г.
- Кузнецова М. Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях" М.: Аркти, 2003 г.
- Ковригина М. Н. "Сестра - воспитательница яслей и младших групп детских садов" М., 1971 г.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под редакцией Васильевой М. В., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. .М.,2005 г.
- Печора К. Л., Пантюхина Т. В., Голубева Л. Г. "Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях" М. Просвещение, 1986г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакциейВасильевой М. В., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., М. 2005 г.