Образовательные задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей об осени;
- проверить степень усвоения учебного материала по темам "Ранняя осень!", "Золотая осень", "Поздняя осень".
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция и развитие связной устной речи через ответы на вопросы, подбор слов признаков, антонимов, через работу с деформированным текстом;
- корригировать внимание;
- коррекция и развитие памяти;
- коррекция и развитие зрительных восприятий;
- развитие слухового восприятия;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности через выполнение заданий "Убери лишнее", "Сравни...";
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с раздаточным дидактическим материалом;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учёбе и предмету;
- воспитывать умение работать в парах;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь и бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать).
Оборудование: оборудование для дыхательной гимнастики, разрезанные картинки, аншлаги с названиями месяцев, иллюстрации разных периодов осени, карточки "Явления природы" и "Одежда", карточки с текстом и словами, календари, изображения весёлой и печальной мордашек, мишень с фишками, учебник, цветные карандаши, слайд-шоу.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Назовите предметы зелёного цвета, находящиеся в классе.
- Назовите предметы жёлтого цвета, находящиеся в классе.
- Назовите предметы красного цвета, находящиеся в классе.
- Назовите предметы из класса, названия которых начинается на букву О.
2. Актуализация знаний.
1. Задание "Собери картинку".
(дифференцированная работа в парах - картинки составляются из 6-8 частей).
- Какое время года изображено на картинке?
(для проверки правильности выполнения задания учитель вывешивает картину на доску)
- Как догадались?
(на доске 4 карточки с названиями месяцев)
- На доске - названия четырёх месяцев. Назовите только осенние месяцы. Какой лишний? Почему?
- Ребята, а знаете ли вы, что в старину народ все месяцы называл по-другому?
(предлагаются народные названия месяцев)
Сентябрь - дождезвон, хмурень
Октябрь - листопад, грязник
Ноябрь - полузимник, ворота зимы
- Объясните эти названия.
- Какие три периода осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)
(если дети затрудняются с ответом, обратиться к картинкам с изображением осени разных периодов)
- Какой период осени идёт сейчас? (поздняя)
- Какое время года было до осени? (лето)
2. Задание "Сравни лето и осень" (упражнение "Скажи наоборот").
(учитель начинает предложение, а дети должны его закончить)
- Летом солнце яркое, а осенью ... .
- Летом небо светлое, а осенью ... .
- Летом тепло, а ... .
- Летом день длинный, а ... .
- Летом люди одеваются легко, а ... .
- Летом дети отдыхают, а ... .
- Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а ... .
- А какой сегодня день? (30 ноября)
- А что это за день? (последний день осени)
(если дети затрудняются с ответом, обратиться к календарю)
- Какое время года начнётся завтра? (зима)
3. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, прочитайте тему нашего урока.
(выставляется весёлая мордашка)
- Кто рад, что осень прошла? Почему?
(выставляется грустная мордашка)
- А кому грустно? Почему?
4. Работа по теме урока.
1. Работа в парах. "Признаки и явления осени".
(На столах - наборы карточек-картинок, на которых изображены явления природы. Дети должны выбрать те, которые характерны для осени.)
- 1 пара - "Явления неживой природы"
- 2 пара - "Жизнь растений"
- 3 пара - "Жизнь животных"
- Объясните свой выбор.
Дополнительные или наводящие вопросы:
- Что можете сказать о солнце осенью?
- О небе?
- Что происходит осенью с деревьями? С травой?
- Что делают птицы осенью? (улетают в тёплые края)
- Почему? Как называются такие птицы? (перелётные)
- Каких перелётных птиц можете назвать?
- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме)
- Как? (делают запасы, готовятся к спячке, линяют)
- Почему у некоторых зверей меняется окраска шерсти?
- Какая самая важная работа людей осенью? (собрать урожай)
- Для чего люди собирают урожай?
Физминутка
(проводит один из учеников)
Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на пальчиках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (наклоняются, руки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся)
2. Работа с текстом
(индивидуальная работа - дополнить текст словами)
Пришла ... . На небе ... . Дует ... ветер. Стало ... . Выпал первый ... . Люди надели ... одежду.
(снег, тучи, тёплую, осень, сильный, холодно)
(проверка - сравнить свой текст с текстом на слайде)
- Прочитайте последнее предложение.
3. Работа с карточкой "Идём на осеннюю прогулку".
- Представьте, что вы отправляетесь на прогулку. Обведите красным карандашом на карточке то, что потребуется вам для осенней прогулки.
(проверка - перечислить одному из учеников обведённые предметы)
- Почему осенью необходимо носить тёплую одежду? (холодно, можно заболеть)
4. Работа с учебником.
с. 42, задание 1
- Расскажите, что ещё нужно делать, чтобы не заболеть осенью. Начните так:
Для того чтобы не заболеть, надо ...
(предложены варианты - нужно выбрать правильные)
5. Закличка.
- Ребята, раз сегодня последний день осени и завтра начнётся зима, а мы с вами к ней приготовились, давайте позовём Морозко к нам.
Морозушка - мороз!
Не тяни домой за нос.
Не стучи, не балуй.
Иди окна разрисуй.
5. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение. Нарисовать к нему иллюстрацию в тетради по развитию речи.
6. Итог.
"Мишень"
- Оцените сами свою работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали и всё усвоили, то поместите свою фишку в центр мишени, "в десяточку". Если вы считаете, что что-то не всё поняли и не всё усвоили, то поместите фишку в сторону от "десятки". Чем дальше будет ваша фишка от центра, тем хуже вы оцениваете свою работу.
Дополнительное задание - "Осенние загадки".