Интегрированное занятие "математика + информатика" по теме "Приложения скалярного произведения"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (368 кБ)

Загрузить презентацию (356 кБ)


Цели занятия:

  • Повторение, обобщение материала темы “Вектора в пространстве”.
  • Формирование навыков решения геометрических задач с применением скалярного произведения векторов.
  • Систематизация знаний обучающихся в составлении, редактировании, отладке и выполнении программ линейной структуры.

Оборудование: компьютеры, экран, мультимедийная аппаратура, презентация “Приложения скалярного произведения векторов” <Презентация1>, карточки – задания, тест по теме “Приложение скалярного произведения векторов” <Презентация2>.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая разминка.
  3. Объяснение нового материала с демонстрацией презентации.
  4. Написание программы на языке Паскаль.
  5. Тестирование.
  6. Итог занятия.
  7. Домашнее задание.

Ход занятия

1 . Организационный момент.

Приветствие класса.

Контроль отсутствующих.

Формулировка темы и цели урока.

Инструктаж по технике безопасности.

2. Теоретическая разминка.

Игра “Слабое звено”. Эта игра похожа на популярную ранее телевизионную и компьютерную игру, особенностью которой является удаление одного из игроков в конце каждого игрового раунда.

Ход игры.

Первый тур: отбор участников.

Требуется сформировать команду из восьми человек. Для этого используется следующий прием: задаются вопросы, ответом на который является некоторое число, и формируем команду из тех, кто дал ответы, наиболее близкие к правильному.

Вопросы:

  1. Назовите более точное значение числа π? (3,1415926)
  2. Клод Шеннон соединил математическую логику с двоичной системой счисления в своей знаменитой диссертации. В каком году это было? (1936)
  3. Приблизительно в каком году до нашей эры родился древнегреческий математик и философ Пифагор? (570 г. до н.э.)
  4. Какое количество реле содержала первая в США релейно-механическая вычислительная машина MARK-1? (3000)
  5. В каком году появилась первая счетная машина Блеза Паскаля? (1642)
  6. В каком году родился французский ученый и философ Рене Декарт, который впервые ввел координаты в геометрию. (1596)
  7. Назовите более точное значение числа е (2,71828182)
  8. В каком году Чарльз Бэббидж приступил к созданию Аналитической машины?(1833)

Второй тур: основной.

На начальную серию вопросов отводится 5 минут, для каждой следующей серии вопросов команда убирает одного участника, который оказывается “слабым звеном”. В финал выходят два игрока. Члены жюри (преподаватели или студенты старших курсов) принимают правильные ответы. Зрители имеют право давать ответы на вопросы, если никто из участников не дал правильного ответа.

Вопрос. Варианты ответов.
1 Что такое вектор? – Направленный отрезок.
– Отрезок, для которого указано, какой из его концов является началом, а какой концом).
2 Пересилите основные алгоритмические конструкции? Линейная, ветвление, цикл.
3 Какие вектора называются компланарными? – Вектора компланарны, если они параллельны одно и той же плоскости.
– Ввектора компланарны, если они лежат в одной плоскости или в параллельных плоскостях.
4 Назовите простые типы данных, которые входят в состав любого языка программирования. Целый, вещественный, логический, символьных.
5 Какие правила сложения векторов вы знаете? Правило треугольника и правило параллелограмма.
6 Кого называют первым программистом? Аду Лавлейс.
7 Определение скалярного произведения двух векторов Произведение длин этих векторов на косинус угла между ними.
8 Какой тип данных чаще всего означает целые числа в Паскале? Integer
9 Какие вектора называются коллинеарными? Вектора коллинеарны, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.
10 Какую комбинацию клавиш в среде Pascal ABC нужно нажать, чтобы осуществить запуск программы на выполнение? F9
11 Обладает ли скалярное произведение свойством коммутативности? да
12 Какие основные логические операции вы знаете? и, или, не
13 Что такое базис? Упорядоченная тройка некомпланарных векторов.
14 Назовите оператор вывода информации на экран компьютера Write или WriteLn
15 Что такое ось? Прямая, на которой задано положительное направление и задана единица измерения длины.
16 Назовите способы записи алгоритмов? Словесно-формульный, графический и способ записи на языке программирования.
17 Какие вектора называются сонаправленными? Если они коллинеарны, и их направления совпадают.
18 Какую комбинацию клавиш нужно нажать, чтобы принудительно завершить выполнение программы в Pascal ABC? Ctrl+F2
19 Какой вектор называется нулевым? – Вектор, у которого начало и конец совпадают
– Вектор, длина которого равна нулю
20 Какие логические константы вы знаете? true (истина) и false (ложь)
21 Назовите критерий перпендикулярности двух векторов Вектора перпендикулярны, если их скалярное произведение равно нулю.
22 Может ли идентификатор начинаться с цифры? Нет.
23 Что такое направляющие косинусы вектора? Это косинусы углов, которые вектор образует с осями координат.
24 Назовите оператор ввода информации с клавиатуры Read или ReadLn
25 Обладает ли разность векторов свойством коммутативности? Нет.
26 С какого ключевого слова начинается раздел объявлений переменных? Var
27 Какие вектора называются равными? Если они сонаправлены и их длины равны?
28 Какой алгоритм называется линейным? В котором команды выполняются одна за другой.
29 Обладает ли умножение вектора на число свойством дистрибутивности Да.
30 Как определить координаты вектора, если известны координаты его концов Из координат конца нужно вычесть координаты начала.
31 Чему равна проекция суммы? Сумме проекций.
32 Каким ключевым словом начинается основной блок программы? Begin
33 Перечислите названия осей координат в пространстве Оси: абсцисс, ординат, аппликат.
34 Может ли быть константа параметром операторы ввода? Нет.
35 Что означает компиляция программы? – Запись программы в машинных кодах.
– Перевод текста программы на языке программирования в текст программы на языке машинных кодов.

Третий тур: финал.

Участникам финала задаются по очереди несколько пар вопросов, затем определяется победитель. В случае одинакового результата задаются дополнительные вопросы.

Вопрос. Варианты ответов.
1 Чему равна скалярная проекция вектора на ось? Произведению длины проектируемого вектора на косинус угла между вектором и осью.
2 Как найти координаты середины отрезка, если известны координаты его концов? Координаты середины равны полусумме соответствующих координат концов.
3 Язык программирования Fortran относится к языкам низкого уровня? Нет.
4 Может ли в программе отсутствовать раздел объявления переменных? да.
5 Чему равно скалярное произведение двух векторов, если известны их координаты Сумме произведений соответствующих координат.
6 Как связаны между собой векторная и скалярная проекции вектора на ось? Скалярная проекция – это длина векторной проекции.
7 Существует ли в языке Pascal функция, которая отбрасывает дробную часть числа? Если да, то какая? Да, функция Trunc.
8 Существует ли в языке Pascal функция, которая вычисляет произвольную степень числа? Если да, то какая? Нет.

3. Объяснение нового материала с демонстрацией презентации <Презентация1>.

Как применить знания о скалярном произведении?

  1. Скалярное произведение дает критерий перпендикулярности векторов (Слайд 5)
  2. С помощью скалярного произведения можно найти длину вектора (Слайд 6)
  3. С помощью скалярного произведения можно найти косинус угла между двумя векторами (Слайд 7).

4. Написание программы на языке Паскаль.

Задание:

Составить программу на языке Паскаль для вычисления длины вектора и вычислить ее для исследующих исходных данных:

1-й вариант: 2 -3.5 1.7
2-й вариант: -5.1 3 -1.6

Этап работы Результат работы
1. Постановка задачи. Исходные данные: координаты вектора x, y, z.
Результат: длина вектора d.
Все переменные вещественные.
2. Формализация задачи.
3. Построение алгоритма.
4. Составление программы на языке Паскаль. Program Dlina;
Var x,y,z,d:real;
begin
Write(‘Введите координаты вектора ‘);
ReadLn(x,y,z);
d:=sqrt(sqr(x)+sqr(y)+sqr(z));
WriteLn(‘Длина вектора равна ‘,d:10:2);
end.
5. Отладка и тестирование программы. Тест пример (1 вариант):
Введите координаты вектора 2 -3.5 1.7
Длина вектора равна 4.37
Тест пример (2 вариант):
Введите координаты вектора -5.1 3 -1.6
Длина вектора равна 6.13

5. Тестирование.

Ответы на вопроса теста <Презентация2>.

Внимание! Необходимо включить макросы и элементы ActiveX в презентации.

6. Подведение итогов.

Обобщение деятельности на занятии. Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

В треугольнике АВС с вершинами А(5; 0; 0), В(1; 1; 1), С(3; -1; 2). Найти его периметр и величины углов.

  1. Решить задачу вручную.
  2. Написать программу нахождения периметра и величин углов произвольного треугольника, заданного координатами своих вершин.