В наше тревожное и нестабильное время не потеряли своей актуальности слова В.Г.Белинского «Воспитание – великое дело им решается участь человека». За время работы, мы изучили особенности детей с ограниченными возможностями, познакомились и проанализировали работы специалистов, накопили достаточный опыт работы с детьми данной категории, подкрепленный собственными исследованиями и наблюдениями. Предлагаемый опыт работы создает разнообразные условия для развития и самореализации учащихся с разным уровнем возможностей и способностей, то есть равных возможностей для всех. За основу педагогической поддержки мы взяли идею кандидата педагогических наук Ю.С. Мануйлова « Средовый подход в воспитании».
Презентация. Слайд 2
«Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально-ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру»
Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды именно воспитывающей, то есть целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности. В воспитании в качестве способа познания и развития личности ребенка мы рассматриваем средовый подход.
Слайд 3
Суть средового подхода:
– технологии формирования и развития типа
личности через среду;
– средовое продуцирование воспитательного
результата;
– ключевые понятия: стихия и ниша; образ жизни.
При этом среда с субстанциональной точки зрения представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей как в рамках воспитательной системы школы, так и вне ее.
Слайд 4
Ниша – это определенное пространство
возможностей, позволяющее детям удовлетворить
свои потребности.
Стихия – внешне не организованная, ничем не
сдерживаемая сила, действующая в природной
общественной среде в виде какого-либо движения,
информационного потока и др.
Были созданы для среды развития ниши, которые составляют структуру педагогической поддержки. Вашему вниманию она представлена в виде данной структуры. При создании особой среды для учащихся, педагогическая поддержка и помощь осуществляется всеми специалистами школы, но особенно остановимся на роли освобожденных классных воспитателей.
Слайд 5 (структура педагогической поддержки)
Наша школа функционирует 14 лет, в ней обучаются учащиеся, нуждающиеся в помощи не только в физической и психической коррекции, а так же в социальной защите, так как каждый четвертый живет в неблагополучной семье, каждый третий живет в неполной и малообеспеченной семье, каждый седьмой ребенок из группы риска. Без преувеличения классный воспитатель, как «мама», а иногда и лучше, так как постоянно находится с детьми, знает их проблемы, а так же различные жизненные ситуации, их социальное положение. И уже не редкость в нашей школе, когда дети выпускники приходят поделиться самым сокровенным с классным воспитателем. Они доверяют ему то, что не могут доверить родителям, просят совета, поддержки. Должностные инструкции классного руководителя и освобожденного классного воспитателя похожи. Но у классного воспитателя функционал намного шире. Создавая воспитательную среду классные воспитатели руководствуются следующим:
Слайд 6
Средовый подход классных воспитателей:
1. Составление и оформление на каждого ребенка
дневника наблюдений (отслеживается личностный и
психологический рост ребенка, динамика
поведения, просматривается и воспитывается
жизненная позиция ребенка;
2. Ведение карт коррекционного взаимодействия
(регулируется нагрузка для учащихся,
информируются учителя о динамике развития
ученика, его достижениях и трудностях;
3. Посещение 5-6 уроков в неделю с определенной
целью;
4. Еженедельно проводит
познавательно-развлекательные мероприятия;
5. Анализирует и активизирует работу классного
актива, включает детей в школьное соревнование
«Лучший класс», «Золотой и серебряный РОСТок»
(результаты отслеживаются в уголке школьника).
Для создания воспитывающей, развивающей среды были созданы и реализуются школьные программы:
Слайд 7
Школьные программы:
- «Играя, учись, выдумывай, твори»;
- «Родительский дом – начало начал»;
- «Живу с надеждой», программа по работе с детьми с проявлениями девиантного поведения;
- «Если хочешь быть здоров».
Их реализация позволила решать проблему сохранения и улучшения соматического и психического здоровья учащихся, повысить количество учащихся, ведущих здоровый образ жизни, разработать и внедрить ряд согласованных мероприятий, обеспечивающих стабилизацию и дальнейшее прогнозирование сохранения и укрепления здоровья учащихся школы.
Слайд 6 (диаграмма)
Результатами работы являются следующие показатели:
- С 2001 года % детей школьной «группы риска» снизился на 20,3%;
- С 2001 года % детей стоящих на учете в ОДН снизился на 13,7%;
- С 2001 года % детей стоящих на учете в КДН снизился на 6,7%;
- Отсутствие детей, склонных к наркомании, токсикомании.
Так же одним из центральных звеньев воспитательного пространства, которое призвано решать вопросы педагогической поддержки детей, являются группы продленного дня. Здесь мы терпеливо и ненавязчиво создаем свою особую среду через:
Слайд 7
Создание развивающей среды в группах продленного дня:
1. Чередование видов деятельности младших школьников:
– учение;
– спортивные занятия;
– прогулки, экскурсии, разведки добрых дел;
– художественная деятельность;
2. Формирование общеучебных навыков ;
3. Развитие навыков обслуживающего труда;
4. Ведение коррекционно – педагогического
сопровождения учащихся
(отслеживается личностный и психологический
рост ребенка, динамика поведения, намечается
коррекционная помощь со стороны специалистов).
Слайд 8
Педагогическая поддержка воспитателей ГПД:
- забота о здоровье детей;
- забота об их успешности в сфере учения;
- забота о развитии культуры общения в детской среде;
- забота о становлении индивидуальности каждого ребенка.
Осваивая личностно-ориентированную парадигму образования, воспитатели группы продленного дня строят свою работу, исходя из потребностей развивающейся личности ребенка. Иными словами – педагогическая поддержка вне учебного плана.
Слайд 9 (Схема педагогической поддержки в структурных звеньях ГПД)
Структура продленного дня, его содержания, формы и способы организации продумываются так, чтобы была возможность создать оптимальные условия для самореализации возможностей, потребностей и интересов учащихся и оказания педагогической поддержки и индивитдуально-ориентированной помощи:
- в сохранении и укреплении здоровья;
- в формировании потребностей в здоровом образе жизни;
- в рациональной организации досуга;
- в общении;
- в саморазвитии.
Слайд 9 (Условия саморазвития)
Данная среда способствует воспитанию у учащихся воли, терпения, аккуратности, умения самостоятельного умственного труда и самоконтроля.
Слайд 10 (структура дополнительного образования)
Особая среда, создана для ребенка и в системе дополнительного образования Дополнительное образование в школе является логическим продолжением учебного процесса и позволяет расширить поле свободного выбора учащихся в соответствии с их потребностями и интересами.
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:
- Создание среды свободного выбора ребенком (с этой целью в течение первого месяца он может ходить свободно на разные кружки, выбирая по душе то, что нравится и куда бы он хотел ходить, поэтому количество детей в группах может быть на 2-3 человека больше).
- Добровольное использование ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
- В свободе выбора направлений деятельности;
- Создание специальных программ дополнительного образования с коррекционной направленностью;
- Создание ниш для каждого ребенка, ситуации успеха.
Слайд 11 Занятость учащихся школы дополнительным образованием
Поэтому процент занятости учащихся дополнительным образованием высокий – 74%.
Слайд 12 (структура Галактики)
В нашей школе педагогическую поддержку мы оказываем через детскую игру «Галактика», которая является двигателем воспитательной работы и одним из значимых ее звеньев. Игра помогает создать особую воспитательную среду, неповторимую атмосферу творчества через организацию общешкольных воспитательных, физкультурно-оздоровительныx мероприятий. Для каждого ребенка создана своя ниша, свой момент успеха и условия для развития каждого ребенка, позволяющие детям удовлетворить свои потребности. Ежегодно проводится школьный конкурс «Золотой и серебряный РОСТок». По итогам конкурса проводятся награждения по номинациям: – «Первая ступенька» (самый старательный среди учащихся на каждой параллели); – «К вершине РОСТа» (самый спортивный учащийся); – «Восходящее солнце» (самый творческий учащийся); и т.д. – «Обаяние РОСТа» (самый популярный учащийся); – «Правая рука» (самый активный учащийся). Игра обеспечивает высокий уровень развития личностного потенциала каждого ученика и способствует повышению активности учащихся . Это ведет к возникновению и закреплению у ребенка положительного тонуса, что является основой успешного личностного развития.
Слайд 13
Создавая внеучебную среду, мы так же ведем большую работу по ранней профилактике асоциального поведения у детей.
С 2007 года процент детей «группы риска» занятых дополнительным образованием увеличился на 5%. В школе создана система работы по созданию ситуации успеха, которая дает свои положительные результаты и является серьезным позитивным подкреплением в формировании положительных человеческих качеств, адекватного поведения.
Ядром школьной воспитательной системы и главным субъектом ее является разновозрастной общешкольный коллектив, где первостепенное значение уделяется созданию особой воспитательной среды, где каждый ребенок находит свое место, свою нишу.
Преодолевая проблемы в развитии через педагогическую поддержку и индивидуально – ориентированную помощь в обучении и воспитании, социальную помощь, учащиеся с задержкой психофизического развития получают доступную для них степень независимости и самостоятельности в труде, быту и в свободное время, что позволяет им успешно адаптироваться к условиям жизни в современном мире. Результат воспитательной работы рассчитан на долгосрочную перспективу, и мы не ждем быстрых результатов, но тем не менее, мы наблюдаем с 2001 года.
Слайд 14
- Снизился процент детей, стоящих в школьной «группе риска» на 20,3%, в ОДН на 13,7%, в КДН – на 6,7%;
- Занятость детей дополнительным образованием – 74%
- Средний уровень воспитанности учащихся составляет – 72%
- Включенность детей во внеклассные мероприятия – 79 %
- Детей, употребляющих наркотические и токсические вещества – 0%;
- Повышение уровня активности учащихся в городских мероприятиях
- Удовлетворенность учащихся школьной жизнью – 89%
Таким образом, работу воспитательного блока по созданию воспитательной среды можно считать целенаправленной, дающую положительные результаты.