Цель урока: Сформировать навыки выполнения арифметических операций с двоичными числами.
Задачи урока:
- Познакомить с правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) в двоичной системе счисления, упражнять в применении полученных знаний на практике.
- Привить навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность.
- Формировать интерес к предмету, навыки самоконтроля.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентации: «Морской бой», «Двоичная арифметика», электронные таблицы для выполнения практической работы и проведения рефлексии.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация урока: постановка цели урока.
- Повторение ранее изученного материала. Презентация «Морской бой». (Презентация 1)
- Изучение нового материала. Презентация «Двоичная арифметика». (Презентация 2)
- Закрепление изученного материала. Электронная таблица «Двоичная арифметика». (Приложение 1)
- Итоги урока. Рефлексия. (Приложение 2)
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация урока: постановка цели урока.
III. Повторение ранее изученного материала. Презентация «Морской бой».
Чтобы проверить, как вы усвоили материал предыдущего урока, поиграем в «Морской бой». (Игру можно провести, используя индивидуальную или фронтальную формы работы. Для индивидуальной работы необходимо заранее скопировать презентацию на компьютеры учащихся, для фронтальной работы необходимо использование интерактивной доски).
Для появления вопроса на экране необходимо выполнить щелчок по соответствующему номеру на штурвале. Для ответа выполняется щелчок по соответствующей клетке игрового поля.
При индивидуальной работе результат можно оценить следующим образом:
«5» – 5 корабликов,
«4» – 5 корабликов, 1 «мимо» (оранжевый квадратик)
«3» – 5 корабликов, 2 «мимо» (оранжевых квадратика)
IV. Изучение нового материала. Презентация «Двоичная арифметика».
(Слайд 1)
Для того чтобы лучше освоить двоичную систему счисления, необходимо освоить выполнение арифметических действий над двоичными числами.
Все позиционные системы счисления «одинаковы», а именно, во всех них арифметические операции выполняются по одним и тем же правилам:
- справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;
- правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.
(Слайд 2–3)
Рассмотрим правила сложения двоичных чисел.
(Слайд 4–5)
Рассмотрим правила умножения двоичных чисел.
(Слайд 6–7)
Рассмотрим правила вычитания двоичных чисел.
(Слайд 8)
Рассмотрим правила деления двоичных чисел.
V. Закрепление изученного материала.
Переходим к выполнению практической работы.
Задание практической работы указано в электронной таблице «Двоичная арифметика». Учащиеся выполняют арифметические операции письменно в тетради и результат вносят в таблицу. В таблице применено условное форматирование. Если результат верный, то цвет цифр изменяется, при неверном результате цвет цифр остается черным. Тем самым учащиеся сразу могут выполнить работу над ошибками.
«5» – 11–12 правильных ответов,
«4» – 8–10 правильных ответов,
«3» – 5–7 правильных ответов.