На базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана «Центр развития ребёнка – детский сад «Калинка» с 2008 года действует муниципальная экспериментальная площадка «Проектный совет в системе управления развитием дошкольного образовательного учреждения».
Одним из направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников образовательного процесса – воспитанников, педагогов, родителей, представителей гражданского общества. Концепция модернизации российского образования требует обеспечить открытость образования, усилить роль всех субъектов образовательной политики и их взаимодействие, расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании.
Эти цели должны быть обеспечены реальными механизмами общественного участия в развитии образования.
Актуальным является развивающее, продуктивное взаимодействие. Такое взаимодействие охватывает все уровни управления ДОУ:
- руководитель ДОУ;
- Совет образовательного учреждения;
- родительские комитеты;
- Попечительский совет;
- медико-психологическая служба;
- педагоги и специалисты ДОУ;
- специалисты дополнительного образования;
- коллектив родителей;
- детский коллектив.
Применение Проектного совета позволяет привлечь к расширению проблем образовательного учреждения большее количество участников образовательного процесса, организует сотрудничество педагогов, родителей, общественности, включая их в проектные команды, группы.
Цель Проектного совета: обеспечение инновационной деятельности дошкольного учреждения.
Задачи:
- привлечь родителей и общественность к разработке и реализации программы развития;
- повысить воспитательный потенциал семьи, социальную значимость семьи;
- выработать комплексную систему развития дошкольного учреждения на основе внедрения новых технологий в здоровьесберегающей деятельности;
- взаимодействовать с семьёй и школой в создании полноценного пространства развития ребёнка;
- повысить профессиональную компетентность педагогов, педагогическую культуру родителей.
Сроки реализации
I этап: организационный
Цель: создание организационной основы для
реализации эксперимента
Сроки: декабрь - март 2008 -2009 гг.
II этап: основной
Цель: изменение структуры управления
дошкольного образовательного учреждения
Сроки: 2009-2012 гг.
III этап: заключительный
Анализ реализации эксперимента
Сроки: 2012-2013 гг.
Основные направления деятельности Проектного совета
- охрана и укрепление здоровья детей: проектная группа «Организация эффективной здоровьесберегающей деятельности»;
- воспитание любви к своему родному краю: проектная группа «Этнокультурное направление»;
- просвещение родителей и педагогов: проектная группа «Психолого-педагогическое просвещение»;
- организация единого пространства развития: проектная группа «Развивающее пространство.
Состав участников Проектного совета:
- руководитель Проектного совета: Зайцева Е.А., зам. зав. по ВиМР, I кв. кат.;
- проектная группа «Организация эффективной здоровьесберегающей деятельности»: руководитель Койнова Л.И., инструктор по физической культуре, II кв. кат.;
- проектная группа «Этнокультурное направление»: руководитель Жаркина Н.С., воспитатель, II кв. кат.;
- проектная группа «Психолого-педагогическое просвещение»: руководитель Бычкова М.Ю., воспитатель, высшая кв. кат.;
- проектная группа «Развивающее пространство»: руководитель Одинцова И.В., воспитатель, I кв. кат.
- количество родитель, входящих в состав Проектного совета: 36 человек.
В данный период Муниципальная экспериментальная площадка МБДОУ «ЦРР – д/с «Калинка» – «Проектный совет в системе управления развитием дошкольного образовательного учреждения» находится на основном этапе.
За прошедший период Проектный совет провёл следующую работу:
1. Проектная группа «Организация эффективной здоровьесберегающей деятельности»
Цель: обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
- пропагандировать здоровый образ жизни.
- учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
- привить любовь к физическим упражнениям;
- познакомить детей с правилами гигиены;
- воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние.
Результатами работы является:
- обширное умывание;
- сон без маек;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения для глаз;
- криомассаж;
- остеопатическая гимнастика;
- профилактика плоскостопия
- походы в любое время года в городские парки;
- семейные соревнования: «Мама, папа я – спортивная семья», «Весёлые туристы»;
- спортивные досуги и эстафеты как внутри детского сада, так и совместно с другими дошкольными образовательными учреждениями города;
- обустройство спортивной площадки для занятий физической культурой на т;
- постановка спектаклей об укреплении здоровья, о профилактике инфекционных заболеваний, о профилактических прививках.
Проектная группа «Этнокультурное направление»
Цель: привлечение внимания родителей к актуальной проблеме развития ДОУ в этнокультурном направлении.
Результаты работы:
Оформлены экспозиции: Государственная символика, Путешествие по городам России, «Мир в твоих руках», мини-музей, выставки поделок, Зимний сад.
Проектная группа «Развивающее пространство»
Цель: создание единого, целесообразного пространства, обеспечивающего гармоничные отношения между ребёнком и окружающим миром.
Задачи:
- повысить воспитательный потенциал семьи и социальную значимость семьи;
- привлечь родителей и общественность к разработке и реализации программы развития дошкольного учреждения;
- расширить предметно-развивающую среду, которая является одним из главных условий для развития и самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности:
- центр «Я и моя безопасность»;
- центр «Книги и библиотеки»;
- центр «Театр, музыка, музей»;
- центр «К школе готовимся вместе»;
- центр «Мама, папа, я – творческая семья».
Результаты работы совместной деятельности педагогов и родителей:
- благоустройство участков;
- экскурсии в пожарную часть, организованные родителями;
- реализация проекта «Ребёнок на улице» на территории ДОУ (макеты дорожных знаки, разметка, сигнальные жилеты);
- экскурсии в театр, музей, библиотеку, на почту:
- изготовление костюмов;
- обновление развивающей среды в группах.
Проектная группа «Психолого-педагогическое просвещение»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, педагогической культуры родителей.
Задачи:
- вести просветительскую работу среди родителей;
- формировать соответствующие представления и практические умения у родителей в различных областях семейного воспитания;
- повысить уровень психолого-педагогических знаний и практических умений и готовность их применять;
- обогатить педагогическую культуру родителей;
- помочь осознать самоценности дошкольного детства как фундамента для всей последующей жизни;
- повысить образовательный уровень современных родителей, информированность по проблемам воспитания.
Направления работы:
- повышение информационной компетентности родителей и педагогов;
- нравственное воспитание детей;
- новые технологии в образовательных учреждениях
- безопасность детей начинается с нас взрослых;
- юридические консультации;
- «По дороге в школу»;
- «Пришли мне чтения доброго…».
Результаты работы:
- выпущены газеты, оформлены информационные стенды;
- изготовлены информационные буклеты, фото-отчёты: «Неделя знаний», «День защитника Отечества», «Новый год», «Колядки», «Масленица», «65 лет – Победе», «День самоуправления».
2. Разработан совместный проект «Благоустройство территории детского сада» 2010-2012 гг. – в данной работе участвуют все проектные команды
«Уголок дружбы» – будет создан для организации работы с детьми, рационального использования территории детского сада. Педагоги детского сада разрабатывают методическое сопровождение данного проекта.
- «Мостик добра»;
- «Домик гнома»;
- «Камень исполнения желаний»;
- «Скамья примирения»;
- «Знайка»;
- «Тропа здоровья».
В данный момент ведётся заготовка материала для оформления уголков (брёвна, бруски, доски, камни, прутья, земля, идёт подбор посадочного материала).
«Спортивное поле» – многофункциональное: для игры в футбол, баскетбол, волейбол, каток (в зимнее время года).
«Аллея детского сада» – будут высажены деревья и кустарники, произрастающие в республике Хакасия.
Опыт работы Проектного совета был представлен на совещании руководителей ДОУ. В ноябре 2010 г провели творческий отчёт городском методическом объединении для руководителей ДОУ. Опыт работы представлен на Республиканском конкурсе управленческих проектов «Практика внедрения новых экономических, правовых механизмов и других инновационных управленческих продуктов в деятельность ОУ» (Диплом за 3 место, 2010 г). Напечатана статья Г.И.Цымбал, заведующей МБДОУ «ЦРР – д/с «Калинка», «Социальное взаимодействие в развитии дошкольного образовательного учреждения» в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Формирование системы непрерывного образования педагогических и управленческих кадров на региональном уровне» (2010 г).
Положительные изменения в деятельности ДОУ
Сегодня мы можем говорить об эффективности использования различных популярных форм работы и активных методов общения с родителями. Большое значение уделяется индивидуальным формам общения с родителями. Во всех группах повысилась активность участия родителей в проводимых мероприятиях. В отдельных группах (Одинцова, Зайцева) – участие родителей в выставках, конкурсах, соревнованиях составляет -95 – 100%. Причём приходят с одинаковым желанием, как мамы, так и папы. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, формируется значимость работы с семьёй, её важность. Родители принимают участие в подготовке к праздникам, принимая на себя роли персонажей, костюмеров, бутафоров, режиссёров.
Планируются различного рода мероприятия с применением эффективных методов включения родителей в продуктивную жизнь ребёнка в детском саду (сочиняем с мамой о папе, и наоборот Подарок любимой мамочке от папы и сыночка или дочки). Пользуются успехом мастер-классы, которые проводят воспитатели для родителей по разным видам деятельности
Родители принимают активное участие в
управлении ДОУ, выработке стратегии развития
ДОУ, осуществляют контроль за деятельностью ДОУ (Приложение 2).
В некоторых группах в мероприятиях детского сада
участвуют 100% родителей воспитанников.
Эффективность управления возрастает, так как Проектный совет:
- определяет стратегию развития и управления ДОУ;
- вовлекает в проектную деятельность всех участников образовательного процесса;
- обеспечивает коллективный характер деятельности.