Проектный совет в системе управления развитием дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


На базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана «Центр развития ребёнка – детский сад «Калинка» с 2008 года действует муниципальная экспериментальная площадка «Проектный совет в системе управления развитием дошкольного образовательного учреждения».

Одним из направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников образовательного процесса – воспитанников, педагогов, родителей, представителей гражданского общества. Концепция модернизации российского образования требует обеспечить открытость образования, усилить роль всех субъектов образовательной политики и их взаимодействие, расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании.

Эти цели должны быть обеспечены реальными механизмами общественного участия в развитии образования.

Актуальным является развивающее, продуктивное взаимодействие. Такое взаимодействие охватывает все уровни управления ДОУ:

  • руководитель ДОУ;
  • Совет образовательного учреждения;
  • родительские комитеты;
  • Попечительский совет;
  • медико-психологическая служба;
  • педагоги и специалисты ДОУ;
  • специалисты дополнительного образования;
  • коллектив родителей;
  • детский коллектив.

Применение Проектного совета позволяет привлечь к расширению проблем образовательного учреждения большее количество участников образовательного процесса, организует сотрудничество педагогов, родителей, общественности, включая их в проектные команды, группы.

Цель Проектного совета: обеспечение инновационной деятельности дошкольного учреждения.

Задачи:

  • привлечь родителей и общественность к разработке и реализации программы развития;
  • повысить воспитательный потенциал семьи, социальную значимость семьи;
  • выработать комплексную систему развития дошкольного учреждения на основе внедрения новых технологий в здоровьесберегающей деятельности;
  • взаимодействовать с семьёй и школой в создании полноценного пространства развития ребёнка;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов, педагогическую культуру родителей.

Сроки реализации

I этап: организационный
Цель: создание организационной основы для реализации эксперимента
Сроки: декабрь - март 2008 -2009 гг.

II этап: основной
Цель: изменение структуры управления дошкольного образовательного учреждения
Сроки: 2009-2012 гг.

III этап: заключительный
Анализ реализации эксперимента
Сроки: 2012-2013 гг.

Основные направления деятельности Проектного совета

  • охрана и укрепление здоровья детей: проектная группа «Организация эффективной здоровьесберегающей деятельности»;
  • воспитание любви к своему родному краю: проектная группа «Этнокультурное направление»;
  • просвещение родителей и педагогов: проектная группа «Психолого-педагогическое просвещение»;
  • организация единого пространства развития: проектная группа «Развивающее пространство.

Состав участников Проектного совета:

  • руководитель Проектного совета: Зайцева Е.А., зам. зав. по ВиМР, I кв. кат.;
  • проектная группа «Организация эффективной здоровьесберегающей деятельности»: руководитель Койнова Л.И., инструктор по физической культуре, II кв. кат.;
  • проектная группа «Этнокультурное направление»: руководитель Жаркина Н.С., воспитатель, II кв. кат.;
  • проектная группа «Психолого-педагогическое просвещение»: руководитель Бычкова М.Ю., воспитатель, высшая кв. кат.;
  • проектная группа «Развивающее пространство»: руководитель Одинцова И.В., воспитатель, I кв. кат.
  • количество родитель, входящих в состав Проектного совета: 36 человек.

В данный период Муниципальная экспериментальная площадка МБДОУ «ЦРР – д/с «Калинка» – «Проектный совет в системе управления развитием дошкольного образовательного учреждения» находится на основном этапе.

За прошедший период Проектный совет провёл следующую работу:

1. Проектная группа «Организация эффективной здоровьесберегающей деятельности»

Цель: обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • пропагандировать здоровый образ жизни.
  • учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
  • привить любовь к физическим упражнениям;
  • познакомить детей с правилами гигиены;
  • воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние.

Результатами работы является:

  • обширное умывание;
  • сон без маек;
  • дыхательная гимнастика;
  • упражнения для глаз;
  • криомассаж;
  • остеопатическая гимнастика;
  • профилактика плоскостопия
  • походы в любое время года в городские парки;
  • семейные соревнования: «Мама, папа я – спортивная семья», «Весёлые туристы»;
  • спортивные досуги и эстафеты как внутри детского сада, так и совместно с другими дошкольными образовательными учреждениями города;
  • обустройство спортивной площадки для занятий физической культурой на т;
  • постановка спектаклей об укреплении здоровья, о профилактике инфекционных заболеваний, о профилактических прививках.

Проектная группа «Этнокультурное направление»

Цель: привлечение внимания родителей к актуальной проблеме развития ДОУ в этнокультурном направлении.

Результаты работы:

Оформлены экспозиции: Государственная символика, Путешествие по городам России, «Мир в твоих руках», мини-музей, выставки поделок, Зимний сад.

Проектная группа «Развивающее пространство»

Цель: создание единого, целесообразного пространства, обеспечивающего гармоничные отношения между ребёнком и окружающим миром.

Задачи:

  • повысить воспитательный потенциал семьи и социальную значимость семьи;
  • привлечь родителей и общественность к разработке и реализации программы развития дошкольного учреждения;
  • расширить предметно-развивающую среду, которая является одним из главных условий для развития и самореализации личности ребёнка.

Содержание деятельности:

  • центр «Я и моя безопасность»;
  • центр «Книги и библиотеки»;
  • центр «Театр, музыка, музей»;
  • центр «К школе готовимся вместе»;
  • центр «Мама, папа, я – творческая семья».

Результаты работы совместной деятельности педагогов и родителей:

  • благоустройство участков;
  • экскурсии в пожарную часть, организованные родителями;
  • реализация проекта «Ребёнок на улице» на территории ДОУ (макеты дорожных знаки, разметка, сигнальные жилеты);
  • экскурсии в театр, музей, библиотеку, на почту:
  • изготовление костюмов;
  • обновление развивающей среды в группах.

Проектная группа «Психолого-педагогическое просвещение»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • вести просветительскую работу среди родителей;
  • формировать соответствующие представления и практические умения у родителей в различных областях семейного воспитания;
  • повысить уровень психолого-педагогических знаний и практических умений и готовность их применять;
  • обогатить педагогическую культуру родителей;
  • помочь осознать самоценности дошкольного детства как фундамента для всей последующей жизни;
  • повысить образовательный уровень современных родителей, информированность по проблемам воспитания.

Направления работы:

  • повышение информационной компетентности родителей и педагогов;
  • нравственное воспитание детей;
  • новые технологии в образовательных учреждениях
  • безопасность детей начинается с нас взрослых;
  • юридические консультации;
  • «По дороге в школу»;
  • «Пришли мне чтения доброго…».

Результаты работы:

  • выпущены газеты, оформлены информационные стенды;
  • изготовлены информационные буклеты, фото-отчёты: «Неделя знаний», «День защитника Отечества», «Новый год», «Колядки», «Масленица», «65 лет – Победе», «День самоуправления».

2. Разработан совместный проект «Благоустройство территории детского сада» 2010-2012 гг. – в данной работе участвуют все проектные команды

«Уголок дружбы» – будет создан для организации работы с детьми, рационального использования территории детского сада. Педагоги детского сада разрабатывают методическое сопровождение данного проекта.

  • «Мостик добра»;
  • «Домик гнома»;
  • «Камень исполнения желаний»;
  • «Скамья примирения»;
  • «Знайка»;
  • «Тропа здоровья».

В данный момент ведётся заготовка материала для оформления уголков (брёвна, бруски, доски, камни, прутья, земля, идёт подбор посадочного материала).

«Спортивное поле» – многофункциональное: для игры в футбол, баскетбол, волейбол, каток (в зимнее время года).

«Аллея детского сада» – будут высажены деревья и кустарники, произрастающие в республике Хакасия.

(Приложение 1)

Опыт работы Проектного совета был представлен на совещании руководителей ДОУ. В ноябре 2010 г провели творческий отчёт городском методическом объединении для руководителей ДОУ. Опыт работы представлен на Республиканском конкурсе управленческих проектов «Практика внедрения новых экономических, правовых механизмов и других инновационных управленческих продуктов в деятельность ОУ» (Диплом за 3 место, 2010 г). Напечатана статья Г.И.Цымбал, заведующей МБДОУ «ЦРР – д/с «Калинка», «Социальное взаимодействие в развитии дошкольного образовательного учреждения» в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Формирование системы непрерывного образования педагогических и управленческих кадров на региональном уровне» (2010 г).

Положительные изменения в деятельности ДОУ

Сегодня мы можем говорить об эффективности использования различных популярных форм работы и активных методов общения с родителями. Большое значение уделяется индивидуальным формам общения с родителями. Во всех группах повысилась активность участия родителей в проводимых мероприятиях. В отдельных группах (Одинцова, Зайцева) – участие родителей в выставках, конкурсах, соревнованиях составляет -95 – 100%. Причём приходят с одинаковым желанием, как мамы, так и папы. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, формируется значимость работы с семьёй, её важность. Родители принимают участие в подготовке к праздникам, принимая на себя роли персонажей, костюмеров, бутафоров, режиссёров.

Планируются различного рода мероприятия с применением эффективных методов включения родителей в продуктивную жизнь ребёнка в детском саду (сочиняем с мамой о папе, и наоборот Подарок любимой мамочке от папы и сыночка или дочки). Пользуются успехом мастер-классы, которые проводят воспитатели для родителей по разным видам деятельности

Родители принимают активное участие в управлении ДОУ, выработке стратегии развития ДОУ, осуществляют контроль за деятельностью ДОУ (Приложение 2).
В некоторых группах в мероприятиях детского сада участвуют 100% родителей воспитанников.

Эффективность управления возрастает, так как Проектный совет:

  • определяет стратегию развития и управления ДОУ;
  • вовлекает в проектную деятельность всех участников образовательного процесса;
  • обеспечивает коллективный характер деятельности.