деятельности учреждений здравоохранения. Эти факторы в такой же пропорции влияют не только на психическое, но и на общее здоровье.
Социально-психологические факторы
Дисгармония семейного воспитания (нарушения в сфере детско-родительских отношений). При этом выделяются следующие типы неправильного воспитания: эмоциональное отвержение ребенка – неприятие, присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения – равнодушие, попустительство и отсутствие контроля со стороны родителей. В подобных условиях дети вырастают робкими, забитыми, нерешительными.
Социально-культурные факторы
Эти факторы обусловлены ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
Социально-экономические факторы
Сюда можно отнести неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. И.В. Дубровина (1995) считает, что помещение детей до 3-х лет в ясли или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием. Она рекомендует помещать ребенка в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем, в возрасте после 3-х лет.
Характеристика основных направлений оздоровительной деятельности
К основным направлениям оздоровительной деятельности и дошкольном образовательном учреждении следует отнести:
- организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
- организацию питания;
- обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
- организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
- физическое воспитание детей.
1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируются целой серией нормативно-пра- вовых и инструктивных документов, которые обязаны знать все работники дошкольных учреждений.
Важно сказать и о гражданской ответственности
педагогов. И в первую очередь это касается
организации ухода за детьми. Дело в том, что
ребенок до 7 лет запрограммирован на уход за ним
со стороны взрослых, и плохой уход либо его
отсутствие квалифицируется как жестокое
обращение с ребенком. Уход за ребенком – это
прежде всего обеспечение чистоты его тела,
одежды, постели, на которой он спит. У ухоженного
ребенка в порядке нос, есть носовой платок.
Волосы его расчесаны, ногти пострижены и т.п.
Ученые института им. Гельмгольца в Германии
провели уникальные исследования и доказали, что
световой поток, проникая через зрачок глаза,
определенным образом воздействует на
гипоталамус и гипофиз головного мозга, которые, в
свою очередь, «ведают» процессами роста и обмена
веществ. Поэтому и света в групповых помещениях
должно быть достаточно, и зоны для занятий и игр
детей располагаться в наиболее освещенных
местах. Но главное – дети как можно больше должны
находиться на свежем воздухе.
2. Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое берет курс на оздоровление детей и оптимизацию физического воспитания, также требует определенной коррекции.
Психологический компонент связан с
комфортными условиями приема пищи. Здесь важно
все: качество предлагаемых детям блюд, их
соответствие потребностям растущего организма,
разнообразие меню и сама процедура приема пищи.
Важно отметить, что обеспечение
психологического комфорта во время приема пищи
под силу только коллективу профессионалов,
живущих в ногу со временем и искренне любящих
своих воспитанников.
3. Обеспечение психологической
безопасности детей во время их пребывания в
дошкольном учреждении предполагает устранение и
предупреждение различного рода угроз и
опасностей, способствующих возникновению
психоэмоционального напряжения детей, снижающих
их уровень естественной активности и настроения.
Психологический дискомфорт может быть вызван
разными причинами: действиями педагога с
недостаточной психологической подготовкой;
неподготовленностью детей к предлагаемым
физическим и учебным нагрузкам; завышенными
ожиданиями со стороны взрослых в отношении
детей; отрицательной оценкой! воспитателя,
невольно выраженной им в неконтролируемой
реплике или неосознаваемом взгляде; передается
детям и состояние нервного напряжения педагога.
Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы
движений, реакция организма на погоду,
неправильная организация сна и отдыха,
неразрешенное детских проблем могут также
представлять угрозу психологическому
благополучию малышей.
Признаки подавленного состояния ребенка
- Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
- Усталость ребенка после нагрузки, которая раньше давалась ему легко.
- Беспричинная обидчивость, плаксивость по ничтожному поводу пли, наоборот, агрессивность.
- Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения взрослых, «жмется» к ним.
- Состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
- Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него наблюдается стойкая потеря аппетита.
- Признаками стрессового состояния ребенка являются также не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
- Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, пли, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
- Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.
Все вышеперечисленные признаки могут говорит нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.
В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс протекает чаше как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни. К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослее. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда уже разворачиваются множественны! реакции.
Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствуе устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем мь наблюдаем при этом!
Учеными давно доказано, что лучшим средством снятия нервного напряжения являете; физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательные эмоциям рекомендовала, например, Н.П. Бехтерева. Известный русский физиолог И.П Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит' мышечную радость создавая устойчивое настроение.
По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста, недосыпающих по 1,5–2 часа в сутки, примерно 5%. Причина в недооценке значения сна для здоровья ребенка, а также неумелая его организация.
Ребенок дошкольного возраста должен спать от 12 до 14 часов в сутки.
Бытует мнение, что ничего страшного пет в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры взрослых. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастит ребенка неизнеженным. Но это серьезное заблуждение.Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого сна, г следовательно, нервная система ребенка не получает полноценного отдыха. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит. Вс время сна нормализуются обменные процессы в организме человека, а специалисты в области психологии и психиатрии отмечают, что полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.
4. Организация лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении предполагает осуществление комплекса мероприятий с целью укрепления здоровья ребенка, повышение способности его организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды (например, холоду, повышенной влажности), а также реабилитацию детей после перенесенных заболеваний.
5. Физическое воспитание традиционно понимается как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.
Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.