Урок произношения в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: автоматизация звука [ж].

Задачи:

  • автоматизировать звук [ж] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • развивать фонематический слух;
  • формировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  • развивать память, речь, мышление, внимание;
  • воспитывать любовь к языку.

Оборудование: картинки – жук, жаба, жираф, еж, стрижи, флажок, медвежонок, абажур; рисунок-раскраска с 5-ю жуками.

Ход урока

I. Организация на работу.

- Сегодня мы отправляемся в гости. Но сначала наберёмся сил.

II. Дыхательная гимнастика.

III. Артикуляционная гимнастика.

IV. Новый материал

1. Сообщение темы и целей.

- Отгадайте загадку.

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь накружусь. (Жук)

Выставляется картинка.

- Мы сегодня будем работать со звуком [ж]. И поможет нам в этом ЖУК.

2. Работа над звуком.

- Сколько слогов в слове ЖУК? Почему?

- Сколько звуков в слове ЖУК?

- Назовите 1? 2? 3? Последний?

- Выделите первый звук в слове.

Работа с профилем.

- Дайте ему характеристику.

Произнести звук хором и по одному.

3. Игра “Поймай звук”.

- Жук сидел на цветке и пел песенку. Поймайте песенку жука.

В П Ж Т Ж С Ф Ж Ж и т.д.

4. Работа над слогом.

- Скучно стало ЖУКУ сидеть одному, и он полетел искать себе друзей. На пути ему встретилась… Кто?

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Жаба)

Выставляется картинка.

- На каком месте стоит звук [ж]?

Пальчиковая гимнастика.

- Как скачет жаба с кочки на кочку?

- Повторите песенку жука и жабы.

Ж-ж-ж-а жа-жо-жу
Ж-ж-ж-о жо-жу-жи
Ж-ж-ж-у жи-жу-же.

5. Работа над словами.

- Погостил жук у жабы. И полетел дальше. По дороге ему встретился… Кто?

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф)

Выставляется картинка.

- На каком месте стоит звук [ж]?

а) - Жираф предложил жуку почитать слова. Но пока доставал их с дерева буквы стали рассыпаться. Помогите жуку и жирафу собрать слова.

- На каком месте стоит звук [ж]?

б) - Жирав с жуком предлагают вам поиграть в слова. Поднимите синюю карточку, когда услышите звук [ж].

Занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка, оранжевая, животные, стрекоза, пирожное, снежинки.

Физминутка.

6. Словообразование существительных.

- Пока жук и жираф играли. К ним прибежал… Кто?

Полежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)

Выставляется картинка.

- Еж любит называть все слова ласково. Как мы его ласково назовем?

- На каком месте стоит звук [ж]?

- Посмотрите, ежик принес с собой слова. Возьмите понравившееся вам слово, прочтите его и назовите ласково.

Флаг - … (флажок) стог - …

Снег - … рог - …

Берег - … пирог - …

Друг - … круг - …

Сапог - … утюг - …

7. Работа над предложением.

- Поиграл жук и полетел дальше. А навстречу ему птицы.

Выставляется картинка.

- Кто знает название этих птиц? Это стрижи. На каком месте стоит звук [ж]?

- Стрижи получили в лесной школе задание, но не могут его выполнить. Помогите, пожалуйста.

На доске записаны предложения. Отдельно вывешены картинки.

- Дополните предложения.

На полке лежит … (картинка флажок).

В клетке неуклюжий … (картинка медвежонок).

В комнате желтый … (картинка абажур).

- Назовите слова в которых есть звук [ж].

- Стрижи благодарят вас и полетели выполнять задания. А жук полетел домой.

V. Итог урока.

- Прилетел жук домой. А там его соседи ждут. Перед вами лежит листок. Переверните его. (На листе нарисованы 5 жуков-раскраска)

- Раскрасьте второго жука желтым карандашом, четвертого – красным, перед желтым – коричневым, следующего за красным – зеленым, между желтым и красным – синим.

- Жук с удовольствием рассказал своим соседям о том, где был. А вы помните, с кем встречался жук и в какие игры играл?