Цель: автоматизация звука [ж].
Задачи:
- автоматизировать звук [ж] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонематический слух;
- формировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- развивать память, речь, мышление, внимание;
- воспитывать любовь к языку.
Оборудование: картинки – жук, жаба, жираф, еж, стрижи, флажок, медвежонок, абажур; рисунок-раскраска с 5-ю жуками.
Ход урока
I. Организация на работу.
- Сегодня мы отправляемся в гости. Но сначала наберёмся сил.
II. Дыхательная гимнастика.
III. Артикуляционная гимнастика.
IV. Новый материал
1. Сообщение темы и целей.
- Отгадайте загадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь накружусь. (Жук)
Выставляется картинка.
- Мы сегодня будем работать со звуком [ж]. И поможет нам в этом ЖУК.
2. Работа над звуком.
- Сколько слогов в слове ЖУК? Почему?
- Сколько звуков в слове ЖУК?
- Назовите 1? 2? 3? Последний?
- Выделите первый звук в слове.
Работа с профилем.
- Дайте ему характеристику.
Произнести звук хором и по одному.
3. Игра “Поймай звук”.
- Жук сидел на цветке и пел песенку. Поймайте песенку жука.
В П Ж Т Ж С Ф Ж Ж и т.д.
4. Работа над слогом.
- Скучно стало ЖУКУ сидеть одному, и он полетел искать себе друзей. На пути ему встретилась… Кто?
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Жаба)
Выставляется картинка.
- На каком месте стоит звук [ж]?
Пальчиковая гимнастика.
- Как скачет жаба с кочки на кочку?
- Повторите песенку жука и жабы.
Ж-ж-ж-а жа-жо-жу
Ж-ж-ж-о жо-жу-жи
Ж-ж-ж-у жи-жу-же.
5. Работа над словами.
- Погостил жук у жабы. И полетел дальше. По дороге ему встретился… Кто?
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф)
Выставляется картинка.
- На каком месте стоит звук [ж]?
а) - Жираф предложил жуку почитать слова. Но пока доставал их с дерева буквы стали рассыпаться. Помогите жуку и жирафу собрать слова.
- На каком месте стоит звук [ж]?
б) - Жирав с жуком предлагают вам поиграть в слова. Поднимите синюю карточку, когда услышите звук [ж].
Занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка, оранжевая, животные, стрекоза, пирожное, снежинки.
Физминутка.
6. Словообразование существительных.
- Пока жук и жираф играли. К ним прибежал… Кто?
Полежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)
Выставляется картинка.
- Еж любит называть все слова ласково. Как мы его ласково назовем?
- На каком месте стоит звук [ж]?
- Посмотрите, ежик принес с собой слова. Возьмите понравившееся вам слово, прочтите его и назовите ласково.
Флаг - … (флажок) стог - …
Снег - … рог - …
Берег - … пирог - …
Друг - … круг - …
Сапог - … утюг - …
7. Работа над предложением.
- Поиграл жук и полетел дальше. А навстречу ему птицы.
Выставляется картинка.
- Кто знает название этих птиц? Это стрижи. На каком месте стоит звук [ж]?
- Стрижи получили в лесной школе задание, но не могут его выполнить. Помогите, пожалуйста.
На доске записаны предложения. Отдельно вывешены картинки.
- Дополните предложения.
На полке лежит … (картинка флажок).
В клетке неуклюжий … (картинка медвежонок).
В комнате желтый … (картинка абажур).
- Назовите слова в которых есть звук [ж].
- Стрижи благодарят вас и полетели выполнять задания. А жук полетел домой.
V. Итог урока.
- Прилетел жук домой. А там его соседи ждут. Перед вами лежит листок. Переверните его. (На листе нарисованы 5 жуков-раскраска)
- Раскрасьте второго жука желтым карандашом, четвертого – красным, перед желтым – коричневым, следующего за красным – зеленым, между желтым и красным – синим.
- Жук с удовольствием рассказал своим соседям о том, где был. А вы помните, с кем встречался жук и в какие игры играл?