Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и взаимоотношения её с окружающими людьми.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Как и всё в нем, она ещё только формируется и в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Вот почему родителям, педагогам и другим взрослым, работающим с детьми младшего школьного возраста, совершенно необходимо знать и учитывать закономерности, особенности развития самооценки, а также пути формирования адекватной самооценки и в целом позитивной Я-концепции.
Во всем многообразии сведений о становлении самооценки в младшем школьном возрасте практически отсутствуют данные, касающиеся влияния на самооценку социометрического статуса. Изучение данной проблемы в условиях обучения воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет выход к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Благоприятно складывающиеся отношения в ученическом коллективе способствуют личностному развитию ребёнка и включению его в продуктивную деятельность, они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение той или иной задачи.
Понятие "социометрический статус" ввел Дж.
Морено, понимая под ним – положение человека в
социальной группе, а саму систему межличностных
отношений выделял из эмоциональных, деловых и
интеллектуальных связей членов этой группы.
Статус – положение человека в системе
внутренних отношений, определяющее степень его
авторитета в глазах остальных участников группы.
В отличие от позиции, статус индивида в группе –
это реальная социально – психологическая
характеристика его положения в системе
внутригрупповых отношений, степень
действительной авторитетности для остальных
участников.
Внутренняя установка человека в системе
внутригрупповых отношений – это личное,
субъективное восприятие им своего собственного
статуса, то, как он оценивает свое реальное
положение, свой авторитет, степень влияния на
остальных членов группы. Действительный статус и
его восприятие человеком может совпадать или
расходиться [3].
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов развивающим личность.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Дети, получившие наибольшее число выборов от одноклассников ("звезды"), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.
Итак, социометрический статус – это положение человека в социальной группе. Он характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы.
Особенность социометрического статуса ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что то или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств.
Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.
Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности [5].
Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Этот период ещё можно назвать – периодом значительных позитивных изменений.
Поэтому очень важны достижения самого ребенка:
а) в познании;
б) в приобретении умений и навыков учебной
деятельности;
в) во взаимоотношениях со сверстниками,
учителями и родителями;
г) в обретении уверенности в себе, своих
возможностях;
д) в развитии потребности в успехе.
Сделать это в дальнейшем, за пределами этого чувствительного к изменениям возрастного периода, будет трудно.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. В настоящее время границы данного периода установлены с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения [1].
Младший школьный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания, как самооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, отношения к другим его членам. От того, как окружающие относятся к ребенку, зависит и его отношение к самому себе.
От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие в деятельности коллектива. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые – учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов.
Способность реагировать на себя с точки зрения
других развивается в общении со взрослыми и
сверстниками и в коллективной деятельности [6].
Самооценка не остается стабильной, в зависимости
от успехов в деятельности, возрастных
особенностей и многих других факторов она имеет
тенденцию изменяться.
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, являются школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися и учениками, стиль домашнего воспитания.
В результате совместной деятельности и общения родители, братья и сестры, учителя и сверстники могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет собой большую ценность для окружающих, так и то, что существо он бесполезное и никому не нужное. Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова — самооценки), как считают психологи, является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка.
Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Поэтому следует помнить, что необходимо различать оценку деятельности и оценку личности. Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники еще слабо дифференцируют эти понятия. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты – плохой человек.
Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания [6].
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.
В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
У младших школьников наблюдаются все виды самооценок. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Обычно они с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. После успеха решения задач выбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берут менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями можно добиться успеха, по натуре это оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.
Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу и найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются ее проверять, мотивируя это тем, что все равно ничего не увидят.
Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи, как в жизни, так и в экстремальных ситуациях. Они словно берегут свой успех и, боясь его потерять, боятся самой деятельности. Деятельность других они переоценивают. Неуверенность в себе у таких детей ярко проявляется в их планах на будущее.
Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. И все же эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают
свои возможности, результаты деятельности,
личностные качества. Они выбирают задачи,
которые им явно не по силам. После неуспеха
продолжают настаивать на своем или тут же
переключаются на самую легкую задачу, движимые
мотивом престижности. Они необязательно
расхваливают себя, но зато охотно критикуют все,
что делают другие. Высокомерие, бестактность,
чрезмерная самоуверенность – эти черты личности
легко формируются у детей с завышенной
самооценкой.
Учитывая вышеизложенное, логично предположить,
что причинами неадекватности самооценки младших
школьников будут определенные упущения в тех
сферах, которые способствуют развитию
самосознания и самооценки, – учебной
деятельности и общении.
На формирование неадекватной самооценки у младших школьников влияет несколько факторов:
1. Ограниченный круг общения и
деятельности.Некоторые младшие школьники
ограничивают сферу своей деятельности только
учением, не имеют других увлечений и занятий, не
посещают кружки, студии, спортивные секции, не
ведут общественную работу, не заняты работой по
дому. У них может быть и ограничение контактов со
сверстниками, как деловых, так и межличностных.
Тем самым сужаются сферы, где дети могут проявить
себя, а затем и оценить.
Однако ограниченность сферы деятельности и
общения не всегда приводит к занижению или
завышению самооценки, если этот – пусть узкий –
круг общения и деятельности удовлетворяет
потребность в самопознании и способствует
формированию объективных критериев самооценки.
2. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми.Такие оценки особенно сильно действуют на тех детей, которые отличаются конформностью и повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценку других. Эти дети верят в то, что мнение другого человека более объективно и беспристрастно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе.
3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе, отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников.Нетребовательность коллектива может вызывать не только завышенную, но и заниженную самооценку, поскольку не формирует правильность критериев оценки и самооценки.
4. Случайные успехи или неуспехи — то, что называется везением и невезением.Хотя именно в силу случайности обстоятельств, их кратковременности этот фактор нужно признать менее значимым.
Все перечисленные факторы носят объективный характер, хотя и проявляются при определенных условиях. К субъективным факторам формирования неадекватной самооценки следует отнести, во-первых, отсутствие склонности и умения анализировать результаты и последствия своих действий и поступков, когда противоречия между притязаниями и действительными результатами своих действий осознаются в сглаженном виде и не вызывают внутреннего конфликта.
Весьма вероятно, что потребность в самосознании еще не проявила себя. Во-вторых, к субъективному фактору могут быть отнесены уже сформировавшиеся, чересчур заниженные или, напротив, завышенные критерии самооценки.
Для формирования высокой самооценки родители могут создать определенные условия. Начиная с момента рождения, и на протяжении последующих лет жизни родители принимают ребенка таким, какой он есть, независимо от его индивидуальных особенностей. При этом доминирует благожелательное, но отнюдь не снисходительное и попустительское отношение ребенку. Требования, предъявляемые ребенку, разумны и ясны. Семью отличают сплоченность и солидарность, в ней царит атмосфера взаимного доверия. Родители постоянно подчеркивают необходимость стремления ребенка стать более совершенным.
Поэтому ребенок легко следует задаваемым образцам поведения, он менее подвержен стрессу и тревожности, реалистично и доброжелательно воспринимает окружающий его мир, настойчиво и успешно решает поставленные перед ним задачи [6].
Исследование влияния социометрического статуса на самооценку ребенка младшего школьного возраста проводилось мною на базе МКОУ Новоназимовская СОШ № 4. В нем принимали участие учащиеся 2 класса, в количестве 11 человек, учащиеся 3 класса – в количестве 16 человек и учащиеся 4 класса – 14 человек.
Изучение социального статуса проводилось по методике диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (авт. Дж. Морено). Изучение самооценки проводилось по методике «Лесенка» (авт. В.Г. Щур).
Экспериментальное исследование влияния социометрического статуса на самооценку ребенка младшего школьного возраста показало, что самооценка не зависит от социометрического статуса. В нашем исследовании у детей младшего школьного возраста наблюдается высокая самооценка, как при положительном, так и при отрицательном социальном статусе, что является нормой в данном возрасте.
Список литературы:
- Волков, Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2006. – 322 с.
- Лисина, М. И. Общение, личность и психология ребенка. – Воронеж: Модэк, 1997. – 383 с.
- Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Психология образования: учебник. – М.: Владос, 2000. – 687 с.
- Ольшанский, Д.П. Самооценка и самоуважение /Д.П. Ольшанский // Школьный психолог. – 2007. – №4. – С. 20-23.
- Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 323 с.
- Сергеева, Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников / Е.В. Сергеева // Начальная школа. – 2006. – №6. – С.16-18.