Урок по основам мировых религиозных культур "Священные книги религий мира"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  1. Познакомить со священными книгами религий мира.
  2. Расширить и закрепить полученные знания учащихся о религиях мира.
  3. Воспитывать уважение к религиозным культурам мира.

Оборудование: мультимедийный аппарат, презентация, учебник, тетради с тезаурусом, термины ВЕДЫ, АВЕСТА, ТИПИТАКА, ТОРА, БИБЛИЯ, КОРАН, КАНОН.

Ход урока № 6

1. Организация деятельности учащихся.

2. Работа с притчей “Всё в твоих руках”. Слайд 1

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?” Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Всё в твоих руках.

– Как понимаете последние слова мудреца?

3. Проверка и обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

4. Сообщение темы урока. Слайд 2

С. 16 “Вы узнаете…”

5. Выступление учителя.

  • Возникновение древнейшей письменности. http://www.what-this.ru/civilization/beginning-of-civilization/history-of-writing.php
    http://www.ukoha.ru/article/articles/hipicmen
  • Появление первых рукописей.
    ВЕДЫ – сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. На протяжении многих веков передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны.
    АВЕСТА – древнеиранский религиозный литературный памятник. Является главной священной книгой в зороастризме, у древних мидян и персов и современных парсов и гебров. Слайд 3
  • Первые священные писания. Слайд 4

6. Комментированное чтение статьи из пособия (с. 16).

1) Священные книги буддизма. Слайд 5. “Из Типитаки” (вопрос “Обсудим вместе”)

2) Беседа с учащимися.

– В чём причина появления священных текстов?

– Что такое ВЕДЫ? О чём в них рассказывается?

– О чём повествуется в АВЕСТЕ?

– Когда были записаны священные тексты буддизма?

– Почему Священное писание буддистов носит в переводе на русский язык название “три корзины мудрости”?

3) Рассматривание иллюстраций в презентации. Слайд 6

– В чём особенность внешнего вида этих книг?

7. Работа в тетради с тезаурусом.

Запись терминов и понятий ВЕДЫ, АВЕСТА, ТИПИТАКА.

8. Домашнее задание.

Рассказать членам семьи и друзьям о древних религиях мира, священных писаниях буддизма.

Ход урока №7 (продолжение)

І. Организационный момент.

ІI. Работа с притчей “Ветер, вода и правда”. Слайд 7

Когда-то ветер, вода и правда были тремя друзьями. И однажды, правда и вода, спросили у ветра: "Скажи, друг, вот, ты очень быстрый и бродишь по всему миру очень быстро, скажи, когда понадобишься, где тебя найти?"

Ветер ответил: "Вы найдёте [меня] между гор. Если там не найдёте, то идите к огромному тополю, которого называют "трясущийся тополь", там вы всегда меня найдёте".

Тогда ветер и правда спросили у воды, где её найти в нужный момент. "Вы найдёте [меня] в фонтанах или между камышами. Там точно найдёте".

И в конце вода и ветер спросили у правды:

"Где тебя, правда, найти в нужный момент?"

А она ответила:

"Друзья, пока вы меня имеете и хорошо держите в руках, и, если я из рук выйду, нигде вы найти меня не сможете, так как по натуре я терпеть не могу тех, кто меня покидает, и думаю что, кто меня игнорирует и мало меня уважает, не имеет чести иметь меня".

3. Проверка домашнего задания.

1) Кому ты рассказал материал прошлого урока?
2) Что их заинтересовало?
3) Кто-то чем-то дополнил твой рассказ?

4. Беседа с учащимися.

– Священные книги каких религий вам уже известны?

– Какие религии вы знаете?

– Как думаете, существуют ли священные книги этих религий?

5. Работа с пособием.

  • Комментированное чтение статьи с. 17–21 /заполнение таблицы на доске. Слайд 12
  • Священные книги иудаизма и христианства. Слайд 8
  • Рассматривание иллюстрации “Ветхий завет” (с. 18). Слайд 9
  • Рассматривание иллюстрации “Новый завет” (с. 19). Слайд 10
  • Рассматривание иллюстрации “Священные книги ислама” (с. 21). Слайд 11

6. Выборочный пересказ (по желанию учащихся) с. 16–21.

7. Закрепление материала.

1) Заполнение таблицы (1 ученик у доски, другие в тетради).

Православная культура Исламская культура Буддийская культура Иудейская культура

Книги

Библия

Коран

Типитака

Танах

2) Самопроверка. Слайд 13

3) Составление словосочетаний со словами ТОРА, БИБЛИЯ, КОРАН.

8. Домашнее задание.

Рассказать членам семьи и друзьям (по желанию) о том, что вы узнали на уроках.