Цели:
- Познакомить со священными книгами религий мира.
- Расширить и закрепить полученные знания учащихся о религиях мира.
- Воспитывать уважение к религиозным культурам мира.
Оборудование: мультимедийный аппарат, презентация, учебник, тетради с тезаурусом, термины ВЕДЫ, АВЕСТА, ТИПИТАКА, ТОРА, БИБЛИЯ, КОРАН, КАНОН.
Ход урока № 6
1. Организация деятельности учащихся.
2. Работа с притчей “Всё в твоих руках”. Слайд 1
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?” Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Всё в твоих руках.
– Как понимаете последние слова мудреца?
3. Проверка и обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
4. Сообщение темы урока. Слайд 2
С. 16 “Вы узнаете…”
5. Выступление учителя.
- Возникновение древнейшей письменности.
http://www.what-this.ru/civilization/beginning-of-civilization/history-of-writing.php
http://www.ukoha.ru/article/articles/hipicmen - Появление первых рукописей.
ВЕДЫ – сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. На протяжении многих веков передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны.
АВЕСТА – древнеиранский религиозный литературный памятник. Является главной священной книгой в зороастризме, у древних мидян и персов и современных парсов и гебров. Слайд 3 - Первые священные писания. Слайд 4
6. Комментированное чтение статьи из пособия (с. 16).
1) Священные книги буддизма. Слайд 5. “Из Типитаки” (вопрос “Обсудим вместе”)
2) Беседа с учащимися.
– В чём причина появления священных текстов?
– Что такое ВЕДЫ? О чём в них рассказывается?
– О чём повествуется в АВЕСТЕ?
– Когда были записаны священные тексты буддизма?
– Почему Священное писание буддистов носит в переводе на русский язык название “три корзины мудрости”?
3) Рассматривание иллюстраций в презентации. Слайд 6
– В чём особенность внешнего вида этих книг?
7. Работа в тетради с тезаурусом.
Запись терминов и понятий ВЕДЫ, АВЕСТА, ТИПИТАКА.
8. Домашнее задание.
Рассказать членам семьи и друзьям о древних религиях мира, священных писаниях буддизма.
Ход урока №7 (продолжение)
І. Организационный момент.
ІI. Работа с притчей “Ветер, вода и правда”. Слайд 7
Когда-то ветер, вода и правда были тремя друзьями. И однажды, правда и вода, спросили у ветра: "Скажи, друг, вот, ты очень быстрый и бродишь по всему миру очень быстро, скажи, когда понадобишься, где тебя найти?"
Ветер ответил: "Вы найдёте [меня] между гор. Если там не найдёте, то идите к огромному тополю, которого называют "трясущийся тополь", там вы всегда меня найдёте".
Тогда ветер и правда спросили у воды, где её найти в нужный момент. "Вы найдёте [меня] в фонтанах или между камышами. Там точно найдёте".
И в конце вода и ветер спросили у правды:
"Где тебя, правда, найти в нужный момент?"
А она ответила:
"Друзья, пока вы меня имеете и хорошо держите в руках, и, если я из рук выйду, нигде вы найти меня не сможете, так как по натуре я терпеть не могу тех, кто меня покидает, и думаю что, кто меня игнорирует и мало меня уважает, не имеет чести иметь меня".
3. Проверка домашнего задания.
1) Кому ты рассказал материал прошлого урока?
2) Что их заинтересовало?
3) Кто-то чем-то дополнил твой рассказ?
4. Беседа с учащимися.
– Священные книги каких религий вам уже известны?
– Какие религии вы знаете?
– Как думаете, существуют ли священные книги этих религий?
5. Работа с пособием.
- Комментированное чтение статьи с. 17–21 /заполнение таблицы на доске. Слайд 12
- Священные книги иудаизма и христианства. Слайд 8
- Рассматривание иллюстрации “Ветхий завет” (с. 18). Слайд 9
- Рассматривание иллюстрации “Новый завет” (с. 19). Слайд 10
- Рассматривание иллюстрации “Священные книги ислама” (с. 21). Слайд 11
6. Выборочный пересказ (по желанию учащихся) с. 16–21.
7. Закрепление материала.
1) Заполнение таблицы (1 ученик у доски, другие в тетради).
Православная культура | Исламская культура | Буддийская культура | Иудейская культура |
Книги |
|||
Библия |
Коран |
Типитака |
Танах |
2) Самопроверка. Слайд 13
3) Составление словосочетаний со словами ТОРА, БИБЛИЯ, КОРАН.
8. Домашнее задание.
Рассказать членам семьи и друзьям (по желанию) о том, что вы узнали на уроках.