Урок окружающего мира "Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие". 4-й класс (урок окружающего мира в 4-м классе)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (678 кБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  1. Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия.
  2. Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.
  3. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние Всемирного наследия и природной среды.

Оборудование: мультимедийные презентации семи чудес света и достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия; карточки для работы в парах; таблицы для записи ответов графического диктанта.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мне хочется начать урок со слов знаменитых людей:

Грандиозные вещи даются грандиозными средствами. Одна природа даёт великое даром.
А.И.Герцен

Природу побеждают, только повинуясь её законам.
Фрэнсис Бэкон

II. Сообщение темы и целей урока.

На протяжении нескольких уроков мы рассматривали окружающий мир с точки зрения астрономии, географии, истории, экологии.

На смену идеи завоевания, покорения природы к человечеству, частью которого мы являемся, все чаще приходит более гуманная идея: изучение, сохранение и бережное использование окружающей нас среды.

– Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры.

III. Проверка знаний и умений Графический диктант.

А сейчас хотелось бы узнать,

У скольких экологов класса знания на "пять".

У вас на партах таблица.

Если вы согласны с моим утверждением, то ставьте под цифрой, обозначающей номер вопроса, знак “+” (да), а если это не так – знак “ – ” (нет):

– Человек – властелин и покоритель природы.

– Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.

– Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.

– Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.

– Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.

– Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.

– Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.

– Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.

Проверяем ответы (Приложение 1)

IV. Изучение новой темы.

– В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли "Семь чудес света" (Презентация 1). Семь чудес света описал в своей книге “История” древнегреческий ученый Геродот:

  • пирамиду Хеопса (Египет, III век до нашей эры);
  • висячие сады Семирамиды (Вавилон, VIв. до н. э.);
  • статую Зевса в Олимпии (Греция, Vв. до н. э.);
  • храм Артемиды в Эфесе (Греция, IVв. до н.э.);
  • Галикарнасский мавзолей (Кария, IVв. до н.э.);
  • маяк на острове Форос (Александрия, Египет, IIIв. до н.э.);
  • колосс Родосский (остров Родос, IIIв. до н. э.).

К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всём их великолепии.

Время не пощадило эти чудные творения. Висячие сады Семирамиды были затоплены. Храм Артемиды разрушали дважды. Статуя Зевса сгорела. Мавзолей разобрали в XV в. крестоносцы для постройки крепости. Колосс рухнул при землетрясении. Такая же судьба постигла Александрийский маяк. И только пирамиды уцелели. Недаром говорят, что их боится время.

– Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. Всемирное наследие включает объекты природы, объединённые названием "Всемирное природное наследие", и объекты творения человеческих рук, объединённые названием "Всемирное культурное наследие". Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия (Приложение 2).

Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творение человеческих рук.

В настоящее время создан Список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется.

– На Физической карте Мира мы сейчас установим местонахождение этих чудес. Сегодня мы остановимся на объектах, которые находятся за пределами нашей страны. На следующем уроке подробно изучим объекты, находящиеся в нашей стране.

К объектам Всемирного наследия (Презентация 2) относятся:

– Природное наследие:

  1. Большой каньон в Северной Америке.
  2. Водопад Игуасу в Южной Америке.
  3. Водопад Виктория в Африке.
  4. Большой Барьерный риф у берегов Австралии.
  5. Вулканы Камчатки.
  6. Озеро Байкал.
  7. Алтай – Золотые горы в Евразии.

– Культурное наследие:

  1. Афинский Акрополь
  2. Венеция.
  3. Тадж–Махал
  4. Великая китайская стена
  5. Статуя Свободы в Нью-Йорке.
  6. Московский Кремль и Красная площадь.
  7. Кижи – деревянные церкви.
  8. Исторический центр Санкт-Петербурга.

– Как вы думаете, почему мы обязаны сохранить эти уникальные объекты природы и культурного наследия?

V. Физкультминутка

 Говорит цветку цветок:
“Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся”.

VI. Знакомство с Красной книгой.

– К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Идея создания Красной книги возникла в конце пятидесятых годов XX века.

Учёные посчитали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы. Впервые Красная книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов растений. Основная цель книги – выявление, учёт тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

– В вашем учебнике помещены рисунки нескольких видов животных из Международной Красной книги. Попробуйте объяснить, почему эти виды попали под угрозу исчезновения. (Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу. Также черепахи гибнут от загрязнения океана и т.д.)

VII. Закрепление.

Игра "Узнай животных" (Работа ведётся в парах. Дети должны выбрать тех животных, которые внесены в Красную книгу).

Карточка: морж, фламинго, волк, орёл-беркут, зебра, белый носорог, утка мандаринка, колорадский жук, орнитоптера александры, саранча, зелёная морская черепаха, жук-красотел, амурский тигр.

Проверка ответов. (Приложение 3)

VIII. Подведение итогов урока.

Вернемся к утверждениям урока. С каким согласны вы и почему?

Как иначе можно сказать фразу: "Природу побеждают, только повинуясь её законам"

Что нужно для этого делать?

– Что такое Всемирное наследие? (Схема на слайде.)

Какие объекты природы относятся к Всемирному природному наследию?

С какими объектами Всемирного культурного наследия вы сегодня познакомились?

Проверим, как вы запомнили их названия и местоположение. На с.2-3 контурной карты надпишите названия объектов Всемирного наследия, о которых мы сегодня говорили.

Оценки.

 Источники

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас 4 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Воскобойников В.М. Чудеса света. – М.: Издательство Оникс, 2008.
  3. [Электронный ресурс]. URL: http://khabibullina.ucoz.ru/load/moi_razrabotki/urok_po_okruzhajushhemu_miru_v_4_klasse/6-1-0-13 (дата
    обращения 08.06.2011)
  4. [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/560868/(дата обращения 08.10.2011)