Материал учебной темы "Биогеоценотический уровень жизни" по программе И.Н. Понамарёвой в 10 классе содержит большое количество терминов и новых понятий, которые могут потеряться в процессе изучения материала. В связи с этим изучение темы проходит с опорой на составляемую учащимися совместно с учителем по ходу урока карту темы.
Создавать общую картину темы необходимо, опираясь на примеры из живой природы, накопленные в процессе изучения биологии и личных наблюдений.
В конце каждого урока проводится срезовая работа, имеющая три уровня, которые позволят определить уровень усвоения материала.
Направленность разработки:
Разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; средней (полной) общеобразовательной школе, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов; центре образования; гимназии).
Ход урока
Оборудование: мультипроекторная установка
Организационный момент
Обзор предыдущего урока учащимися
Учитель: В дикой природе невозможно увидеть неизменную, неосвоенную жизнью, территорию. Будь-то вулканический остров, песчаная дюна или земляная горка выбросов кротов и т.д. всё в ближайшее время заселится живыми организмами. Идет восстановление, типичных для климата, природных сообществ. Однако прежде на этих местах возникает ряд сообществ, которые, сменяя друг друга, подготовят дорогу для конечного результата. Эти сообщества по структуре и функционированию могут решительно отличаться от конечного результата, допустим леса, которые разовьются на данном участке.
Развитие биоценозов, при котором наблюдается замена во времени одного сообщества живых организмов другими, принято называть экологической сукцессией.
Например, зарастание небольших озер можно проследить на протяжении одного или нескольких поколений людей.
Развитие леса на оставленном поле является примером сукцессии, происходящей в ясно выраженном автотрофном состоянии, ибо в первый момент появляются автотрофные организмы. Такая сукцессия носит название автотрофной. Видовой состав организмов меняется от года к году, а в сообществе идет накопление органического вещества.
Если рассмотрим как пример реку, загрязненную большим количеством органических отбросов (сточные воды от птицефабрик), то это органическое вещество активно используется гетеротрофами. Это - гетеротрофная сукцессия. Она завершается после того, как исчерпан излишек органического вещества.
Поток энергии, проходящий через сообщество, в ходе гетеротрофной сукцессии падает.
Она завершается после того, как исчерпан излишек органического вещества. В противоположность этому при автотрофном типе сукцессии поток энергии может даже возрастать.
При избытке ресурса всегда найдутся виды, которые его могут освоить. При недостатке ресурса часть видов вымрет. Такие изменения и составляют сущность экологической сукцессией. Главная особенность этого процесса состоит в том, что изменения сообщества всегда происходят в направлении к равновесному состоянию.
Основная причина неустойчивости экосистем - несбалансированность круговорота веществ.
Если в биоценозах деятельность одних видов не компенсирует деятельность других, то условия среды неминуемо изменяются. Популяции меняют среду в неблагоприятную для себя сторону и вытесняются другими видами, для которых новые условия экологически более выгодные. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не сформируется уравновешенное сообщество, которое способно поддержать баланс веществ в экосистеме.
Таким образом, в природе происходит саморазвитие экосистем от неустойчивого состояния к устойчивому
Для саморазвития биоценозов характерен целый ряд общих закономерностей:
- постепенное увеличение видового разнообразия,
- смена доминирующих видов,
- усложнение цепей питания,
- увеличение в сообществах доли видов с длительными циклами развития,
- усиление взаимовыгодных связей в биоценозах.
Саморазвитие экосистем начинается на любом участке суши, который обнажился: на осыпях, отмелях, сыпучих песках, голых скалах, обвалах горных пород и т.д.
Это первичные сукцессии. Они проходят ряд закономерных этапов.
(Вместе с учащимися).
На первом этапе обнажившийся участок заселяется случайно попадающими сюда организмами из окружающих местообитаний: семенами, спорами, летающими и ползающими насекомыми, расселяющими грызунами, птицами и т.д.
На втором этапе прижившиеся виды осваивают и изменяют окружающую среду, еще не мешают друг другу.
На третьем этапе обостряются конкурентные отношения, так как освоена территория полностью. Часть видов вытесняется и заменяется новыми. Процесс постепенной смены видового состава может длиться достаточно долго.
На конечном этапе устанавливается постоянный состав сообщества. Виды ?аспределены по экологическим нишам, не мешают друг другу, связаны пищевыми цепями и взаимовыгодныни отношениями, осуществляющими круговорот веществ.
Такие биогеоценозы называют коренными, кпнечными или климаксовыми.
Вторичная сукцессия относится к сообществам, которые развиваются на месте уже существовавшего ранее сформированного сообщества. Примером являются изменения, происходящие после раскорчевки и запашки площадей, вырубки леса и т.д.(примеры учащихся)
Такие смены можно назвать восстановительными.
Смена внезапная, не свойственная биогеоценозам, называется катастрофическая. Пример (учащиеся): пожары, затопления, деятельность вулканов : .
Вековые смены экосистем охватывают длительные периоды времени. Они происходят в связи с изменениями климата на планете, рельефа и других свойств поверхности Земли.
Вопрос: Что можно рассказать по годичным кольцам на спиле вековых деревьев? Вековые смены экосистем отражают историю развития биосферы.
В любом биогеоценозе всегда совершаются какие-то изменения:
- в состоянии жизнедеятельности членов сообществ,
- в соотношении популяций видов,
- в свойствах биотопа.
Такие изменения осуществляются в течение суток, сезона или года. Многие из них регулярно повторяются. Такие изменения называют циклическими.
В отличие от смены биогеоценозов, циклические изменения не производят принципиальных изменений в свойствах природного сообщества, не меняют его функциональной устойчивости, а отражают лишь комплекс приспособлений экосистемы в целом к суточной, сезонной и годичной динамике (изменениям) условий существования.
Суточные изменения характеризуются суточными ритмами активности процессов жизнедеятельности.
Примеры учащихся. Активность животных меняется - времени суток (ночные бабочки, совы, в ночное время раскрываются пахучие, светлые цветки). Это дает рациональное использование ресурсов биотопа, а значит, повышается устойчивость биогеоценоза.
Сезонные изменения связаны с контрастными условиями периодов года (теплого-холодного, влажного-сухого).
Примеры учащихся: Миграции птиц и млекопитающих; изменения у растений (листопад).
Основная роль в регуляции сезонных ритмов у животных организмов принадлежит изменениям в продолжительности дня и ночи, которые тесно связаны с годовым изменением температуры. Весной вслед за удлинением дня повышается температура, а осенью с укорочением дня она снижается. Следовательно, длина дня служит сигнальным фактором, определяющим направление всех биологических процессов.
Реакцию живых организмов на продолжительность светового периода суток называют фотопериодизмом.
Большое влияние на жизнедеятельность биогеоценозов оказывают годичные циклические изменения. Изучая спилы деревьев - долгожителей можно четко проследить циклические изменения климата, связанные с активностью Солнца.
Суточные, сезонные и годичные изменения биогеоценоза не приводят к его смене, но доказывают тесную зависимость от условий внешней среды. А это очень важно знать человечеству в век интенсивного использования природных ресурсов. Превращение нашей биосферы в один обширный ковер пахотных земель таит в себе огромную опасность.
Человечество, с его интенсивным ростом численности, заинтересовано в высокой продуктивности сообществ. Уничтожая естественные стабильные экосистемы, мы подвергаем окружающую среду к неминуемым сукцессионным изменениям, которые при неграмотном управлении могут привести к экологической катастрофе.
Остатки цивилизаций и пустыни, возникновение которых обязано деятельности человека, является прекрасным доказательством того, что человек никогда не осознавал свою тесную связь с природой, необходимость приспосабливаться к естественным процессам, а не командовать ими.
Срезовая работа
I. Составить по памяти схему " Основные процессы. Изменения."
II. Как регулируются сезонные ритмы у живых организмов? Ответ обоснуйте
III. Опишите виды экологических сукцессий. Ответ обоснуйте.
VI. Почему чужеземные виды растений чаще всего внедряются в местную растительность по обочинам дорог, насыпям, берегам рек, пашням и другим подобным местообитаниям и не приживаются в лесах, на лугах или в степях?
Задание на дом:
- Учебник "Общая биология " И.Н.Пономарева (10 класс) пп.28,29.
- Составить карту " Изменения биогеоценозов".
Заключение
Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:
1. формируется представление о целостности и устойчивости окружающего мира, о хрупкости живой природы, активно реагирующей на разные формы воздействия;
2. развиваются способности:
* выделять основные понятия темы, несущие главную смысловую информацию,
* сопоставлять, обобщать, анализировать тексты,
* формировать общую картину изучаемого материала,
* подводить смысловой итог.
3. воспитывается уважение к окружающей живой природе, её значение для жизни человечества.
Список используемой литературы
1. Энциклопедия " Экология". М., " Аванта". 2004.
2. Учебник " Экология" Е.А.Криксунов (9 класс) " Дрофа", 1995.
3. Учебник " Основы экологии" Н.М.Чернова (9 класс) " Просвещение", 1998.