Раздел: Региональный компонент.
Тема урока: “Мой дом – моя крепость”.
Цели урока:
- Способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной сфере, формированию личностных смыслов при изучении бытовой культуры казачества.
- Способствовать пониманию закономерности преобразования в жизни казаков.
- Развивать у учащихся интерес и стремления к глубокому изучению исторического материала.
- Воспитывать уважения к истории своего и других народов.
Вид урока:
- Творческая лаборатория, практикум.
Средства обучения:
- Компьютер, жк телевизор.
Объекты работы:
- Учебник, тетрадь.
- Презентации.
Задачи
- Познакомить учащихся с бытовой культурой казачества Верхнего Дона конца ХIX – начала XX века.
- Содействовать развитию чувства сопричастности и ответственности за культурно-исторические перспективы родной культуры.
- Способствовать становлению осознания уникальности, гармоничности, самобытности казачьей культуры и ее архитектурного своеобычия и красоты. Дом-образ мира.
Форма проведения
- Проблемная дискуссия с выдвижением проекта своего дома.
- Нетрадиционное историческое исследование.
Этапы работы
- Класс делится на 4 группы: представители человечества XVI века, XVIII века,XX века,XXI века.
Опережающее задание
- В чем смысл выражения “Мой дом – моя крепость”?
- В чем на ваш взгляд проявились негативные факторы, влияющие на строительство домов казаков?
- Предложите свой вариант строительства дома для казаков разного времени.
- Какой дом построил бы я, живя на донской земле?
Ход урока
Этапы урока
Вводная часть
Организационный момент
Объявление темы урока
Знакомство с целями и задачами урока
Обсуждение проблематики, актуальности темы.
Выразительное чтение стихотворения З.Александровой.
Если скажут слово “родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Беседа
(1. Жилое здание, строение)
(2. Дом — это крыша над головой, Мы должны быть благодарны древним людям за такие придумки и постройки. Ведь, если вспомнить, начиналось всё с малого: подземные жилища, потом — жилища, немного уже напоминавшие домики. Дом — это необходимое понятие в нашей жизни.)
- Для чего нужен дом?(1. Дом – это место, где можно укрыться от всех бед, несчастий и горестей. Согреться, одеться, умыться, отдохнуть — всё это можно сделать только в собственном доме.)
- В чем смысл дома в жизни человека?
(1. Место постоянного проживания человека, характеризующееся определенными отношениями и укладом жизни.)
Создание проблемной ситуации
Учитель (рассказывает притчу): Давным-давно появились первые казачьи городки. Стали они возникать на Нижнем Дону в середине шестнадцатого века. Жили казаки в шалашах из жердей, переплетенных лозой, которые покрывали камышом или шкурами. Также в полуземлянках, где был очаг с котлом для варки пищи и небольшое количество деревянной или глиняной посуды. В центре такого городка располагалась большая становая изба-курень. Одним из древнейших занятий донских казаков было рыболовство. Это занятие и способствовало тому, что казаки селились близко к реке. Зимы на Дону стояли холодные и снежные. А когда наступала весна, таяли снега. Дон выходил из своих берегов. В это время дома казаков затапливало водой, как жить дальше? Какой нужно построить дом, чтобы он был безопасным, удобным и радовал глаз?
- Я обращаюсь к Вам с просьбой помочь казакам, внести свои предложения, как надо или какой надо построить дом, чтобы уберечь его от такого несчастья.
Практическая работа
(в группах)Класс произвольно делятся на 3 группы, и каждая группа после разработки и обсуждения предлагает свой вариант казачьего дома и обосновывает свой проект.
Взаимопрезентация
Учитель предлагает учащимся продемонстрировать свои проекты домов и постараться обнаружить в них аналоги (соответствия) и нововведения в конструкциях, позволяющие избежать негативных влияний природы.(Презентация проектов).
Учитель: У каждого из нас есть своя малая Родина. Место, где он родился и вырос: его дом, город, село, любимые уголки природы, любимые улочки и скверы, бабушкина дача, мамины пироги, поездки с семьей на природу.
Место, где тебя всегда признают своим и ждут, образ, который не потеряется во времени и питает своей силой всю жизнь человека.
Некоторые спросят, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно уже исчезнувшему укладу народной жизни? А для того, чтобы не растерять во времени богатейший опыт освоения природных пространств, опыт чувствовать природу и вступать с ней в конструктивный диалог, пользуясь благами и не нарушая баланса природы. Для того, чтобы восхищаться неиссякаемыми творческими потенциалами родного народа, его умением видеть, создавать и сохранять красоту, способность думать о будущем и работать во имя его.
Если спросят сын иль дочка:
“Кем мой прадед был, скажи?”
Рассказать ведь им придется,
Лучше честно, от души,
И не мямлить, и не мяться.
Мол, не помню, хоть убей!
Вот обязан ты заняться
Родословной своей!
Ведь не дань капризной моде
Предков знать на 300 лет.
Нет без прошлого сегодня,
Без него и завтра нет!
В древности говорили: “Каждое древо сильно своими корнями, отруби их – древо погибнет”. Так и народ, нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще.
Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Потому что невозможно ничего создать, забыв тех, кто предшествовал нашему приходу в мир. Закон жизни -развитие и преображение. Прошлое питает своими достижениями нашу сегодняшнюю культуру.
Рефлексия
(закрепление, обобщение)Учитель:
- Предлагает записать на доске основные понятия содержания урока;
(Значение слова дом: строение для житья; Родина, История, Культура Преемственность)
- Выразить пятью существительными свое отношение к уроку;
(Дом, Родина, Любовь, Мир, Жизнь)
- Дать пять характеристик казачьего дома (прилагательные)
(Деревянный, срубленный, саманный двухэтажный, “полукаменный”)
- Выразить пятью глаголами свое отношение к теме урока.
(Познакомиться, обсудить, разработать, показать, обсудить)
- Сформулировать одним предложением восприятие урока.
(Интересный, познавательный, необычный урок)
Подведение итогов.
Домашнее задание. Разработать такой элемент казачьего интерьера, который ты смог бы сделать на уроке своими руками, где указать материал, из которого он будет изготовлен, его предназначение и инструменты, которые необходимы для изготовления.