Цель проведения: Данная игровая программа нацелена на развитие творческих способностей детей младших классов, познавательного интереса, расширение кругозора. Во время подготовительной работы в ходе игры детям предоставляется возможность убедиться в результативности совместных усилий, необходимости взаимопомощи, испытать радость от действий сообща, что развивает чувство коллективизма и способствует сплочению класса.
Оборудование:
Участники отвечают на вопросы ведущего. Вопрос звучит одновременно для всех команд. Если ответ готов, капитан должен поднять лист своего дерева - это и будет сигналом для ведущего и жюри о том, что команда готова отвечать. За каждый правильный ответ команда получает один лист (соответственно своему названию, т.е. лист клена, дуба, березы, ивы). Побеждает команда, набравшая больше листиков-баллов.
Ход игры
Под звуки песни А.Розембаума “Вальс Бостон”
Ведущий:
- Добрый день всем участникам игры,
посвященной золотому времени года.
Хозяйкой весёлой идёт к новоселам
Погожая осень, в деревни и сёла.
Пришла на рассвете, на миг не присела,
Вокруг огляделась и сразу за дело.
Калину с рябиной раскрасила густо,
На крепких зубах заскрипела капустой.
На мельницах свежей мукой забелела,
Оранжевым шелком берёзы одела.
Курчавую озимь ковром расстелила,
В далекий полет журавлей проводила.
— Сегодня именно осень во всем своем великолепном многообразии будет находиться под нашим пристальным вниманием.
В результате жюри обязательно определит победителя и назовёт лучших. А мы с вами не только будем активными участниками, болельщиками и помощниками, но также узнаем много нового и интересного об этой удивительной поре.
Уважаемые присутствующие давайте поприветствуем наше компетентное жюри в составе …
- А теперь представим публике и друг другу осенних охотников за интеллектуальным урожаем.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? СЕНТЯБРЬВсе мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? ОКТЯБРЬПоле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи. НОЯБРЬ
Девиз нашей викторины:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать качество –
Внимательность,
А поможет всё узнать наша
Любознательность.
Ну а так как все мы люди,
То сотрудничать мы будем,
И обязанности сами вы поделите с друзьями.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно!
РАЗМИНКА Во многих сказках люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, диво-дивное. А ведь чудес и вокруг великое множество! Вот одно из них: рядом с домом или у дороги, в рощице или в бору. Это дерево!
Такое знакомое на первый взгляд, оно таит в себе столько необычного...
Вопросы о деревьях ( картинки деревьев на доске).
1. Зимой это дерево похоже на засохшую ель; весной ветви дерева покрываются мягкими зелёными иголочками; осенью они становятся золотистыми, а зимой опадают. Что это за дерево? (Лиственница.)
2. Листья, растущие на самых концах веток, опадают осенью последними. Почему? (Они самые молодые )
З. Какого цвета осенью хвоя на лиственнице? (Осенью хвоя становится лимонно-жёлтой.)
4. “Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов: шатры над головой.
Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались сенью”. Это слова К.Паустовского. О каком дереве он это сказал. (Об иве.)
5. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен.)
6. Какие деревья с приходом осени первыми сбрасывают листья? (Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз).
7. Когда золотая осень кончается?
Кончается листопад — кончается золотая осень.
8. Какие деревья листву зелёной сбрасывают? (Ива, ольха, сирень)
9. Листья каких деревьев опадают первыми?
С первыми заморозками осыпаются листья осины, за тем — клёна. Только ольха да по берегам рек ивы стоят густые и зелёные до первого снега.
А потом замороженные, почерневшие, хрустящие листья опадают на землю.
Ведущий: - Прошу жюри объявить результаты конкурса “РАЗМИНКА”
- Браво, ребята, считайте, что вы размялись перед следующим, очень непростым конкурсом, в котором придётся потрудиться. Предки наши относительно лентяев и бездельников имели очень категоричные мнения, которые выражались в многочисленных пословицах о труде.
“СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО”
- Именно так называется наш следующий конкурс.
Ведущий: - Ваша задача — восстановить перепутанные части пословиц.
Прошу подойти капитанов и взять задания.
КЛИП НА ПЕСНЮ “Что такое осень?”
Пословицы для первой команды:
1. Кончил дело не вытащил и рыбку из пруда 2. Лентяй праздники знает гуляй смело. 3. Работа с зубами а лень портит. 4. Труд человека кормит да будней не помнит. 5. Без труда а лень с языком.
Пословицы для второй команды:
1. Кто пахать не лениться когда спешишь до обеда. 2. Не спеши языком оба подставишь - легче справишься. 3. От трудов праведных у того и хлеб родиться. 4. Не пеняй на соседа торопись делом. 5. В полплеча работа тяжела не нажить палат каменных.
- Если все пословицы восстановлены правильно, команда получает пять балов — из расчета один бал за одну пословицу.
Прошу жюри объявить итоги конкурса “ПОСЛОВИЦЫ”
Конкурс “ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ” тема: "О птицах"
1ю Верите ли вы в то, что все перелётные птицы улетают от нас осенью на юг? (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток через Уральские горы, например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок- плавунчик.)
2. Верите ли вы в то, что некоторые птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дуплах, сойка – желуди, орехи.)
3. Верите ли вы в то, что птице легче выжить осенью, чем летом? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)
4. Верите ли вы в то, что дятлы осенью и зимой водят компанию, т.е. дружат, с другими птицами? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)
5. Верите ли вы, что есть зверь, который летом живёт в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)
6. Могут ли пауки летать? (В осенние дни ветер разносит паутинки с молодыми паучками.)
Ведущий: - Прошу жюри объявить результаты конкурса “ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ”
“ТЕАТР ОСЕННИХ МИНИАТЮР”
От каждой команды по одному человеку.
Игроки посредством жеребьёвки узнают свой сюжет и садятся на место. После чего объяснить условия проведения конкурса. Используя пантомимический умения разыграть осенние миниатюрки на заданную тему.
СЮЖЕТЫ:
- Медведь благоустраивает берлогу и укладывается в спячку.
- 2. Хомяк, собирающий запасы на зиму.
- 3. Еж, накалывающий на иглы грибы и яблоки.
- 4. Прощальный танец журавлей. (болельщикам)
- По десяти бальной шкале оцениваются находчивость и артистические способности.
Игроки выступают.
Прошу жюри объявить итоги конкурса.
ВНИМАНИЕ! Чёрный ящик.
Она хороша в пору цветения, усыпанная снежно-белыми цветами; хороша летом, в зелёном ореоле трепещущей листвы; но ближе к осени, когда её тонкие ветви гнутся под тяжестью рубиновых гроздей созревающих ягод, она становится прекрасна.
Когда-то в культуре многих славянских народов этот широко распространенный в средней полосе кустарник символизировал юную девичью красу. Тогда она была неотъемлемой частью свадебного обряда. Ещё готовя приданое, будущая невеста узором из листьев и ягод калины вышивала полотенце, - придёт время, и она преподнесёт его в дар жениху. Много позже, уже перед свадьбой её ветками украшали горницу, столы с праздничным угощением, свадебные караваи…
Бок о бок с радостью в созданном народными легендами образе этого кустарника идёт печаль. Одно из преданий рассказывает о влюбленной девушке, превратившейся в куст на могиле своего возлюбленного, а другое говорит о том, что ярко-красные, точно кровь, плоды, - это сердца тех, кто пал в боях с врагами.
Послушайте ещё одну легенду.
Во времена набегов татаро-монгольской орды жила вдова. Было у неё две дочери. Красивые девушки уродились, как писанки. С лица воду можно пить – как говорят. А мастерицы! Чего только не умели их умелые руки – шили, пряли, вышивали, цветы растили, хлеб косили. Пришла беда напали на село враги, загорелись дома, заплакали дети. Позвала мать девочек: “Бегите, дочки, лучше смерть, чем вражеская неволя”.
Спрятались девушки в лесу за селом…
Сожгли, ограбили татары село, оставили пожарище после себя. Вернулись сёстры к дому материнскому, нашли только пепел, угли, да обгорелые стены. От слез девичьих, что скатывались с лиц чудесных, вырос там куст, и назвали его девушки в память о матери – …Бушует куст красотой невесты весной, красотой материнства и зрелости бушует куст осенью. В течении всей жизни провожает человека это растение – счастье и судьбу дарит, от бед защищает, как сердце матери.
А сколько у нас задушевных и нежных песен сложено о ней, сколько мудрых сказок создано? Из далекого детства бережно храним мы в памяти волшебный (калинов) мост, на котором русский богатырь, Иван - крестьянский сын, победил 12-главого змея. Для славянских народов она всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья, олицетворяла скромность и невинность.
Буйно цветёт она в конце мая душистыми белыми гроздями. И, словно невестой в белой фате, невольно залюбуешься ею, издалека улавливается волнующий аромат ее цветов. И неустанно кружат над ней пчёлы, нектара в цветах запасено не менее, чем у липы - медового дерева.
НАРЯД ДЛЯ ОСЕНИ.
ОСЕНЬ — символ зрелости и плодородия, несущий на себе печать усталости от трудов и пристального взгляда на свои труды.
На помпейских и римских фресках и мозаиках Осень изображается в виде женщины с виноградом и виноградной лозой.
ЗАДАНИЕ: составить осенний наряд из листьев.
Я предлагаю нашим участникам создать свой образ ОСЕНИ:
Сентябринка, Октябринка, Ноябринка.
В это время игра с болельщиками.
Ведущий:
- Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поёт и бродит осень ...
Темнеет день за днём,
и вот опять слышна
Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.
Ведущий: - Я думаю, что наши команды уже справились с заданием, прошу жюри объявить итоги конкурса.
Конкурс “Презентация овоща” СКАЗКА ПРО РЕПКУ
Эту шуточную сказку можно разыграть без предварительной репетиции. Тексты следует приготовить заранее и раздать участникам перед выступлением, при этом каждый вытягивает себе роль. Чтобы дед не запутался, на головы участников мы надевали бумажные "шапочки" с изображением морковки, картошки…
Ведущий:
Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:
Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведёр пять…
Ох, устал, пора поспать.
(Ложится недалеко от репки и засыпает.)
Ведущий:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.
(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)
Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась. (Хватает репку и тянет.)
Ведущий: Хвать, но репка возмутилась.
Морковка:
Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадёшь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.
Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри
Стать могу картошкой фри,
Я - твой главный урожай!
Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!
Подведение итогов игры. Награждение.