Урок русского языка на тему "Письмо заглавной буквы "Р"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок формирования графического навыка, урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-открытие.

Цель урока: создать условия для формирования навыка письма заглавной буквы Р, соединений с ней, слов и предложений с данной буквой.

Задачи:

  • содействовать совершенствованию графических навыков написания изученных букв и формированию навыка письма новой буквы, умений определять слабую позицию гласных, дополнять предложения,
  • способствовать открытию знаний об именах полных и кратких, совершенствованию умений восстанавливать деформированные предложения, переводить печатный текст в письменный, упражнять детей в решении графико-каллиграфических задач;
  • способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
  • содействовать развитию умения высказывать свою точку зрения, делать осознанный выбор, работать в паре;
  • развитие графического навыка, мышления, речи, фонематического слуха.
  • воспитывать в детях такие качества, как уважение к чувствам другого человека, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания, сопереживание и стремление к результативности.

Оборудование: Прописи Андриановой, папка с сочинениями "Почему меня так назвали", цветы с именами детей (развешаны на стенах класса) (слайд 6), карточки с именами для работы в паре, на магнитах карточки с буквами а с л н у р, плакат с изображением письменных букв Рр, листочки кальки у детей, карточки Руслан Рома Роман.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности.

Посмотрите-ка на нас!
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
ни минутки не лениться,
не скучать не отвлекаться,
а стараться и стараться!

- Сегодня на уроке мы подведём первые итоги нашего проекта "Я и моё имя".

II. Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.

- Расскажем гостям, что мы узнали о наших именах.

На I этапе работы совместно с родителями ребята писали сочинения "Почему меня так назвали". Кого-то назвали в честь дедушки или бабушки, кого-то в честь доктора, помогавшего малышу родиться::.

На II этапе было изготовление цветов - "Ласковые имена" (по периметру классной комнаты - выставка аппликаций.)

III. Постановка проблемы.

1) Имена полные и краткие.

- В середине цветочка мы писали имена полные, а на лепестках - как ещё можно называть того или иного ученика нашего класса.

Работа в паре. На партах карточки с именами полными и краткими. Задание - найти пару (разложить карточки парами).

Екатерина - Катя, Михаил - Миша, Алексей - Алёша и т.д.

Мы можем теперь сделать вывод, что имена могут быть полные и :

На экране появляется схема (слайд 1).

2) Заглавная буква Р.

- Совсем недавно мы научились писать строчную букву р. Какие звуки обозначает эта буква? ([р], [р"]). Встаньте дети, в именах которых есть звуки [р], [р"].

Григорий Екатерина Александр Виктория Артём Валерия Мария Валерий Руслан:.

- Все эти имена мы пока не можем написать, так как ещё не все письменные буквы изучили. Но вот одно из имён напишем. А чтобы узнать какое, надо расставить буквы на доске в нужном порядке.

а с л н у р

- Чьё имя зашифровано на доске? (Руслан). Дети обращают внимание на написание имени с прописной буквы.

- Запишите это имя в рабочей тетради письменными буквами.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Почему вы не можете записать имя Руслан? (Мы ещё не умеем писать прописную букву Р.)

- Что же нам теперь делать? (Надо научиться писать эту букву.)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока:"Письмо заглавной буквы Р".

(Слайд 2.)

V. Реализация построенного проекта.

1) Подготовка руки.

  • массаж руки
  • письмо в воздухе после объяснения учителя, показа слайда 3
  • письмо по кальке

2) Письмо Р в прописи.

По пунктирным линиям, самостоятельно.

VI. Первичное закрепление.

1) Письмо соединений с буквой Р.

В прописи дано слово Родина.

- Кто знает, что это слово означает?

Родина бывает малая (город в котором родился или живёшь) и Родина большая - это твоя страна. Наша Родина - Россия. А столица нашей Родины - Москва.

(Слайд 4.)

2) Письмо слов с буквой Р.

На доске: Руслан Рома Роман

- Какое слово здесь лишнее? (2 варианта: Рома и Руслан). Почему? (Рома - краткое имя, а Руслан и Роман - полные имена; Руслан - лишнее, так как Рома и Роман - варианты одного и того же имени).

Снова обращение к схеме "ИМЕНА".

- У имени Руслан нет краткой формы.(Как и у имён Нина, Денис, Игорь).

Запись на свободной строке в прописи слова Руслан.

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1) Сравнение букв с образцом.

- Подчеркните простым карандашом в прописи те буквы, которые больше всего похожи на образец.

2)Перевод печатного текста в письменный и дополнение предложения.

На странице прописи Лариса и Роман: . (мирил налила играли)

- Какое слово из трёх, записанных после черты, больше подходит по смыслу? (ИГРАЛИ)

- Запишите составленное предложение письменными буквами. Вместо точек ставим выбранное слово играли.

На доске - запись этого предложения для проверки.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1) Разгадывание ребусов и запись слов письменными буквами (слайд 5).

2) Запись в прописи Рома Лара.

IX. Рефлексия УД на уроке.

Подведение итогов по схеме:

Я вспомнил узнал научился

- Какую новую букву учились писать на уроке?

- Кто может сказать, что она у него получилась?

- Для чего нам нужна буква Р?

- На какие 2 группы можно разделить имена?

- Продолжая работать над проектом "Я И МОЁ ИМЯ", выполним следующее задание: надо узнать, что означает имя каждого из вас.