Тип урока: урок формирования графического навыка, урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-открытие.
Цель урока: создать условия для формирования навыка письма заглавной буквы Р, соединений с ней, слов и предложений с данной буквой.
Задачи:
- содействовать совершенствованию графических навыков написания изученных букв и формированию навыка письма новой буквы, умений определять слабую позицию гласных, дополнять предложения,
- способствовать открытию знаний об именах полных и кратких, совершенствованию умений восстанавливать деформированные предложения, переводить печатный текст в письменный, упражнять детей в решении графико-каллиграфических задач;
- способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
- содействовать развитию умения высказывать свою точку зрения, делать осознанный выбор, работать в паре;
- развитие графического навыка, мышления, речи, фонематического слуха.
- воспитывать в детях такие качества, как уважение к чувствам другого человека, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания, сопереживание и стремление к результативности.
Оборудование: Прописи Андриановой, папка с сочинениями "Почему меня так назвали", цветы с именами детей (развешаны на стенах класса) (слайд 6), карточки с именами для работы в паре, на магнитах карточки с буквами а с л н у р, плакат с изображением письменных букв Рр, листочки кальки у детей, карточки Руслан Рома Роман.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности.
Посмотрите-ка на нас!
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
ни минутки не лениться,
не скучать не отвлекаться,
а стараться и стараться!
- Сегодня на уроке мы подведём первые итоги нашего проекта "Я и моё имя".
II. Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.
- Расскажем гостям, что мы узнали о наших именах.
На I этапе работы совместно с родителями ребята писали сочинения "Почему меня так назвали". Кого-то назвали в честь дедушки или бабушки, кого-то в честь доктора, помогавшего малышу родиться::.
На II этапе было изготовление цветов - "Ласковые имена" (по периметру классной комнаты - выставка аппликаций.)
III. Постановка проблемы.
1) Имена полные и краткие.
- В середине цветочка мы писали имена полные, а на лепестках - как ещё можно называть того или иного ученика нашего класса.
Работа в паре. На партах карточки с именами полными и краткими. Задание - найти пару (разложить карточки парами).
Екатерина - Катя, Михаил - Миша, Алексей - Алёша и т.д.
Мы можем теперь сделать вывод, что имена могут быть полные и :
На экране появляется схема (слайд 1).
2) Заглавная буква Р.
- Совсем недавно мы научились писать строчную букву р. Какие звуки обозначает эта буква? ([р], [р"]). Встаньте дети, в именах которых есть звуки [р], [р"].
Григорий Екатерина Александр Виктория Артём Валерия Мария Валерий Руслан:.
- Все эти имена мы пока не можем написать, так как ещё не все письменные буквы изучили. Но вот одно из имён напишем. А чтобы узнать какое, надо расставить буквы на доске в нужном порядке.
а с л н у р
- Чьё имя зашифровано на доске? (Руслан). Дети обращают внимание на написание имени с прописной буквы.
- Запишите это имя в рабочей тетради письменными буквами.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Почему вы не можете записать имя Руслан? (Мы ещё не умеем писать прописную букву Р.)
- Что же нам теперь делать? (Надо научиться писать эту букву.)
Итак, тема нашего сегодняшнего урока:"Письмо заглавной буквы Р".
(Слайд 2.)
V. Реализация построенного проекта.
1) Подготовка руки.
- массаж руки
- письмо в воздухе после объяснения учителя, показа слайда 3
- письмо по кальке
2) Письмо Р в прописи.
По пунктирным линиям, самостоятельно.
VI. Первичное закрепление.
1) Письмо соединений с буквой Р.
В прописи дано слово Родина.
- Кто знает, что это слово означает?
Родина бывает малая (город в котором родился или живёшь) и Родина большая - это твоя страна. Наша Родина - Россия. А столица нашей Родины - Москва.
(Слайд 4.)
2) Письмо слов с буквой Р.
На доске: Руслан Рома Роман
- Какое слово здесь лишнее? (2 варианта: Рома и Руслан). Почему? (Рома - краткое имя, а Руслан и Роман - полные имена; Руслан - лишнее, так как Рома и Роман - варианты одного и того же имени).
Снова обращение к схеме "ИМЕНА".
- У имени Руслан нет краткой формы.(Как и у имён Нина, Денис, Игорь).
Запись на свободной строке в прописи слова Руслан.
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
1) Сравнение букв с образцом.
- Подчеркните простым карандашом в прописи те буквы, которые больше всего похожи на образец.
2)Перевод печатного текста в письменный и дополнение предложения.
На странице прописи Лариса и Роман: . (мирил налила играли)
- Какое слово из трёх, записанных после черты, больше подходит по смыслу? (ИГРАЛИ)
- Запишите составленное предложение письменными буквами. Вместо точек ставим выбранное слово играли.
На доске - запись этого предложения для проверки.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1) Разгадывание ребусов и запись слов письменными буквами (слайд 5).
2) Запись в прописи Рома Лара.
IX. Рефлексия УД на уроке.
Подведение итогов по схеме:
Я вспомнил узнал научился
- Какую новую букву учились писать на уроке?
- Кто может сказать, что она у него получилась?
- Для чего нам нужна буква Р?
- На какие 2 группы можно разделить имена?
- Продолжая работать над проектом "Я И МОЁ ИМЯ", выполним следующее задание: надо узнать, что означает имя каждого из вас.