Методическая информация |
|
Тип урока | Изучение нового материала |
Цели урока | Познакомить учащихся с формами существования химических элементов – неметаллов (атом, простое вещество) |
Название учебного пособия и образовательной программы | Габриелян, О. С. Химия.8 класс. – М.:
Дрофа, 2011. Программа “Курс химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений” ( авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010) |
Название темы и раздела учебного курса | Раздел учебного курса: Простые вещества. Название темы: Простые вещества-неметаллы |
Класс | 8 |
Задачи урока | Задачи: а) Обучающие:
б) Развивающие:
в) Воспитательные:
г) Здоровьесберегающие:
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | К концу урока каждый учащийся должен знать:
понимать:
|
Необходимое оборудование и материалы |
|
Ход урока
№ слай-да | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивационно-ориентировочный этап |
||
Учитель: – Все кто меня видит,
посмотрите на меня. |
Приветствуют учителя. | |
1 | Знакомит с девизом урока | |
2–3 | Учитель предлагает, открыт учебник на
странице 73. – Что мы будем изучать сегодня на уроке? – Познакомьтесь с разделами параграфа. – Обратите внимание на ключевые слова и словосочетания – Прочтите все определения, которые есть в параграфе. – Сформулируйте тему и цель нашего урока. |
Учащиеся знакомятся с § 14, обращают внимание на название параграфа, на ключевые слова отвечают на вопросы, формулируют тему урока |
Тема формулируется совместно с учащимися. Создана конкретная ситуация, позволяющая учащимся выйти на основное содержание урока, осознать смысл овладения этим материалом, зародить интерес к изучаемому предмету. Все это позволяет сформировать познавательные мотивы у учеников. | ||
4 | Знакомит со знаниями, умениями, навыками, которые должны приобрести ученики в ходе урока | |
2. Операционно-исполнительский этап |
||
5 | Предлагает выполнить интерактивный тест на ноутбуках (презентация № 2) | Учащиеся работают с тестом по парам. |
Данный тест составлен по шаблону Ушаковой Н.В. Учащиеся по парам выполняют тест (использован триггер). Тест состоит из десяти вопросов с 4 вариантами ответов по каждому вопросу. При правильном ответе на номере вопроса появляется знак “+”, при неправильном знак “-”. Если учащиеся ответили неправильно, а потом наугад нашли правильный ответ, то знак “-” уже никуда не денется, т.е. к концу работу будет видно количество правильных и неправильных ответов | ||
6–7 | – Определите общее количество неметаллов в
Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева (используя
учебник стр. 73) – Определите положение неметаллов относительно диагонали В --- Аt – Перечислите элементы VIIA группы – Перечислите элементы VIIIA группы |
Работают с учебником, отвечают на вопросы, записывают в тетрадь определение терминов – галогены и благородные или инертные газы |
8–10 | Определите: число протонов, число
электронов, число нейтронов в частицах, изображенных на слайде. Среди представленных схем строения атома, найдите те, которые соответствуют неметаллам |
Выполняют работу в тетради. Проверяют работы по слайду. Приходят к выводу: Атомы неметаллов на внешнем энергетическом уровне содержат 4-7е-, инертные газы – 8е – завершенный уровень. Самые активные неметаллы – галогены, так как имеют на внешнем энергетическом уровне 7е-. |
11–12 | Проведение оздоровительной паузы по офтальмологическому тренажеру | Учащиеся водят глазами за указкой учителя и проговаривают вслух химические знаки неметаллов |
На данном этапе урока преследуется две цели: гимнастика для глаз и запоминание химических символов неметаллов. | ||
Предлагает познакомиться с презентацией № 3
“VIIIA группа” и ответить вопросы: Какие элементы относятся к инертным
газам? |
Знакомятся с презентацией, находят ответы на вопросы. | |
Вопросы заранее выданы на каждую парту, учащиеся работают в течение урока по парам. Обсуждают ответы на вопросы между собой. Затем идет фронтальный опрос по данным вопросам. | ||
13 | 1. Сравните простые вещества – металлы и
неметаллы по плану:
2. Рассмотрите выданную коллекцию неметаллов |
Работают с коллекцией, с учебником. Дают устный отчет о физических свойствах простых веществ. |
14 | Лабораторный опыт 1.
Разделите выданные образцы веществ на металлы и неметаллы |
Выполняют лабораторный опыт |
15 | Подводит итог по физическим свойствам,на слайде демонстрирует графит, йод, бром. | |
16 | Проведение оздоровительной паузы | И.п. – основная стойка. Руки через стороны
вверх, подняться на носки, подтянуться; вернуться в и.п. (Хорошо
растянуть позвоночник.) Повороты головы влево, вправо. |
Предлагает познакомиться с презентацией
№ 4 “Аллотропия” и ответить вопросы. 1-я группа: 1. Назовите аллотропные модификации кислорода. 2-я группа: 1. Назовите аллотропные модификации углерода. 3-я группа: 1. Назовите аллотропные модификации фосфора |
Работают по парам. Знакомятся с презентацией, находят ответы на вопросы. Затем отвечают на вопросы. | |
Вопросы заранее выданы на каждую парту. | ||
3. Оценочно-рефлексивный этап | ||
17–21 | Фронтальный опрос по слайдам 17–21 | Отвечают на вопросы |
22 | Проверьте свои знания. | Решают интерактивный тест – презентация № 5 |
Тест составлен в программе PowerPoint с помощью гиперссылок. Вопросы составлены, согласно теме урока. Тест использован для закрепления учебного материала. Состоит из восьми вопросов с 4 вариантами ответов по каждому вопросу. В конце работы учащийся получает оценку. | ||
Домашнее задание. Подведение итогов | ||
23 | Учитель подводит итог урока. Выставляет
оценки. Комментирует домашнее задание. На заключительной стадии урока учитель предлагает учащимся завершить фразу: “Сегодня на уроке я узнал, что…, этому способствовало…” |
Записывают домашнее задание. Подводят итог, что они узнали на уроке. |
В завершение урока учащиеся
имеют возможность высказаться и задать вопросы. Организация внутренней оценочной деятельности и внешней рефлексии собственной учебной деятельности дает уверенность, удовлетворенность результатами труда, формирует адекватную самооценку. Учитель комментирует домашнее задание, дает рекомендации. Спокойное завершение урока является желательным с точки зрения технологии здоровьесбережения. |
Литература
- Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Врублевский А.И., Баоковский Е.В. Тесты по химии. Химия элементов. – М.: Рольф:Айрис-пресс, 1999.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга для учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2011.
- Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.
- Инж. Рюмин В.В. Занимательная химия: Опыты и развлечения из области химии. – Ленинград: Издательство “Время”, 1927.
- Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справ. пособие / Ю.Н. Кукушкин, В.Ф. Буданова, Р.А. Власова и др.: Под ред. Ю.Н. Кукушкина. – М.: Высш. школа, 1993.
Интернет-ресурсы
- Издательство “Просвещение”: http://www.prosv.ru/
- “Просвещение-МЕДИА”: http://www.pmedia.ru/ru
- Система программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса “1С: Образование”: http://edu.1c.ru/
- Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/